Новости сайта
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Мост через Енисей

30 августа 1896 года состоялась закладка моста через Енисей. Молебен при закладке моста был совершен Епископом Енисейским и Красноярским Акакием. В фундаменте нижней части берегового устоя был уложен камень с крестом, на этот камень был положен манускрипт, на котором обозначено время закладки, фамилии строителей и почетных гостей. На камень, во время служения высыпали золотые и серебряные монеты, и уже затем первый камень был закрыт другим на цементном растворе.

Перед мостостроителями стояла непростая задача покорения крупнейшей реки России — Енисея, отличавшегося большой шириной и глубиной, значительным подъемом воды в паводки и ледоходом с толщиной льда до 1,5м.

Л.Д.ПроскуряковПроект моста через Енисей стал выдающимся творением Лавра Дмитриевича Проскурякова. Он первым в России на практике, не считаясь с «традициями», дерзнул ввести новую систему и применить новый способ расчета ферм. Фермы, предложенные Л.Проскуряковым, отличались большей, чем принято было до тех пор, высотой и длиной панелей. Он впервые ввел новую систему ферм, так называемые полигональные фермы (в этом случае верхняя часть моста представляет собой ломаную линию). Конструкция становилась более четкой для расчета и простой в изготовлении. Для постройки моста расходовалось значительно меньше металла.

Проезжая часть моста шириной в осях 5,85м была приспособлена для движения экипажей в часы, свободные от поездов. Исполнение этого условия утяжелило конструкцию и, тем не менее, пролетные строения моста были на 20% легче, чем на других мостах Сибирской железной дороги.

Общий вес сооружения составил 5440 тонн. Мост был спроектирован со значительным запасом прочности и рассчитан на увеличение нагрузки до 40%. Модель моста была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и получила золотую медаль совместно с Эйфелевой башней. Модель моста представляла собой точную копию подлинного сооружения длиною в 27 аршин (около 20 м) и была «сделана из железа, с соблюдением самых малейших подробностей, даже, например, число заклепок соответствовало числу заклепок настоящего моста; устои были выполнены из камня».

Между тем, скептиков и критиков смелого проектного решения хватало как в инженерных кругах,так и в среде не специалистов. Особенно ненадежной считали конструкцию пролетных строений, которые были «гвоздем сооружения». Высказывались мнения, что они из-за своих грандиозных размеров, не устоят против сильных ветров, динамических нагрузок от движения поездов и т.д.

Все это причиняло немало огорчений составителю проекта, но мост простоял больше 100 лет и выдержал нагрузки не только от поездов XIX века, но и составов XX-го, превышающих по весу своих собратьев в 20 раз. На тех же опорах моста, установили еще один мост.

Е.К.Кнорре

Неординарность задач требовала неординарных методов их решения. осуществил проект выдающийся инженер-механик Евгений Карлович Кнорре. Достойно восхищения то, что Е.Кнорре выступал как технический руководитель и как контрагент Управления строительства Средне-Сибирской железной дороги, т.е. подрядчик строительства моста.

Мост через Енисей это талантливое воплощение талантливого проекта. Сплав проектных идей, не потерявших свое значение и актуальность доныне, с поразительно четко выверенной и воплощенной технологией и организацией строительства, приравнивает этот мост к величайшим достижениям строительной техники своего времени, и позволяет отнести его к выдающимся памятникам инженерной мысли в России. Кстати, Е.К.Кнорре — автор первого проекта создания метрополитена в Москве

По своим инженерно-техническим параметрам мост после его постройки был признан первым в России и вторым в Европе после Квиленбургского моста через реку Лек в Голландии, имевшего один пролет в 150 метров.

