Новости сайта
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Железнодорожный вокзал

Строительство вокзала в Красноярске, осуществленное в 1895 году по проекту архитектора Николая Соловьева, обошлось в 40 тысяч рублей. Тогда это был единственный вокзал II класса на Средне-Сибирской железной дороге. Здание было построено из кирпича и оштукатурено. Помещение имело залы ожидания первого и второго классов.

Пассажирский вокзал г.Красноярск

Вот как живописует его автор в книге «Великий путь»:

Эффектно выглядит это здание ночью при свете электрических фонарей, и, когда вы подъезжаете к станции, среди шума и грохота поезда, свистков, криков рабочих, она, слившись в одну линию с прилегающими строениями, кажется громадным чудовищем, вынырнувшим из обширной, местами приподнятой равнины, без всяких признаков растительности.


Прибытие первого поезда в Красноярск

Прибытие первого поезда в Красноярск 6 декабря 1895 года явилось крупным событием в жизни города. Газета «Енисей» писала: «Еще задолго до прибытия поезда стал собираться народ и к 3 часам едва ли не более половины всего населения города толпилось и двигалось в ожидании поезда». Он состоял из 20 вагонов и двигался медленно, так как шпалы были уложены наскоро. Народ встретил его криками «Ура!» Вокзал был украшен зеленью, надписями и флагами, играл военный оркестр.

Красноярский вокзал при прибытии первого поезда

Строителей дороги встретили обедом с шампанским, застольными спичами и в заключение танцами, затянувшимися далеко за полночь. Местная газета восторженно писала: «День 6 декабря 1895 года должен начать новую эру в Сибири вообще и для Приенисейского края в частности».

К моменту прибытия первого поезда губернский центр уже имел вокзал, возведенный из камня. На станции Красноярск происходила пересадка пассажиров и очень значительная погрузка и выгрузка. Грузы следовали по Енисею и к Иркутску, и обратно.

8 декабря 1895 года Министр Путей Сообщения князь М.Хилков подал Всеподданейший доклад Министра Путей Сообщения.

Начальник работ по постройке Средне-Сибирской железной дороги доносит, что в сего декабря, в высокоторжественный день Тезоименитства Вашего Императорского Величества в 2 часа дня прибыл в Красноярск по окончательно устроенному железно-дорожному пути первый поезд, по случаю чего в присутствии Губернатора и местного настоятеля совершено было благодарственное молебствие о здравии и  благоденствии Вашего Императорского Величества и Всего Августейшего Дома.

О сем Министр Путей Сообщения приемлет долг всеподдайнейше довести до Высочайшего Вашего Императорского Величества сведения.

В начале ХХ века железнодорожный вокзал был местом народных гуляний. На вокзал приходили целыми семьями, выпивали и закусывали в буфете, смотрели на поезда и прогуливались на перронах.

...За сто с лишним лет на вокзале случалось всякое, местная пресса охотно рассказывала о набившем оскомину вокзальном «сервисе», различных мошенниках и бродягах, нашедших здесь приют, о беспомощности полиции.

Вокзал г.Красноярск

Вот лишь несколько сценок, из газет:

В вестибюле станции Красноярск городским управлением устроен телефон для общего пользования. Желающие говорить по телефону опускают в устроенное в аппарате отверстие 10-копеечную монету и могут говорить в течение 5 минут. Но вследствие порчи нет никакой возможности говорить...

Любопытные сценки почти ежедневно происходят в пассажирских залах I и II классов на ст. Красноярск. Когда прибудет поезд, масса пассажиров бежит в упомянутые залы с надеждой найти там чернила с ручкой. И так как в зале есть только один прибор, каждый старается этот «драгоценный предмет» захватить в свои руки, от чего происходит шум, давка и толкотня. Неужели станция так обеднела, что не имеет какого-нибудь рубля на приобретение этих предметов?

Проводы на вокзале члена гос. Думы Ермолаева

Еще одна газета описала случай, произошедший с неким Суриным, коммерсантом из Иркутска, который имел неосторожность познакомиться с «дамой под черной вуалью в шикарной, покрытой бархатом ротонде». Знакомство привело к тому, что они поехали в одном купе. А к утру прекрасная дама исчезла, прихватив бумажник Сурина с 250 рублями...

Впрочем, подобными историями нынешних жителей Красноярска не удивишь. Они знают случаи и похлеще...

Красноярск. Старое здание железнодорожного вокзала. 1960 годЯ уже публиковала статью про путешествие из Красноярска в Петербург местного журналиста Ф.И.Романова. В 1898 году 120 рублей была средняя годовая зарплата рабочего в Красноярске, поэтому понятие «доступности» и в то время и сейчас различалось, в зависимости от классовой принадлежности.

