Если пройти по улице Горького вдоль ограды Центрального парка к Енисею, то с левой стороны в укромном уголке стоит массивное кирпичное здание. Хотя сейчас дом известен красноярцам как военный госпиталь, но изначально здание было выстроено для Красноярской духовной семинарии.
В 1888 году Красноярская городская дума передала в бесплатное пользование Обществу попечения о начальном образовании участок городского тира, который находился на берегу Енисея за городским садом. Там стали устраиваться многочисленные детские праздники с музыкой, играми и фейерверками.
В 1895 году это место было передано духовному ведомству для постройки здания Красноярской духовной семинарии.
Когда в 1898 году больше половины участка оказалось загромождено строительными материалами, встал вопрос о переселении сада Общества. В 1902 году Дума приняла постановление об увеличении площади детского сада в юго-западном углу городского сада. Прирезанная площадь была обнесена высоким дощатым забором для изолирования детской публики от взрослой.
Историю Красноярской духовной семинарии подробно описал краевед Юрий Болдырев в 2000 году в газете «Вечерний Красноярск»:
В 1721 году был издан Духовный регламент, котором предписывалось «всякому епископу иметь при доме своем школу для детей священнических и прочих в надежду священства определенных». Составитель Феофан Прокопович учредил при своем доме в Петербурге духовную семинарию, которая должна была быть образцом таких учебных заведений.
После основания в 1861 году Енисейской епархии владыка Никодим направил в Святейший Синод ходатайство об открытии духовной семинарии в Красноярске. Ответ был неутешителен: «Отложить открытие семинарии до того времени, когда будут в виду достаточные к тому средства».
Только почти через тридцать лет необходимые средства были найдены и высочайше утвержденная в 1894 году Красноярская семинария начала свои занятия 4 сентября 1895 года, в трех двухэтажных деревянных домах на участке земли, принадлежащей ранее золотопромышленнику Никите Федоровичу Мясникову. Состоявшийся вскоре 25-й епархиальный съезд духовенства избрал, а Преосвященный епископ Акакий утвердил комиссию по строительству нового здания духовной семинарии.
Освящение места под семинарию состоялось 11 июня 1900 года, а в ноябре началось строительство на углу Садовой улицы (ул. Бограда) и Архиерейского переулка (ул. Горького). Автором проекта являлся гражданский архитектор Евгений Львович Морозов, а строил енисейский губернский архитектор Александр Александрович Фольбаум.
На снимке видно, что слева к зданию примыкает Александро-Невская домовая церковь с шатром, увенчанным кованой ажурной решеткой и малым шатром, увенчанным луковичной главкой с крестом. В настоящее время они не сохранились.
При духовной семинарии в 1903 году открылась образцовая школа. Обучение в ней проводилось по обычной программе начальных школ. Школа нужна была для практических занятий учащихся 5-го и 6-го (выпускного) классов семинарии. Количество учеников школы в разные годы колебалось. Так, в 1908г. училось 54 мальчика, в 1912г. — 35, в 1913г. — 46 (для сравнения: в семинарии в 1912г. было 126 учащихся).
Первыми учениками семинарии были выпускники духовного училища. Первым исполняющим обязанности ректора семинарии с 1895-го по 1897г. был Константин Алексеевич Успенский. После него ректором стал кандидат богословия протоиерей Николай Петрович Асташевский.
Кроме духовных предметов в семинарии преподавали: логику, психологию, философию, русскую словесность и историю русской литературы, языки греческий, латинский и еврейский.
По степени успеваемости семинаристы 6-го класса делились на два разряда. Выпускникам 1-го разряда присваивалось звание «студент семинарии» с выдачей аттестата. Выпускникам 2-го, выдавалось лишь свидетельство об окончании полного курса. В остальных классах учащиеся разделялись на три разряда; 1-й и 2-й переводились в следующий класс, 3-й — отправлялся на осеннюю переэкзаменовку.