Енисейский мост: на Средне-Сибирской железной дороге, близ г.Красноярска, представляет собой одно из замечательных сооружений в России, как по своей грандиозности, так и по трудности условий постройки его. Мост, состоит из пяти речных, двух береговых быков и двух устоев, основанных на железных и деревянных кессонах. Железные кессоны речных быков, площадью 179 кв. метров, опущены на глубину до 20 метров. Объем каменной кладки всего моста — 27 800 куб. метров. Верхнее железное строение состоит из шести ферм с ездою по низу системы Шведлера, длиною каждая 144, 45 метра, высотою 21,64 метра и весом 900 тонн.

Постройка началась в августе 1896 года и уже 28 марта 1899г. мост был сдан Управлению дороги, на полгода раньше договоренного срока.

«Россия на всемирной выставке в Париже в 1900г.»

Сейчас может показаться невероятным, но на разработку проекта потребовалось всего 4 месяца, а на утверждение его в Министерстве путей сообщения при всех сложностях, заняло меньше месяца.

Около строящегося моста через Енисей возник целый городок... столовые, пекарни, лавочки со съестными припасами, торговцы с мясом, и в последние дни появились также две бакалейные лавки... Движение стало настолько усиленным, что туда ходит дилижанс несколько раз в сутки.

«Енисей» , 1896г.

О грандиозности проекта говорила стоимость возведения моста — около трех миллионов рублей — фантастическая по тем временам сумма. Ни один мост на Сибирской магистрали столько не стоил. Но и не было еще таких уникальных мостов.

Вот как описывали современники строительство Енисейского моста:

Все работы на реке, как по устройству кессонных оснований и сооружению каменных опор, так и по установке железных ферм, производились исключительно в зимние месяцы. Быстрое течение реки, доходящее до 3,65 метра в секунду, частые летние паводки, несущее по реке массу кустарников и деревьев, свойства дна реки, состоящего из крупной гальки, за которую не держались якоря, сильные ветры вдоль реки, большое количество плотов — все эти условия представляли непреодолимые препятствия для летних робот.

С декабря месяца река покрывается прочным льдом, который до половины марта служит надежною опорою для производства всех работ. Таким образом, в распоряжении строителя имелось ежегодно только 3,5 зимних месяца, т.е. в три года всего 10,5 месяцев, в течение которых надо было закончить сооружение моста на реке.

Енисей вскрывается с верховий, создавая заторы льдин. Эта гигантская природная сила способна снести все перед собой, в том числе и речные опоры искусственного сооружения. Вот почему Красноярский мост представлял собой первый строительный пример в России по величине пролетов. Ширина между опорами доходила до 140 метров. Еще больше впечатляла высота металлических ферм, достигающей в вершине параболы 20 метров.

Если принять во внимание относительно узкий поперечник конструкции, вполне резонен вопрос: каким образом устоит подобное сооружение?

Обследования дна Енисея водолазами

Первыми, как и полагается, обследовали дно Енисея водолазы. К этим работам инженер-механик Кнорре отнесся с предельным вниманием. Он отлично представлял силу грунтовых вод при ходе строительства и последующей эксплуатации.

Мастерские Е.К.КнорреСокращение сроков строительства способствовали многочисленные технические и технологические новшества, разработанные и примененные Е.К.Кнорре. Он создал механические мастерские на левом берегу реки Томи, на станции Поломошной.

Появление в глухом крае этого налаженного производства со значительным числом рабочих, стало настоящей технической революцией. Здесь производилась обработка мостового и кессонного железа, другого металла для мостов через реки Енисей, Березовка, Большая и Малая Уря и др. Для постройки Средне-Сибирской железной дороги важнейшее значение имело сокращение сроков и расходов по перевозке механических частей из России в Сибирь.

Сооружение фундаментов опор выполнялось в те времена при помощи стальных кессонов. Поскольку листовое железо, необходимое для их изготовления, поступало с Нижнетагильских заводов, зачастую с опозданием, для сооружения фундаментов береговых устоев Кнорре применил разработанные и запатентованные им деревянные кессоны.

Кессо?н (фр. caisson — ящик) — конструкция для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры, свободной от воды. Поступление воды в рабочую камеру предотвращается нагнетанием в нее сжатого воздуха. Кессон обычно сооружается на поверхности и погружается в грунт под действием собственного веса и веса надкессонного строения по мере выемки грунта.

