Новости сайта
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Первые велосипеды в Красноярске

Такое простое и всем сейчас известное средство появилось в Красноярске всего 125 лет назад. Вот как описывал в 1895 году основные достоинства велосипеда А.П.Ивашенцев в книге из домашней библиотеки Юдина  «Современный велосипед».

...почти круглый год можно им пользоваться, избегнув необходимости тратить деньги на извозчиков, или время ...на ходьбу пешком; а в в дачную пору велосипед дает возможность даже людям, связанным со службой, поселить семью на даче...подальше: здоровье семьи от этого выиграет много, средство же передвижения не только не будет утомлять занятых членов семьи, а напротив принесет при городской сидячей работе пользу их здоровью...


Пока запрягают лошадь, пока нанимают извозчика...Велосипед под управлением хорошего ездока уже летит по дороге, к доктору, в аптеку, в пожарное или полицейское бюро, одним словом, к намеченной цели, и летит шутя, со скоростью 18-20 верст в час.

При этом в книге не писалось о том, как от «летящей шутя» железной штуковины, сбрасывая седоков и ломая экипажи, стали в ужасе шарахаться лошади.

К моменту издания книги в 1895 году, по сведениям городской управы, в Красноярске насчитывалось уже около 50 велосипедов, на которые полицейским управлением выдано было уже 43 знака.

Правда, когда речь заходит о первых велосипедах, обычно представляется велосипед с огромным передним колесом. Но когда первые велосипеды появились в Красноярске -  это были уже гораздо более функциональные модели (т.н. низкие). 

И хотя купить можно было велосипеды разных типов, не все они были разрешены для езды в городах Енисейской губернии.

Городские власти специально издали в 1892 году обязательные во всех городах Енисейской губернии

правила езды на велосипедах:
1. Езда по всем городским улицам и площадям допускается только на низких (безопасных) одноместных двухколесных велосипедах лицам, получившим на то право в установленном порядке.
2. Каждый велосипед при езде на нем по городу должен ... обязательно иметь звонок, а с наступлением темного времени – зажженный фонарь.
3. Во время езды по городу, велосипедисты обязаны иметь настоящее разрешение при себе и предъявлять его по требованию полиции.
4. Быстрая езда по городу и, в особенности вперегонку, безусловно воспрещается.
5. Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы, по возможности ближе к тротуару.
6. Обгоняя пешеходов или экипажи, следует умерить ход и заблаговременно дать звонок.
7. В случаях беспокойства лошадей, обязательно сойти с велосипеда и стараться укрыть его.
8. Огибать угол или пересекать улицы должны тихим ходом, давая звонок.
9. В местах большого скопления публики или экипажей надлежит сойти с велосипеда и провести его в руках.

Перед лошадью с велосипеда необходимо сойти.
10. При совместной езде, велосипедисты должны ехать один за другим в расстоянии не менее одной сажени и притом группами не более трех человек.
11. Безусловно, воспрещается ездить на велосипедах, а также провозить в руках по тротуарам улиц, протекающих в садах, скверах и других местах.
12. Езда на велосипедах в той или другой местности может быть останавливаема по требованию полицейского чиновника, находящегося в наряде во время крестных ходов, больших похоронных процессий, и вообще в местах значительного… скопления публики.

Лица, виновные в нарушении настоящего обязательного постановления, независимо административной или судебной ответственности, могут быть, по усмотрению губернатора, лишены права езды на велосипедах по городу временно.

А затем городская дума обложила велосипедистов налогом, мотивируя это тем, что они подрывают промысел извозчиков, не пользуясь их услугами, и на переправе через Енисей с велосипедистов стали брать такую же плату, как за провоз живого коня.

...лица, имеющие велосипеды и предпочитающие делать по своим надобностям передвижения на них, пользуются возможностью иметь значительные экономические сбережения как от содержания лошадей и экипажей, так и от вознаграждения за услуги существующих повсеместно легковых извозчиков, обложенных в пользу городов, в том числе и Красноярска, значительными налогами за содержимый ими промысел, а между тем распространение велосипеда подрывает до некоторой степени этот промысел и вместе с тем влечет к уменьшению доходов города с такового и, с другой стороны, что обложение велосипедов сбором в доход города, применительно к существующим в некоторых городах Европейской России сбором с экипажей частных лиц, от 3 до 8 рублей, — в размере хотя бы 6 рублей в год за каждый велосипед, — не может быть обременительно для владельцев велосипедов потому, что лица, имеющие велосипеды, большей частью состоятельные и велосипед для них, в большинстве случаев, является не как вещь необходимая, а как развлечение; следовательно для лица, затратившего на приобретение велосипеда от 100 до 200 и более рублей, налог в 6 рублей в год  как за предмет роскоши не составит тягости.

