Новости сайта
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Кладовые под набережной Енисея

В августе 1911 года члену Городской Управы Красноярска А.М.Ветрову пришла в голову мысль устроить вместо подпорной стены под набережной реки Енисея кладовые. Для ее осуществления он обратился к гласному Думы архитектору Чернышеву, который представил ему карандашный эскиз кладовых и смету на них. Этот эскиз был «обчерчен» городским техником Обносовым и по указаниям г.Чернышева увеличен для рабочих чертежей.
Кладовые на набережной 1916
19 августа 1911 года совещание из господ гласных К.И.Ауэрбаха, А.И.Балашева, М.И.Семенова,  Л.А.Чернышева и Городского Архитектора Дриженко, под  председательством А.М.Ветрова, признало сооружение кладовых вполне желательным, отвечающим как интересам городского хозяйства, так и потребностям пароходных предприятий, грузоотправителей и грузополучателей.

Предложено было строить кладовые длиной 42 саж., а шириной в 2 сажени. Городская Дума в частном порядке 22 августа, заслушав протокол совещания и посмотрев эскизный проект гласного Чернышева, поручила Городской Управе приступить к постройке кладовых под набережной. Тогда же было приступленно к выемке берегового откоса, а затем к сооружению фасадной стены.

Эскиз кладовых карандашом11 октября 1911 года Инспектору судоходства при Управлении Томского округа Путей Сообщения было направлено отношение Городской Управы, где сообщалось, что по проекту Красноярской городской Управы вдоль берега реки Енисея предложено построить набережную и устроить бульвар. Сооружение набережной решено производить в первую очередь против пароходных пристаней.

При исполнении этого в текущем году Городская Управа обратила внимание, что прежде устройства набережной против пристаней, необходимо устроить опорную стенку по бичевнику в предупреждение оползания косогора, между тем сам косогор, занимая весьма ценное пространство непроизводительно, позволяет расширить как набережную, так и пристани путем его удаления и сооружения более ценной стены.

А чтобы эта затрата не явилась непроизводительной, Городская Управа признала весьма полезным выемку косогора увеличить и построить под набережной кладовые площадью около 85 кв. саженей. Для проведения работ требовалось из городской кассы выделить еще дополнительные к набережной 4 000 рублей. Выгода была очевидной:

1) При снятии косогора при устройстве кладовых площадь пристаней увеличивается на 65 кв. саж.

2) Сооружаются кладовые площадью 85 кв. саж., дающие возможность расширить пристани уже и теперь крайне тесные  и чрезвычайно застроенные деревянными пакгаузами.

3) Кладовые эти могут служить доходной статьей от сдачи их кладчикам, привозящим грузы в Красноярск из Минусинска и Енисейска и для склада земледельческих орудий и товаров, транспортируемых по Енисею, в чем имеется потребность. Ибо теперь кладчики часто вынуждены нанимать кладовые в городе и переплачивать значительные суммы за перевозку товаров с пристани в город и весьма часто потом опять на пристань.

Городская Управа просила не отказать сообщить о согласии на продолжение  уже начатых (предварительных) работ. При этом она напоминала, что набережная и кладовые под ней сооружаются на принадлежавшей городу земле, находящейся в районе строительных кварталов по плану на город, Высочайше утвержденному в 1855 году.

Прошение было возвращено с надписью о неимении со стороны Управления Томского Округа Путей Сообщения препятствий к осуществлению этого предположения города.

При выемке земли под кладовые, устраиваемые под набережной, получалась галька прекрасного качества, которую признано было полезным использовать для шоссирования улиц, производимых за счет обывателей. Галька вывозилась на Покровский переулок, где и складывалась в правильные штабеля по указанию технического надзора. По счетам бухгалтерии значилось, что гальки вывезено 51,95 куб. саж. с уплатой за подвозку гальки на место 116 р. 89 к. И за складывание этой гальки в штабеля на месте – 18 р. 20 к.

В 1911 году по словесному договору работу по кладке каменных стен для набережного бульвара поручили каменщику Безпалову, построившему кузницу ремесленного училища, 2-ю пожарную часть, школьное здание и электрическую станцию, за плату по 13 р. за кв. саж. уложенного в стены камня, с условием, что разломка старой деревянной набережной, выемка земли под фундамент, подвозка воды и песка должны производиться за его счет.