Устройство деревянного кессона, в ледяной шахте

В августе 1896г. начались работы по опусканию кессонов для основания береговых быков. А в декабре уже начались кессонные и каменные работы на всех пяти речных быках одновременно и производились они круглосуточно в громадных тепляках с обогреванием всех материалов паром. При устройстве кессонов на стремнине Енисея в нужном месте во льду вырубали сухую прорубь, оставляя до воды лишь тонкий слой льда, препятствующий заполнению проруби водой. Под действием мороза тонкий слой льда утолщается и его с ювелирной точностью опять «выкалывают». Так поступают до тех пор, пока не достигают дна. Внутри ледяной шахты возводят деревянный кессон.

К 1 апреля 1897г. кессоны быков 1,2 и 3 были опущены на глубину 20 метров в дно Енисея. Заложение оснований быков 4 и 5 предполагалось сделать на меньшей глубине, чем для других быков, но когда этой глубины достигли, оказалось что в связи с ненадежностью грунта необходимо опускать кессоны до тех же 20 метров, но эти работы смогли выполнить только на следующую зиму.

Опоры моста через ЕнисейПри постройке Енисейского моста и других мостов Средне-Сибирской и Забайкальской железных дорог были применены 34 деревянных кессона привилегированной системы инженера-механика Е.К.Кнорре.
жд-мост в 1897 г.Применение деревянных кессонов значительно удешевило и ускорило постройку мостов, а тем самым и окончание строительства Сибирской дороги, т.к. дерево для кессонов имелось в изобилии. Прочность деревянных кессонов и их плотность оказались на деле вполне удовлетворительными и не уступающими железным, стоимость же, на 40-70% дешевле железных.

Поздняя сибирская весна начинает вступать в свои права. Енисей сбросил ледяные оковы и привольно развернулся своей могучей, неоглядной ширью. 27 апреля раздался первый свисток парохода, уходящего в Минусинск. Кругом города всюду видны огни «палов», а внутри носятся облака пыли, поднимаемые вечными юго-западными ветрами.

Но стоит выйти к железнодорожному вокзалу, и сразу попадаешь в какой-то другой мир, не похожий на полную сплетен красноярскую жизнь. Здесь разговаривать некогда, здесь царит капитал, который легко и свободно поворачивает колёса человеческой жизни.

Ещё недавно красноярцы наивно утверждали, что мост через Енисей — эту бурную и непокорную реку — ни за что не построить. А вот посредине реки уже гордо высятся мостовые быки, и не сломить их никаким льдом.

— На постройке моста работаешь? — спрашиваю праздно сидящего на берегу мужика с бородой лопатою.

— Работал, потом захворал — устал в их кессонах работать.

— Тяжело же, однако, — снаивничал я.

— Да вот эдак-то в шляпе с тростью гулять намного вольготнее, — иронически заметил мужик. — Я, господин, ещё легко отделался — грудь только болит. А другие прочие глохнут. Сказывают, у них какие-то перепонки лопаются. Спустишься туда, дышать ужас как тяжело, ну и глохнет человек на всю жизнь.

Вот они, культурные-то завоевания, какой ценой покупаются. Вон на площади около вокзала столпилась двухтысячная армия рабочих. Все в лаптях, лица изнурённые, глаза печальные и злые. Толпа дожидается переправы, чтобы двинуться дальше, в Нижнеудинск. Перевозчики пользуются половодьем и отсутствием плашкоута, просят за переправу 3 рубля. Рабочие бранятся и цельными группами идут заливать обиду в кабаки и трактиры, которые буквально окружают площадь.

