Новости сайта
Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Переправа через Енисей

В Красноярске проблема сообщения между правым и левым берегом издавна была острой. Енисей — река широкая с сильным течением, а в переправе нуждались и почтовые и торговые караваны, воинские и арестантские партии, следующие по Московскому тракту. Еще с XVII века перевоз числился в распоряжении городской Думы, и город нес все расходы по его устройству и обслуживанию.

Такса для взимания за переправу:

1. С дорожных экипажей, с каждой повозки, рессорной и простой или почтовой — 50 коп.

2. С городовых экипажей, как-то: с простых и рессорных дрожек и тележек — 25 коп.

3. С пешеходцев, мужчины или женщины, а с малолетних детей не брать — 5 коп.

4. С крестьянской телеги, с порожней и с обыкновенной крестьянской кладью — 25 коп.

5. С каждой вьючной или верховой лошади и человека, также и с домового скота — 15 коп.

6. С прогонного скота рогатого или конного, с каждой штуки — 50 коп.

При этом официальные лица и казенные грузы перевозились бесплатно.

Чтобы как-то уменьшить хронический дефицит городского бюджета, город периодически пытался повышать плату за перевоз, поднимался даже вопрос о взимании перевозных денег с крестьян, выполнявших казенные работы. Из указа 1796 года городскому главе Худоногову:

...хотя ими, господином комендантом Кугаевскими и исправником Родюковым, о несобирании таковаго побора с означенных людей по прописанным обстоятельствам вам, градскому главе, делано было надпоминание; но вы, не уважая того, остались по-прежнему, в разсуждении, чего и просят таковые незаконныя поборы с проезжающих чрез реку Енисей на учрежденном в Красноярске — перевозе вам, главе чинить запретить.

В том же указе предписывалось городу завести паром и содержать его на купеческие средства:

...по согласованию всего тамошняго купеческаго общества платы сверх прежней на содержимой оным в городе чрез реку Енисей паром для перевозу разнаго звания людей, по случаю зделавшейся дороговизны на все припасы, [...] и велено содержать оной перевоз до тех пор, покуда ис казенной палаты резолюция не последует.

Но паром в Красноярске так и не появился. Его функцию выполняли карбасы или барки — большие лодки с рулем и гребцами на веслах. У карбаса был пол, ограниченный поручнями, на котором размещались пара телег, две-три навьюченные лошади и десяток человек.

Из отчета о состоянии перевоза, его оснащении и доходах за 1822—1824 гг.:

Для перевоза содержится: карбасов или барок больших 4; малых 3; лодок больших 2; малых 4. Находится перевозчиков 20 человек, производится им платы в лето 1200 руб.

О суммах собираемых. В минувших трех годах объясняется, что получено оных:

в 1822 г. 3221 руб. 60 коп.; в 1823 г. 7026 руб. 35 коп.; в 1824 г. 6385 руб. 75 коп.

Карбас грузили на отправной пристани (1), примерно там, где нынешняя улица Перенсона выходит к Енисею. Нагруженный карбас отчаливал, а гребцы начинали усердно грести к противоположному берегу. Приставал карбаз на правом берегу, в зависимости от уровня воды, где-то на границе Кировского и Ленинского районов, но не разгружался, потому что берег в этом месте слишком крутой — перевозчики тянули его груженным вдоль берега  (где лошадьми, где шестами) против течения реки около полутора километров до деревни Перевозной (2), где и происходила разгрузка.

Затем уже пустым карбас тянули еще на 200 сажен до Токаревского взвоза, где на отправной пристани (3) производилась погрузка людей и возов. И на вёслах, огибая  Малый, Средний и Большой Конные острова,   затем вдоль берега, поднимались против течения на 1,5 версты с помощью «затяжных» лошадей (4). Здесь их отцепляли и на вёслах переправлялись через главное русло  на пристань левого берега (5) — разгружаться. А потом вдоль берега вверх по реке шли на бичеве или лошадях — до пристани загрузки (1). Всё протяжение перевоза составляло в среднюю воду около 11 вёрст, в половодье — больше 14 -ти. Так карбас и делал в день 4-5 рейсов.

Необходимость устройства более активной переправы заставила городские власти искать альтернативу. Первым появилось предложение построить мост, но его отвергли, поскольку ширина Енисея  более 800 сажен.

Вторым проектом стало предложение купца Щёголева «Об устройстве пароходной переправы». Но возражения были следующие: «Если допустить пароход, то нужно паровиков как минимум три, иначе могут быть остановки в перевозе. Пароходы не могут быть менее 20 лошадиных сил. Необходимо иметь при пароходе лодки или малые суда. Неужели гнать пароход с одной телегою?»