Кирпич доставлял С.И.Вельгурский. 22 марта 1912 года он доставил его в количестве 65 800 штук,  комиссия во главе с Городским Архитектором С.Дриженко осмотрела кирпич и нашла, что по качеству материал вполне соответствует условиям договора и образцам. Кирпич же, который доставил Иглинский, оказался с большим процентом подпаленного, потрескавшегося и недожженого, а поэтому непригодного для работ.

Против городских пристаней решено было построить лестницу в 40 ступеней с одной площадкой. В качестве материала для него предлагался  или бетон  или гранит. Город предпочел гранит, который решили заказать И.И.Никольскому за 460 р.

Ступени изготавливались из гранита с речки Моховой, близ Базаихи, каждая ступень – цельный кусок камня – 1,1 саж. длиной,  шириной — 7 или 8 вершков, 3-5 вершков толщиной. В поперечном сечении прямоугольной формы. «Вторая площадка в середине лестницы может быть из плит, хорошо пригнанных одна к другой, размером 8×16 вершков.»

Пароходовладельцы, ознакомившись с проектируемыми размерами кладовых, посчитали, что, в интересах лучшего их использования, желательно углубить их до 3-х сажень (вместо 2-х по проекту). Обстоятельство это было признано допустимым.

Благодаря увеличению глубины кладовых, Дриженко рассмотрел проект и сделал в нем изменения, увеличивающие прочность. Ввел связи в пазухах сводов, двери, соединяющие кладовые, уменьшил с 4-х на 3 аршина. Сделал откосы из бутовой кладки в сторону кладовых, уменьшив нагрузку пазух сводов галькой на верх передней стены.

Полная выемка грунта на 3 сажени вглубь была произведена зимою, а весной 1911 года приступили к продолжению работ по постройке кладовых. Для непосредственного надзора был поставлен десятник Васильев, рекомендованный гласным Телегиным с лучшей стороны.

В течение осени 1911 года была сооружена только фасадная стена. Дальнейшее же сооружение было отложено до весны 1912 года.

5 июня Директор-Распорядитель АО пароходства по р.Енисею Н.Н.Гадалов обратился к члену городской Управы Ветрову с предложение приспособить две каменных кладовых для хранения архивных дел акционерного общества, для чего просил устроить в кладовых железные двери и такие же ставни на окнах. Городская Управа нашла желательным поставить двери и ставни и в других кладовых.

Проект кладовых на набережнойДве кладовые по сторонам виадука вследствие рельефа местности получались крайне маловместительными. С.Г.Дриженко предложил вместо сплошных кирпичных сделать своды на железных балках в пол кирпича. городская Управа разрешила такую замену.

По окончании постройки части кладовых и загрузке их сводов землей обнаружили, что своды дали трещины. Дриженко отметил, что по характеру их равнодействующая сил проходит через фундамент и падение сооружению не угрожает. Ветров  обратился к архитектору Чернышеву, который совместно с городским архитектором  Дриженко и техником Обносовым  признал необходимым к стенкам подвести контрофорсы, а два проема в стенках между кладовыми (у вторых кладовых) заложить.
Обрушение кладовых. Из архива ККМ
Дальнейшее сооружение кладовых продолжалось по прежним чертежам, исключая крайнюю кладовую к виадуку, над которой признано необходимым сооружать своды не сплошные, как на предыдущих кладовых, а на железных балках. При последующей загрузке сводов над кладовыми 25 июля 1912 года в 9 часов утра стена против третьих кладовых и часть сводов обрушилась.

Акт

26 июля 1912 года комиссия в составе: Сергея Ивановича Белынецкого, Леонида Александровича Чернышева, Константина Ивановича Ауэрбаха, Болеслава Иулиановича Гецена, Александра Николаевича Иванова, Сергея Георгиевича Дриженко, Александра Михайловича Ветрова, Ивана Дмитриев Обносова осматривали обрушившиеся 25 июля в 9 часов утра кладовые набережной р.Енисея и нашла:

в трех отделениях строющихся кладовых на протяжении 12 погонных сажень передняя стена упала до основания, задняя же стена и часть сводов к ней остались целыми.

В оставшихся выше трех кладовых в настоящее время тоже есть трещины, как в сводах, так и в арках, соединяющих кладовые, и в поперечных стенах; в кладовых же, находящихся ниже по реке от обрушившихся, которые закончены, но не вполне загружены сверху, трещин в сводах и стенах не замечено.

