Новости сайта
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Река Кача (часть 3)

Планировка местности на Каче, где решено было устроить канаву для нового русла реки была проведена  1 сентября 1909 года. Комиссия в составе гласных К.И.Ауэрбах, С.В.Телегина и городского архитектора 20 августа 1909 г. осмотрела в черте города  по берегам Качи местность, где разрушаются берега. Установили, что река угрожает весьма быстрому разрушению не только незаселенной площади около переселенческих бараков, но и ниже, где застроен целый квартал, а также и мельнице Телегина. Комиссия нашла необходимым прорыть выше мельницы по прямой линии канаву длиной до 400 с., шириной в 4 с. В высоких местах канавы сделать откос, в верхнем конце ее перегородить русло Качи. Средств у города, естественно, не хватало, поэтому решили на первое время ограничиться рытьем канавы в 149 с. в нижней части, которая обойдется всего в 1703 р. 62 к. Это давало возможность оградить хотя бы часть местности от разрушения, в особенности около усадеб Гераги и Логиновой. Работать лучше было осенью по мелководью Качи.

Падалкин мост

Был составлен план и смета, Телегин ввел поправку, что длины канавы достаточно всего 100 с., ширины 4 с., что составило бы 400 куб. саж. выемки, необходимой на завалку бортов. Ауэрбах пригласил для консультации инженера Великанова, с которым вновь 27 августа исследовал берега реки. Великанов сделал предположение, что при устройстве канавы шириной 4 с. вода начнет разрушать борта, грунт будет выноситься в старое русло, образовывать барьеры, река начнет искать себе новое направление. В месте проектируемых работ уклон течения реки был 0, 037. В прямой канаве течение будет намного быстрее, берег канавы в любом месте мог быть прорван. Такое устройство канавы Ауэрбах назвал авантюрой. Его проект предлагал канаву в 10 с. ширины с полуторным откосом. Правый берег должен быть укреплен плетнем и камнем так, чтобы при самом высоком уровне вода не могла перейти за борт канавы.

Дума решила, что заключение Великанова пригодится в будущем для капитальных работ, а пока городу выгоднее укрепить берег только в некоторых местах.

Городские жители постоянно критиковали способность городского самоуправления не замечать вовремя небольших повреждений, которые в последствии увеличиваются в размерах и приносят много вреда.

За примерами дело не станет. Достаточно указать на речку Качу, которая поглощает ежегодно на исправление ее берегов тысячи рублей общественных денег. И, несмотря на это, река продолжает разрушать частные усадьбы и годные для заселения городские площади. За этой капризной рекой должен быть неослабный надзор. Если заметил бы кто-нибудь, что вода начинает пробиваться не в желательном направлении, сейчас два-три поденщика дали бы воде возможность идти по назначенному пути, и дело было бы готово. А то пропустят момент, дадут реке воли — и смыты целые десятки сажень площади, примыкающей к реке. И надо затрачивать на укрепление берегов.

Начнет-ли где разрушаться набережная от выпавших двух-трех камней, которые могли быть вставлены на прежнее место; нет, дождутся, чтобы окончательно все разрушилось, тогда и примутся капитально исправлять. Покровский мост, не так давно ремонтированный, требует в настоящее время чуть не постройки нового, только из-за того, что грязь на мосту никогда не очищалась, — плахи и бревна гнилы. Следовало бы всем агентам городского самоуправления всякий раз, как только заметят какие-либо упущения, докладывать об этом для принятия немедленных мер к исправлениям.

«Красноярский вестник». 13 сентября 1909 г.

Весной 1910 года Кача дала так много воды. что ниже устья ее на Енисее была залита вся дорога. Большие пространства по льду приходится брести по воде, вода даже заливала зимние экипажи.

В 1910 году городские власти обратили внимание на то, что Покровский мост через Качу пришел в такое неисправное состояние, что стал угрозой для жизни и  здоровья граждан города, живущих в районе реки. По акту от 30 августа 1909 года губернский архитектор Соколовский и гражданский инженер Дриженко признали необходимым для временного его поддержания произвести следующий ремонт:
1) переменить верхний настил;
2) забить четыре новых сваи;
3) устроить 8 ледорезов из 3-х свай каждый.