Выбор пал на плашкоут или «самолёт». Это устройство, от голл. plaatschuit, представляет собой платформу на двух больших плоскодонных лодках (карбасах) с килем, привязанное к одному концу каната, другой конец которого, поддерживаемый несколькими небольшими лодками, тянется вверх по течению реки и заканчивается якорем, опущенным на дно в середине реки. Плашкоут перемещается силою течения реки, как маятник, по дуге, от одного берега к другому, управляемый рулем. В отличие от парома, плашкоут не мешает судоходству по реке. Плашкоут в альбоме «Великий путь».

Проект плашкоута разработал губернский архитектор Судовский. Он писал: «...Я как техник считаю нужным объяснить только способ устройства и приблизительное исчисление расходов на устройство переправы. Так как устройство самолётов дело не новое и условия — течение реки в г. Красноярске — движение на самолётах допускают, то все препятствия самолётов состоят в денежных средствах...»

Смета составила в 13,88 тыс. руб. была утверждена в управлении Енисейской губернии и представлена в Главное управление Восточной Сибири, откуда поступило согласие красноярскому городскому обществу на постройку «самолёта» на средства города или за счёт земского собора.

В городской думе состоялось обсуждение кандидатур, желающих взяться за осуществление проекта. В конкурсе принимали участие купцы М. Сажин, Ф. Гординский, мещанин Г. Рогов, архитектор А. Лоссовский. 10 августа 1871 года дума постановила: «Устройство и арендование самолёта в течение 10 лет отдать енисейскому губернскому архитектору как специалисту строительного дела», с условием открыть переправу в 1872 году. А. Лоссовского рекомендовал архитектор Г. Судовский — «как знающего техника», а поручителем выступил золотопромышленник А. Родственных.

Работы начались. Всё было чётко распланировано и выполнялось не только в Красноярске, но и в Перми, Нижнем Новгороде и в других городах. Но сроки пуска были всё же сорваны... Вот что писал Лоссовский в городскую думу: «Прошу перенести сроки пуска, поскольку высокая вода затрудняет работы. При установке якоря утопили лодку, чудом спасся сам с народом. Снимаю с себя ответственность, а рабочие не хотят испытаний и опасности». Городская дума приняла во внимание создавшуюся ситуацию и постановила не брать с Лоссовского 500 рублей неустойки, перенести срок устройства переправы на 1 июля 1872 года, что и было сделано.

2 июля состоялось богослужение и освящение «самолёта». На плашкоуте размещалось до 20 лошадей с телегами и грузом. Время хода вперёд — три минуты, назад — пять минут.

Устройство и аренда переправы не принесли Лоссовскому денег, он влез в долги и в 1873 году от аренды отказался. Тогда перевоз на 8 лет отдали мещанину А. Шебанову, под поручительство почётного гражданина П. Кузнецова, но и него дела пошли не лучше. И в 1875 году перевоз, находящийся в неисправности, был у Шебанова городом забран. При этом перевоз был передвинут выше по реке и поставлен против Покровского переулка и Конных островов, а другой «самолёт» был установлен для переправы через протоку.

После устройства ниже по течению, в Берёзовке, мещанином Палеевым такого же «самолёта», через нее установилось основное движение товаров. Да еще и городская администрация приняла решение перевести почтовый тракт в село Берёзовское. Здесь Енисей идёт одним руслом и не широк, плата за перевоз такая же, а перегружаться не требуется.

Результаты город ощутил очень быстро: базары стали пустеть, почта стала приходить нерегулярно, доходы упали. И власти начали принимать меры для возвращения почтового тракта. Писались письма в высокие инстанции, велись разработки проектов создания более короткого тракта, собирались деньги на постройку мостов на острове Конный, через протоку и реку Базаиху и поддержание их в надлежащем виде.

Наконец городская управа решилась на смелый шаг — ввела более низкую плату за собственный перевоз, такой конкуренции берёзовцы не выдержали. В результате — поток товаров вновь пошёл  через Красноярск.

Даже А.П. Чехов описывал эту переправу в письме родным 6 июня 1890 года: «Енисей могучий неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость... И паром через него замечательный, хитро устроенный, плывущий против течения...»

До 1897 года плашкоут эксплуатировался городом, а с 1898 года стала практиковаться отдача его в аренду.