А съездить [в столицу] теперь всякому доступно: имея 120 рублей в кармане, можно съездить туда-обратно и прожить там целый месяц.

Красноярск. Железнодорожный вокзал. 1963 В 1961 году было построено новое здание красноярского вокзала.  У его входа со стороны перрона была установлена двухметровая мемориальная плита с бронзовым барельефом Ленина и надписью: « Владимир Ильич Ленин, высланный царским правительством в сибирскую ссылку, прибыл на станцию Красноярск 4 марта 1897 года».

Красноярский железнодорожный вокзалА к 2003 году, в связи со значительным увеличением пассажиропотока, потребовалось перестроить здание вокзала  и реконструировать привокзальную площадь. Реконструкция привокзальной площади, осуществленная в 2003 году, была проведена на основе проекта архитектора  Андрея Борисовича Касаткина и обошлась примерно в 170 миллионов рублей. А  перестройка здания вокзала уже (по сравнению с 40 000-ми 1895 года) в полтора миллиарда рублей.

М.Терешкова.

Дополнительные фотографии

14 фотографий
   


  • Тамара Цитировать no_subscriber
    22 января 2010 в 10:53

    Очень интересно. Особенно, если сравнить 1,5 млрд и 40 тыс. руб )

  • Красноярец Цитировать no_subscriber
    22 января 2010 в 12:07

    С 40 тысяч до полтора миллиарда рублей — это какая же инфляция за сто лет? Страшно представить!!!

  • Марина Цитировать no_subscriber
    22 января 2010 в 12:34

    Так сравнивать не совсем корректно, нынешнее здание вокзала намного больше, да и стоимость реконструкции площади тоже много стоила.

    Сегодня 120 тыс, примерно, как тогда 120 руб. Представляете, сколько будет стоить новая реконструкция здания вокзала (пусть даже уже не железнодорожного) еще через сто лет!

  • Инна Цитировать no_subscriber
    18 ноября 2010 в 11:31

    Как написано в учебнике Раицкой, по которому учится мой сын — один из самых красивых и удобных вокзалов в стране. Явно не случалось Раицкой таскать по лестницам чемоданы на колесиках... Ни в подземных переходах, ни на надземных мостиках, ни в здании вокзала, ни на его торжественном крыльце почему-то не догадались сделать пандусы.

    И билеты Раицкая в здании вокзала не покупала! Кассовый зал очень высокий, но как-то так хитро устроена вентиляция, что дышать нечем. Несмотря даже на фонтанчик посреди зала. Кассы закрыты звуконепроницаемым стеклом, в нем, правда, есть щель для билетов, и еще возле нее несколько дырочек — как в старых автобусных компостерах. Нужно как можно ближе к ним придвинуться (а высота такая, что человеку среднего роста нужно при этом немножко присесть) и навалиться на столик для этих билетов — дырочки очень низко над столиком. Но это ладно. Чтобы услышать, что тебе отвечает кассирша, нужно очень быстро повернуться к дырочкам ухом. Не успел — снова ртом, и еще быстрее ухом! На полусогнутых и лежа грудью на столике...

    Не считая края фонтана, в кассовом зале нет сидений — каково инвалидам, старикам, беременным, и тем, кому просто стало плохо от духоты?

  • алла Цитировать no_subscriber
    18 ноября 2010 в 22:02

    Мда, ужасы какие-то рассказываете. Если этот «один из самых красивых и удобных вокзалов в стране», так может просто остальные вокзалы еще хуже?

  • Елена Цитировать no_subscriber
    20 июля 2012 в 10:27

    Спасибо большое за информацию.

Оставьте комментарий


 

 

3 + 9 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Дом Чернышева
Новые комментарии
  • Хирургический барак
    Марина : Спасибо большое за помощь! Бегаю по собеседованиям, совсем нет времени...

  • Хирургический барак
    Геннадий Ульянов : Старая ветеринарная станция находилась на Новобазарной площади, по Все...

  • Дом М.Х.Зельмановича
    Геннадий Ульянов : Школа музыкальная открылась в этом доме в 1933 г., в тот же год, когда...

  • Дом М.Х.Зельмановича
    Евгений Зельманович : Все правильно! Дом построен в ХХ веке и является памятником ХХ века, а...

  • ЧаВо
    галина : меня интересует пер. Овсяниковский . я знаю что там стояли лавки этих ...

Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место