Наивный красноярец никак не может переварить и осилить своим умом этого могучего шествия капитала, его непобедимой власти. Ещё вчера огромная площадь была пуста, а сегодня она уже сплошь завалена горами строевого леса. Ещё недавно обыватель наслаждался созерцанием полицмейстерской езды — а теперь любуется бесшумной ездой на резиновых шинах какого-нибудь железнодорожного туза. И не надивится обыватель этому широкому размаху жизни...

Житель.

«Томский листок», 13 мая 1897 года. Редактор П. Макушин.

Теска камня для Енисейского мостаДругое техническое новшество на красноярском мосту — монтаж пролетных строений. Опасность ледоходов и стремление выиграть время для монтажных работ натолкнули Кнорре на мысль собирать металлические конструкции на берегу реки.

kranПри помощи деревянного крана конструкции Кнорре, высотой 14 и шириной 21 сажен, собранные пролетные строения могли быть всего за несколько часов передвинуты с берега на место установки, а затем посажены на постоянные опоры. Сборка железных пролетов производилась на обоих берегах реки, по три пролета на каждом берегу. Работы по сборке и склепке пролетов начались в январе и закончились осенью 1898г.

Перекатка пролетов 14 января 1899г.13 января 1899г. началась перекатка первого пролета при помощи цилиндрических точеных роликов, заложенных между рельсовыми путями.
Россия на всемирной выставке в Париже в 1900 годуПерекатка первого пролета составила всего два дня. К 9 февраля все пролеты были поставлены на опоры.
Россия на всемирной выставке в Париже в 1900 году_

27 марта 1899г. «особо командированная комиссия провела испытание моста». Вначале на него загнали два поезда, каждый из четырех паровозов «Компаунд» и шести вагонов, нагруженных рельсами. Затем по мосту со скоростью 30-35 верст в час прошел поезд в составе двух паровозов с 23 платформами с рельсами. Скорость по тем временам редкостная. Средняя скорость на Транссибе грузовых составов была 12 верст в час, а пассажирских до 20. Мост испытание выдержал.

Завершение строительства мостаВ воскресенье 28 марта в Красноярске состоялся благодарственный молебен по случаю окончания работ и открытию по мосту скоростного движения. К двум часам дня у моста собралась многотысячная толпа горожан и участников строительства. При въезде на мост была сооружена и украшена гирляндами и государственными флагами триумфальная арка с цифрами «1895—1899».

Красноярск мост через Енисей 1904г.Епископ Енисейский и Красноярский Ефимий «окропил мост святой водой до второго пролета, правда дальше двинуться не решился».

Начальник енисейской губернии М. А. Плец разрезал ленту, и поезд с публикой под оглушительные крики «ура!» выехал на мост, а через несколько минут уже был на правом берегу. Поезд дошел до станции Правый Енисей, сделал короткую остановку, затем дал задний ход и снова пересек Енисей, возвратясь к ликующей толпе. Торжествующие мостостроители усадили Кнорре на стул и начали качать.

«Енисей»

Главный строитель написал о строительстве моста книгу, но она вышла небольшим тиражом и сразу стала библиографической редкостью. Автор там сказал: «Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы бог и потомки никогда не сказали обиды мне».
ЖД мост. Из архива МКМ

В 1911 году Коммерческая Часть Управления Сибирской железной дороги утвердила правила перевозки грузов через Енисейский мост между станциями «Красноярск» и «Енисей». Об этом было опубликовано в сборнике тарифов № 2 008, извещение № 12 696:
Телеги с кладью и без нее, с лошадью — 0,40 руб.
Телеги с кладью и без нее, но без лошади — 0,22 руб.
Лошади или коровы, со штуки — 0,19 руб.
Коровы с вагона (при нагрузке не более 10 штук в вагон) — 0,83 руб.
Лошади с вагона (при нагрузке не более 8 штук в вагон) — 0,83 руб.
Мелкий скот со штуки — 0,03 руб.
Мелкий скот с вагона (при нагрузке не более 30 штук в вагон) — 0,74 руб.
Бараны (при нагрузке не более 50 штук на вагон) с головы — 0,02 руб.
Проводник — 0,05 руб.