С 1898 г. по 1901 г. включительно перевоз держал Андеев, платя городу аренду: за за первые 2 года по 4000 рублей, за третий год 3000 р., и за 4-й — 2500 р. Всего за четыре года он должен был уплатить 13 500 рублей, но в действительности же внес почему то только 9 900р.

С 1901 по 1904 года включительно перевоз передан Ковскому за ежегодную плату 2150 р. При передаче ему имущества от Андеева последнее оценено на  2 982 рубля. Ковский получил имущества на 3 767 р., в 1904 году ему добавлено было имущества на 2 673 р. 55к.и потом еще на 2 329р. 94 к. Списано в негодность было 400 рублей.

За 7 лет использования перевоза город получил дохода 16 350 рублей, а израсходовал на него 8 385 р. В среднем город получал по этой статье менее 1138 рублей в год. Арендная плата уменьшилась, поэтому и доход  в среднем стал менее 1000 рублей, а ремонт и возобновление имущества поглощали ежегодно примерно 1186 р. Получалось, что город рос, базары увеличивались, движение через перевоз возрастало, а доход от перевоза падал до минимума.

В 1903 году в Городскую Думу поступило ходатайство арендатора перевоза Степана Михайловича Ковского об уменьшении арендной платы, в котором он говорил: «20-го сентября текущего года мне следовало внести в городскую кассу 700 р. последнего арендного взноса... Большие убытки и многочисленные крушения и ненастное лето навигации вынудили меня просить Городскую Управу ...сложить с меня эту сумму.»

На эти деньги Ковский хотел в 1904 году покрыть листовым железом 16 подканатных лодок, чтобы иметь возможность плавать при любой погоде и предохранить лодки от уноса. Так же он планировал опустить новый мертвый якорь несколько выше ныне стоящего для плавания по малой воде в августе и сентябре, который будет стоить 700 р.

Городская Управа отметила, что за навигацию арендатор, действительно, понес значительные убытки, так как из-за дождливого лета желающих переправиться на другую сторону реки Енисея почти не было. А сильные ветры два раза срывали лодки, что принесло арендатору убыток рублей на 400.

Что касается ходатайства о сложении недоимки, то Городская Управа рекомендовала Думе его отклонить. Если в 1903 году арендатор понес убытки, то в прошлом 1902 году Ковский имел значительную прибыль. Как всякое коммерческое предприятие, содержание перевоза имело свою долю риска — один год приносит значительные выгоды, другой ничего, кроме убытка.

Второй мертвый якорь предполагалось опустить хозяйственным способом, расход на это не должен превысить 200 р. В 1904 году город выделил средства по переустройству плашкоута, в него вошел и кредит на обивку лодок.

Плашкоут предполагалось сделать такой же величины, какой был старый, но

построенный для протоки малый плашкоут был увеличен, являлось необходимым устанавливать на новом плашкоуте большее число экипажей — до 6-ти. То есть, вместо прежних  18 человек до 24-х. Поэтому размеры нового плашкоута были увеличены на две сажени длины и на одну сажень ширины.

Кроме сего, лодочные корпуса нового плашкоута предполагалось сделать самой простой конструкции — плоскодонные (вид табакерки), как это сделано для плашкоута на протоке...но пришлось лодочные корпуса нового плашкоута килевой системы, как более прочной и устойчивой при могущих быть столкновениях и толчках от наплывающих по неосторожности на плашкоут плотов с лесом. А так же с водорезами и подливами, как в носовых, так и в кормовых частях для более быстрого движения от одного берега к другому.

Из отчета Городской Управы за 1904 год

Для экономии для скрепления верхнего строения между столбов, носовых и кормовых частей, а так же рулей предполагалось воспользоваться материалами старого плашкоута. Но оказалось, что «разснастка и железо» не годны для нового по размерам и по качеству, как проржавевшие от времени. Да и было рискованным разрушать старый плашкоут на случай промедления устройства нового ко времени навигации.

Перевозное дело не приносило больших барышей. На торги в 1904 году явилось только четыре лица. Они предложили аренды: Ткаченко -  2 225 р., Флейшер — 2 250 р., Андеев — 3 100 р. и Любенецкий — 3 150 р., за которым и остался перевоз.

В 1905 году в Городской Думе поднимался вопрос о желательности не сдаче плашкоута в аренду, а эксплуатации его городом при непременном условии назначения добросовестного смотрителя и усиления надзора со стороны Управы. Городская Дума постановила признать более желательным хозяйственный способ эксплуатации плашкоута городом.