21 апреля 1909 года городская управа просила Енисейского Губернатора отнести Покровский мост к числу таких сооружений, содержание которых по ст. 719, 761, 762 Уст. Пут. Сообщ. относилось бы на средства губернского земского сбора. 16 мая был получен ответ, что, «принимая во внимание, что Покровский мост через речку Качу находится в районе города и служит соединением частей его и что он не может быть отнесен к категории таких мостов, которые по значительности размера, сильному разливу вод или по самому свойству грунта требуют особенного технического соображения о построении их и чрезвычайных мер для содержания их после постройки, ... ходатайство городской управы о принятии перестройки или ремонта Покровского моста на средства губернского земского сбора не имеет достаточных законных оснований и ... не может быть удовлетворено».

Покровский мост был построен на общеземские средства в 1842 году, когда Закачинская часть города была почти не заселена.

30 июня городская управа вновь обратилась к губернатору об осмотре моста через особую комиссию для определения степени значительности и серьезности этого сооружения и затраты на его капитальный ремонт. Лучшим временем для работ по ремонту и устройству мостов  была вторая половина зимы. Городская дума разрешила управе истратить на ремонт Покровского моста 898 руб. 47 копеек и поручила вновь отправить ходатайство губернатору о возмещении расхода из сумм губернского земского сбора. Основанием послужило то, что мост этот служил преимущественно для почтового сообщения по Енисейскому почтовому тракту и, таким образом, обслуживал общегубернские нужды. Для сообщения же жителей между отдельными частями города содержались городским общественным управлением особо три  моста через речку Качу: Закачинский, Радайкин и Юдинский.

Весной 1914 года по поручению городской управы комиссия в составе: члена управы Ветрова, председателя ревизионной комиссии С.А.Кузнецова, городского архитектора С.Г.Дриженко и городского техника И.Д.Обносова, был осмотрен Радайкин мост и составлен акт:

1914 г. апреля 29-го дня. Мы, нижеподписавшиеся, произвели осмотр Радайкина моста, при чем оказалось, что часть левой дамбы моста и берега длиной до 20 саж. и шириной от 1 до 5 саж. отмыта, промоина продолжает увеличиваться, забор старообрядцев снесен водой и подмыт береговой устой (свинка).

В это время капитально ремонтировать берег было нельзя из-за высокой воды и сильного течения. Для восстановления проезда через мост, главным образом, в целях противопожарных, необходимо было забить сваи и укрепить на них  прогон для настила.

Вообще, речка Кача образовала к тому времени много локтей, которые способствовали размыванию берегов между мостами Радайкиным и Юдинским и у кишечного завода. Ремонт производить необходимо было срочно, не откладывая до следующего разлива вод.

3 мая 1914 года Радайкин мост, размытый весенними водами, был отремонтирован. Городскому техническому надзору было поручено составить предварительные сметы для спрямления русла реки и укрепления берегов. Укрепление берега выше Радайкина моста обошлось в 4 386 руб. 80 копеек, у кишечного завода — 3 329 руб. 45 копеек. По смете же на 1914 г. на устройство русла реки выделено было всего 300 рублей, из которых на проведение канала во льду весной уже было истрачено 218 руб. 8 копеек и на работы по укреплению берегом — 18 руб. 30 копеек. Итак, оставалось только 63 руб. 62 копейки. Но заниматься руслом реки было просто необходимо, иначе старообрядческая молельня весной неминуемо была бы смыта, тоже самое грозило бы верхней части Радайкина моста, сама речка могла броситься в старое русло и нанести неподдающиеся учету убытки населению, живущему вдоль берегов.

О необходимости укрепления берегов в целях предупреждения подобных бедствий на имя городской управы уже поступили ходатайства от красноярского гимнастического общества «Сокол» и от домовладельцев, ютящихся вдоль берега Качи.

Л.А.Чернышев предложил разработать проект общего укрепления берегов. Если бы работы потребовали очень больших затрат, то можно было бы выполнять его частями. Г.П.Полонский предложил разделить такой проект на две части. Первая — срочная, укрепление тех мест, где весной при большой воде может быть затопление усадеб. Вторая — урегулирование течения всей Качи. В это время велись работы по устройству дамбы для соединения города с Татышевым островом. Городская дума постановила в виду спешности работ по укреплению берегов Качи просить комиссию по устройству дамбы принять срочную часть работ  в свое ведение.