И вот, 2009 год. Моста уже нет.

Железнодорожный мост г.КрасноярскА ведь Красноярский мост был назван ЮНЕСКО «вершиной человеческой инженерной мысли». Это сооружение упоминается в изданном в 1991 году «Атласе чудес света», где перечислены выдающиеся архитектурные памятники всех стран. В разделе Россия мост стоит наряду с Кремлем и Петродворцом.

Справедливости ради надо сказать, что мост пытались сохранить для потомков. В 1986 году Министерство культуры РСФСР юридически оформило мост как памятник инженерной строительной техники и отечественной архитектуры, правда, «местного значения». Но по российским уже законам все траты по сохранению таких памятников ложатся на плечи собственника, в данном случае – на Красноярскую железную дорогу.

Bridge_3_600Не желая нести непонятные затраты, КЖД искала убедительные доводы, чтобы разобрать пролеты моста. Любые проекты, будь то реконструкция моста, его переделка в закрытый пешеходный или двухъярусный автомобильный, собственником отклонялись, даже было предложение по переносу части моста в удобное для красноярцев место.

«Объектом культурного наследия федерального значения по Красноярскому краю» — мост так и не стал, хотя входил в список, подписанный бывшим губернатором Александром Лебедем. Документ составили и направили в Министерство культуры РФ, но решение по объекту почему то так и не было принято.

В январе 1999г. движение по мосту прекратилось. Его функции взяли на себя два других собрата, возведенные рядом. Из-за отсутствия денег на реконструкцию моста он стал представлять реальную угрозу для судоходства на Енисее и в 2007г. был отправлен на металлолом.

Статья написана по материалам:
«Россия на всемирной выставке в Париже в 1900 г»;
Сборника исторических материалов «Мост трех веков» под руководством архитектора, Почетного гражданина города Панова Эдуада Михайловича. Альбом предоставлен Николаем Сизовым;
Альбома «Великий путь»;
ГАКК;
дореволюционной печати.

Дополнительные фотографии

8 фотографий


  • Илья Цитировать no_subscriber
    7 октября 2009 в 15:28

    Просто сердце кровью обливается! Помню, в 1999 году было много разговоров, уже чуть ли не решили перенести часть моста вниз по течению и соединить правый берег с островом Отдыха (пешеходный вариант), да так всё и заглохло :(

    Хотел бы я поглядеть, как французы свою Эйфелеву башню в металлолом сдадут!

  • Марина Цитировать no_subscriber
    7 октября 2009 в 16:07

    Ну я, конечно, могу понять, что по Эйфелевой башне не ездили сотню лет поезда, она не испытывала столь мощного износа, но, в конце концов, «царский мост» — это же гениальное техническое сооружение.

    Вероятно, выручка от продажи металлолома превысила затраты на демонтаж.

  • Юлия Цитировать no_subscriber
    9 октября 2009 в 10:22

    Отличный материал! Мне говорили, что в кессонах работали ссыльные. Что-нибудь знаете об этом, Марина?

  • Марина Цитировать no_subscriber
    9 октября 2009 в 15:38

    Юлия, Вы вероятно имеете ввиду ссыльно-каторжных, поскольку ссыльных к работе никто не принуждал, но и работой не обеспечивал, их наказали уже тем, что обязали поселиться в определенной местности. На строительстве самой Сибирской железной дороги труд каторжан применялся, но только там, где был недостаток в местных строителях. Накладные расходы на труд каторжан были слишком велики.

    Я, конечно, не берусь утверждать, но поскольку труд в кессонах, да и на всем строительстве моста в Красноярске, оплачивался, то вероятно принудительно на нем никто не работал.

  • Юлия Цитировать no_subscriber
    9 октября 2009 в 18:43

    Марина, вот в этом посте прочитайте первые комментарии, там о работе ссыльных (видимо каторжных) в кессонах.

Оставьте комментарий


 

 

4 + 6 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Второе городское училище в Красноярске
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место