Выпускником Красноярской духовной семинарии был первый заведующий Енисейского центрального книгохранилища Михаил Иванович Пальмин. В семинарии обучался и пел в ее хоре Петр Иванович Словцов — «сибирский соловей», а хором в то время, в 1909 году, руководил известный композитор и педагог Павел Иосифович Иванов-Радкевич.
Еще одним знаменитым учеником семинарии (1906—1907) был Майнагашев Степан Дмитриевич — этнограф, общественный деятель, основатель хакасской письменности. Степан Дмитриевич был сагаец из рода Томнар, родился в 1886 году в аале Иресов Аскизской степной Думы соединенных разнородных племен. Курс Красноярской духовной семинарии он прошел по сокращенной программе (для «инородцев»).
Из воспоминаний выпускника духовной семинарии 1901 года М.П.Соколова, который по окончании курса семинарии обучал детей в Церковно-приходской школе (ЦПШ) села Маторское Минусинского уезда.
Школа была одно-классная, с 70-ю учениками, в основном детьми переселенцев. Бывало, в длинные зимние вечер заберешься на полати, возьмешь письменные работы учеников и при сальном огарке исправляешь их, а на улице метель воет, в пустой школе по всем углам раздается треск и завывание; жутко приходилось, тем более, что школа тогда стояла за селом. Ночевал я один. Если добавить, что жалованье я тогда получал 20 рублей в месяц, то из этого ясно обрисуется положение в то время учителя.
После перевода его в Туруханский край:
Школ в тундрах нет и едва ли могут быть. Обучение детей велось мною следующим образом. Собирались мы обыкновенно для занятий в чуме или в балагане. Балаган – это четырехугольное помещение, сделанное из лиственничных жердей, покрытого толстым слоем снега, оставляя отверстия для окон. Вместо окон вставлены льдины, около четверти толщиною, через которые попадает очень мало света.
Сядем, бывало, возле огня (костер, не потухая, горит целые месяцы), на разостланные на земле оленьи шкуры, ноги подберем под себя и начнем учиться по раскрытым букварям. О письме, конечно, при таком обучении нечего было и помышлять. Дым, наполняющий чум густым облаком, невыносимо разъедает глаза, на улице пурга, мороз. Сидишь с инородческими ребятами в костюме инородца. Учились чтению, молитвам, больше всего заучивали краткие молитвословия. Вечером, когда соберутся взрослые инородцы, поучаешь их рассказами из Закона Божия.
В июле 1919 года здание семинарии было отдано в распоряжение армии Колчака, а сама семинария переехала в епархиальное женское училище, где и находилась до закрытия в 1920 году.
В 1920 году бывшее здание семинарии занял военный госпиталь, переехавший сюда с Плац-парадной площади, где он и находится уже 90 лет.
В начале 30-х один этаж госпиталя был отдан под санаторий. В нем отдыхали такие известные люди, как Иван Папанин и Отто Шмидт.
Сейчас госпиталь рассчитан на 183 койки и имеет поликлиническое отделение. Численность прикрепленного контингента составляет 31 тысячу человек. Военные пенсионеры и члены их семей плюс примерно пять тысяч военнослужащих.
В настоящее время в рамках проходящей в России военной реформы, госпиталь собираются ликвидировать. При этом 270 медицинских работников останутся без работы.
На видео с сайта Красноярской ГТРК можно посмотреть на госпиталь изнутри.
А поскольку здание на ул.Горького, 2 принадлежит министерству обороны, то оно и будет решать его дальнейшую судьбу.
Дополнительные фотографии
Среди выпускников семинарии — известный ревматолог, академик РАМН Анатолий Иннокентьевич Нестеров (лауреат Ленинской премии,Герой Социалистического труда) и скульптор Георгий Дмитриевич Лавров, учившийся и работавший в 30х гг во Франции. Об этом написано не во всех их биографиях. Нестеров — сын деревеского священника, Лавров — иконописца
деревенского! извините