С Театральной площади в северном направлении идет спуск на Качу — часть города. которая еще недавно была самым неспокойным и опасным местом, богатым уголовной хроникой. Но электрическое освещение и хороший мост через Качу оказали благотворное влияние: район, при отсутствии происшествий, быстро начал заселяться и стал совершенно безопасен.

Красноярский справочник 1914 года.

Разлив Качи в 1916г

Вследствие небывалого поднятия уровня воды в Каче и широкого разлива произошло наводнение. Особенно серьёзных убытков от этого наводнения не предвидится, но пока что оно принесло жителям много хлопот. Гласный городской думы П.И. Гадалов прислал на имя городского головы 1000 рублей на оказание помощи пострадавшим от наводнения.
«Сибирь», 27 мая 1916 года. Иркутск.

А воз и ныне там, как говорится в старой русской пословице. Сколько времени, денег и сил вложено в укрепление берегов Качи, и все равно усмирить реку было трудно. Весной 1919 года водами реки во многих местах размыло правый берег. Особенно сильными разрушения были на изгибе реки возле Юдинского моста. где берег был размыт вглубь улицы очень далеко, это грозило испортить дорогу на ближайшей к реке половине улицы.

Застройка в пойме реки Качи вблизи Всехсвятской церкви. 1934 г.

Немало уже было сказано о нравах людей, живущих на берегах Качи. Очень характерно поведение детей и подростков. Например, 6 февраля 1910 г. на люду реки Качи около водокачки близ Радайкина моста играли два подростка Колодочкины Александр 14-ти и Степан 12-ти лет. В это время подъехал к проруби напоить коня другой деревенский мальчик. Братья заспорили с ним и один из них нанес мальчику финским ножом рану в область живота. После удара Колодочкины бросились бежать, но были задержаны и доставлены в 1-ю полицейскую часть. Раненому мальчику оказали помощь в городской больнице и отпустили домой, рана оказалась не очень опасной.

Парни и подростки приставали к прохожим на темных улицах, особенно к тем, кто не в состоянии дать отпор, обижали незнакомых девушек. Хотя, на самом деле, после проведения электричества и усиленного внимания властей жить там стало намного безопасней.

ул Мало-Качинская.Вид на восток

В районе Качи в начале ХХ века располагались:
Фотография Вонаго — ул.Больше-Каченская, д. №29;
Торговый дом Вахрушевы братья — за Качей в своем доме;
Кожевенный завод Арямовой и У.Д.Арямова — за рекой Качей;
Мыловаренный завод Анашкина — там же;
Пивоваренный завод Генцингер — Закачинская слобода;
Кожевенный завод Егоровых Ф. и К. — Закаченская слобода в своем доме;
Паровая вальцовочная мельница Телегиных и Абалакова — на реке Каче;
Покровская аптека провизора В.С.Доронина — угол Больше-Каченской и Покровского переулка, д Якобсона;
Ночлежный дом — Мало-Каченская ул;
Городская скотобойня — заведующий ветеринарный врач В.И.Пальмин, смотритель Григорьев;
Гимнастическое общество «Сокол» — председатель Г.П.Полонский — Закаченская слобода;
Бани Любенецкого — Больше-Каченская улица, Лямзина — Мало-Каченская;
Гостиница «Привет» С.Л.Полозова — Больше-Каченская, д. Горбуновой;
Известь М.Т.Клюкин — Мало-Каченская в своем доме;
Кирпичеделательный и кожевенный  заводы Толшина А.А. — за Качей;
Колбасное заведение М.Я.Ошарова — Мало-Каченская;
Машины и земледельческие орудия И.М.Ляпунова Больше-Каченская и угол Театрального переулка;
Лесопильные заводы и лесные материалы Д.Г.Паначевных — Мало-Каченская в своем доме;
Мука и овес М.С.Полякова — Мало-Каченская;
Мыловаренный завод Аббакумова  - за Хилковским мостом;
Мясо В.А.Максимова — Больше-Каченская в своем доме, М.Я.Ошарова — Мало-Каченская в своем доме, П.П.Хилкова — Мало-Каченская;
Пивоваренный завод «Ливония» ЮЮ.Гинц — Закаченская слобода;
Похоронное бюро Г.Ф.Щербакова — угол Больше-Каченской и Покровского переулка;
Типография Хессина — Мало-Каченская ул;
Экипажи И.Т.Сафонов — Мало-Каченская ул.