Плашкоут был почти единственной возможностью перебраться на другую сторону. Ведь это было единственное место, где небогатый обыватель мог подышать свежим воздухом. Это удовольствие стоило всего 6 копеек. Но отношение рабочих переправы к жителям всегда оставляло желать лучшего. Один раз летом  1909 года для того, чтобы перебраться на другую сторону понадобилось ровно 1,5 часа, обратно же около двух с половиной. Все служащие на плашкоуте были дерзки и нахальны до безобразия. Они совершенно не обращали внимания на публику, чувствовали себя какими-то господами. Хотели везли, не хотели — не везли, сколько хотели, столько и стояли. Ужинали и обедали в рабочее время, хотя содержатель плашкоута обязан был в часы обеда ставить других людей на смену, а не заставлять обывателей ждать, пока его штат «соблаговолит покушать». Ведь среди публики бывали и с маленькими детьми, которых заставляли мерзнуть вечерами. Кроме того билетеры устанавливали свою особую таксу. Билеты продавались на берегу в кассе, а при проверке билетов брали какую-то непонятную дополнительную плату. Очень часто даже газетчики обращали внимание, что «не публика для плашкоута, а плашкоут для публики».

Суббота, 27 сентября 1913 года.

...для переправы пользуются паромами, снабженными канатами и рулями... С помощью руля паром ставится наискось течения, его несет на другой берег, к пристани... там руль переставляется, и паром снова переносится течением обратно. Пришлось подождать... Интересно было посмотреть на народ, такой веселый, радостный и довольный с виду; вчера был базарный день... а женщины и девушки в самых лучших своих нарядах... Скоро мы отчалили и очень быстро очутились на противоположном берегу. Но оказалось, что мы попали еще только на остров, и по другую сторону его, нас ожидал другой паром. Наконец мы переехали второй рукав реки и очутились на твердой почве, сели верхом на лошадей и быстрой рысью отправились к югу вдоль реки... степью, потом долиной между гор... до гранитного кряжа, который меня особенно интересовал, (в сопровождении молодого г.Гадалова и хранителя музея).

из путевых записок Фритьофа Нансена о пребывании на берегах Енисея

Плашкоут просуществовал без конструктивных изменений до 1929 года. На смену ему пришёл плашкоут моторный, а в 1942 был построен понтонный мост, который разводился ночью.

А в 1961 году был сдан в эксплуатацию Коммунальный мост через Енисей. На момент строительства — самый длинный мост в Азии.

Материалы:
Альбом «Великий путь»;
Дореволюционная пресса;
Обзоры Городского хозяйства;
Памятные книжки Енисейской губернии;
Отчеты Городской Управы;
Паром-"Самолет". В.Ф. Иванов

Дополнительные фотографии

9 фотографий
     


  • николай Цитировать my_subscriber
    8 марта 2010 в 22:07

    Здравствуйте, Марина

    Еще раз Вас с праздником!

    Было бы интересно рассказать и о колесном пароходике «А.Пушкин», моташимся меж дебаркадерами — один возле нынешнего Меридиана, другой где-то в районе КрасТЭЦ

  • николай Цитировать my_subscriber
    8 марта 2010 в 22:14

    Марина, извините

    Представленный Вами материал замечателен и без каких-либо дополнений

  • Марина Цитировать no_subscriber
    8 марта 2010 в 22:18

    Николай, я про такой не слышала, а когда «мотался» этот пароходик?

  • николай Цитировать my_subscriber
    8 марта 2010 в 22:21

    вплоть до 63 г.

  • тата Цитировать no_subscriber
    12 марта 2010 в 19:12

    Там, вроде, три самолета было?

  • Марина Цитировать no_subscriber
    13 марта 2010 в 16:23

    Да, был еще один плашкоут до острова Посадный. Он перевозил рабочих на лесопильный завод.

  • Евгений Цитировать no_subscriber
    18 февраля 2013 в 16:05

    Марина, а нет ли у вас планов сделать статью о посещении Красноярска Фритьофом Нансеном? Может есть какая-нибудь интересная информация о его пребывании? Куда ездил, с кем, как описывал поездку по Енисею?

  • Сергей Цитировать no_subscriber
    20 марта 2013 в 15:22

    Марина! Очень интересует такой вопрос, в детстве слышал от друзей деда, что якобы в конце апреля 1897 года (в ожидании открытия навигации) Ленин со своими друзьями ездил на телеге на маевку на Торгашинский хребет (одни говорили, что на Арку, другие, что на Диван). Это байка, или таки да?

Оставьте комментарий


 

 

6 + 9 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Здание Общественного собрания
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место