В уплате означенного сбора каждому из владельцев велосипеда городскою управою должны быть выдаваемы установленные квитанции и металлические знаки с №№-ми для нахождения при велосипедах, ... в случае же неимения при велосипеде такого знака, а также в случае и неуплаты вовсе владельцами велосипедов в срок с 1-го по 15-е мая-каждого года, причитающегося сбора или уклонения от уплаты такового, то езда на велосипедах таким владельцам их, в пределах, принадлежащих городу земель, воспрещается навсегда, или же они должны уплатить штраф в тройном размере сбора с велосипедов независимо от причитающегося сбора.
ГАКК, ф. 161, оп. 2, д. 2041, л. 10-12

Нарушителей правил, правда, всегда хватало. В газете "Красноярский вестник за 1910 год есть небольшая заметка, в которой рассказывалось, что «на днях внимание обывателей привлек крик полицейского стражника, догоняющего велосипедиста...Держите его! Держите!! — кричал стражник, — без номера едет...А виновник происшествия улепетывал во все лопатки и вскоре скрылся, свернув в переулок, оставив в дураках бравого охранителя городских порядков».

«Можно сказать с полной уверенностью, что нет такого неловкого и неуклюжего человека, который бы при некотором желании и маленькой настойчивости не выучился бы ездить на велосипеде.» («Современный велосипед» А.П.Ивашенцев, 1895 г.)

По инициативе минусинского уездного исправника приобретён для обслуживания нужд полиции велосипед. Каждый полицейский чин будет обучен езде на велосипеде, и таким образом дежурный полиции будет являться на место происшествия вовремя.

«Омский телеграф», 15 июля 1916 года.

Господа!

Мы связаны восхитительными, жизнерадостными ощущениями, потому что мы приближаемся к птице, для которой  не существует преград!

Благодаря велосипеду, способствующему нашему сближению, когда только мы этого пожелаем, мы научились знать, уважать и любить друг друга, так как велосипед часто служил к устранению предрассудков и грустных недоразумений в наших личных отношениях!

Велосипед дал новую формулу братского общения. Вот почему, я пью за единение народов при помощи велосипеда — символа человеческой свободы!

Тост произнесенный доктором Филиппом Тисье на митинге велосипедистов в Бордо. 1894 г.

М.Терешкова.

  • Тамара Цитировать no_subscriber
    19 марта 2010 в 9:53

    И где Вы раскапываете такую старину? Молодцы.

  • Елена Цитировать no_subscriber
    21 марта 2010 в 0:44

    Номера на велосепедах!!!??? А номер этот на крыло крепили?

  • Марина Цитировать no_subscriber
    21 марта 2010 в 17:37

    Елена, я точно не знаю, но мне кажется что крепили его под седлом, поскольку в правилах запрещалось закрывать знак одеждой или сумкой.

  • irinaodessa Цитировать no_subscriber
    22 марта 2010 в 1:05

    А велосипед, был не дешев. Тут, на налоги, действительно, жаловаться было просто не прилично. Подборка, очень интересная. Для меня, просто открытие. Я всегда считала, что бум на массовое использование велосипедов, был позже.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    22 марта 2010 в 6:33

    Власти считали его роскошью, а не средством передвижения. А понт дороже денег.

  • Manyuta Цитировать no_subscriber
    28 марта 2010 в 13:10

    Представить тяжело, что в 1895 году люди платили транспортный налог, на велосипед. Сума сойти!!!

  • Константин Цитировать my_subscriber
    10 августа 2013 в 4:48

    Спасибо!

    Очень онтересно!

    А номера на велосипедах видел в 1991 г в г. Осташкове Тверской области. Они были металлические, эмалированные. Крепились к раме на заклепанном тросе.

Оставьте комментарий


 

 

1 + 10 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Здание Минусинской библиотеки
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место