Мосты. Красноярск 1924

На карте 1924 года изображены мосты через реку Кача. Справа-налево: Закаченский мост, ведущий в бывшую Закаченскую слободу, а после смены власти переименованную в слободу Жертв Революции; Покровский мост, идущий по переулку Крестьянскому (бывшему Покровскому); Радайкин мост, идущий по переулку Перенсона (бывший Почтамский); Юдинский, идущий по Садовому переулку.

Населённые пункты на реке: п.Памяти 13 Борцов, д.Крутая, пгт. Емельяново, д.Творогово, п.Логовой, с.Дрокино, п.Солонцы, г.Красноярск.

На протяжении дореволюционной истории Красноярска  существовали  мосты:
1. Закаченский мост, разрушен в 1941 году;
2. Покровский (хилковский) мост, идущий по переулку Покровскому, теперь ул.Сурикова;
3.  Мост по гимназическому переулку, теперь улица Вейнбаума;
4. Радайкин мост, идущий по Почтамскому переулку, сейчас ул. Перенсона;
5. Мост по Театральному переулку;
6. Падалкин мост по Падалкину переулку, сейчас ул. Диктатуры.
7. Юдинский мост по Садовому переулку.

Река Кача 2011 год

Сейчас Кача одета в бетонное платье, течет постоянно в одном разрешенном русле, даже не верится, что она сто лет назад причиняла столько неприятностей жителям города. Еще очень много интересного об истории красноярских мостов можно прочитать в статье краеведа Г.Сизовой.

М.Терешкова.

Фотографии старого Красноярска из фондов ККМ.

  • Татьяна Цитировать my_subscriber
    20 ноября 2012 в 22:37

    На верхнем фото не Падалкин, а Юдинский мост.

  • Евгений Цитировать no_subscriber
    22 ноября 2012 в 16:02

    Интересный «сериал» про Качу )))

  • Марина Цитировать no_subscriber
    3 декабря 2012 в 9:50

    Правильно, Татьяна, это Юдинский, поторопилась. Спасибо, я уже исправила.

  • Николай Цитировать no_subscriber
    26 декабря 2013 в 22:15

    По вопросу о судоходности Качи хотелось бы добавить пару строчек... Во время войны для нужд стекольного предприятия в Памяти 13 бойцов рубили лес в верховьях Качи выше Качинских столбов. Бревна скидывали в реку , они плыли 5-10 км по реке, а возле завода была заводь , с которой доставали бревна на берег . Отсюда вопрос . Можно было в те времена считать реку проходимой обычной лодки ?

  • Ульянов Геннадий Цитировать no_subscriber
    6 января 2014 в 20:16

    «Покровский мост был построен на общеземские средства в 1842 году, когда Закачинская часть города была совершенно не заселена.»

    Интересно, откуда взяли дату? Нигде не встречал.

    По обывательской книге 1835 г. в районе ул.Сурикова за Качей находилось несколько мелких заводиков — мыловаренные, кожевенные. А что касается Кронштадской слободы (за Качей, в районе ул.Белинского, то там жилые дома существовали еще в 1735 г.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    7 января 2014 в 9:36

    Сведения из архива, заседания городской думы по поводу срочного ремонта Покровского моста в 1910 году. Сдан окончательно мост был зимой 1843 года. Фраза о «совершенной не заселенности» закачинской местности, конечно, условна. Просто там не было жилой устоявшейся и обустроенной слободы. Естественно, что там были заводы, шла дорога в Иркутск и Енисейск. Можно посмотреть карту 1852 года, изданную по карте 1828 года — www.krasplace.ru/reka-kacha.

    Там жили люди, но белых и синих мест, предназначенных для заселения, было намного больше. Я поставила «почти не заселена».

Оставьте комментарий


 

 

6 + 7 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Дом Чернышева
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место