По сообщению гг.Чернышева, Дриженко, Ветрова и Обносова, в кладовых до загрузки их галькой сверху трещин не было, а начали они появляться после загрузки. Когда были замечены трещины, гг.Чернышев и Дриженко дали указание заложить два проема, соединяющих кладовые. Во 2 кладовой, считая сверху по реке, сделать два контрофорса с наружной стороны и выложить распорную стену в отделении кладовой, что и было исполнено, после этого увеличения трещин не было.

Комиссия признала, что причина происхождения трещин в поперечных стенах в первых трех кладовых та, что пяты смежных сводов находятся на разных высотах, трещины же в сводах, идущие параллельно щековой стене, произошли оттого, что пяты у арок, соединяющих кладовые, осели вследствие подмыва подошвы фундамента и значительной нагрузки на арки.

Обвал трех кладовых был вызван тем, что проемы, соединяющие кладовые, сделаны были близко к фасадной стене, столбы – к фасадной стороне, ослабленный снизу дождевой водой, дал осадку, что и послужило причиной разрушения стены и сводов.

Чтобы удалить распоры на фасадную стенку и усилить ее устойчивость, комиссия находит необходимым сделать следующее:
1) Все проемы, соединяющие кладовые, нужно заложить камнем на гидравлическом растворе, а верх подбутить на цементном растворе.
2) Между стенок первых трех кладовых сделать забутку на известковом растворе до пят сводов.
3) Увеличить фасадные контрофорсы, считая по низу до 1? аршина на гидравлическом растворе.
4) Обрушившиеся кладовые разобрать с предварительной разгрузкой их от гальки и возводить их по тому же типу, но без проемов, соединяющих кладовые.

Дней через десять собрали комиссию второй раз.

Акт
1912 года августа 10 дня. Мы, нижеподписавшиеся, по приглашению Члена Городской Управы С.И.Потылицына, произвели вторичный осмотр строящихся кладовых, который имел целью определить глубину фундаментов, рассмотреть трещины в кладовых для выяснения вопроса – продолжается ли разрушение или оно остановилось и дополнить первый акт некоторыми упущенными подробностями, нашли:
1. Глубина фундамента оказалась в 0,4 саж. в начале постройки и в конце. Определена по двум ямкам.
2. Трещины, замеченные при первом осмотре, по-видимому, не расширяются больше, а в последних трех кладовых не образовалось никаких трещин, и при первом осмотре их не было.
3. В верхней опорной стенке и в средней, между которыми по проекту должны поместиться гранитные ступеньки лестницы, видны трещины – это пропущено было в первом акте.
4. На приложенном при сем чертеже на кальке обозначены все размеры кладовых с натуры, кроме того изменения конструкции кладовых легко видеть на плане, предоставленном  Великанову, изменения нанесены карандашом.

Из объяснения С.Дриженко  в Думскую Комиссию по исследованию постройки кладовых на берегу р.Енисея на предложенные ему пункты:

Объяснения.
1. Так как кладовые не относятся к разряду зданий для общественного пользования, то утверждения их Губернским начальством не требуется.
2. В принципе я против всяких надземных построек из бутового камня неправильной формы.
3. На постройке находился все время десятник. Несколько раз в день посещал постройку городской техник и изредка заезжал и я для проверки правильности работ согласно чертежей.
4. Никакого подсчета на прочность я не делал.
5. Почему не были заложены проемы во всех кладовых и не сделаны контрфорсы — мне неизвестно.
6. Кроме городских сооружений я в прошлом и в этом сезоне имел наблюдение за всеми постройками, производившимися в г.Красноярске, согласно журнала Городской Управы.
7. Почему не были приостановлены работы при заморозках — мне неизвестно.
8. Прошу комиссию на основании добытых материалов вырешить вопрос о моей ответственности.

Городской Архитектор Инженер С. Дриженко

Оказалось, что проект Л.А.Чернышева не был предоставлен в Думу и не имелся в форме законченного чертежа. Ничего не было решено в деталях, все вопросы решались в ходе работ, чертежи не утвержденные, даже эскизы не подписаны.

Из объяснений техника Обноскова и подрядчика Безпалова понятно, что работы производились и во время осенних холодов, когда за ночь замерзал известковый раствор в ящиках. А при кладке стены был использован обор — мелкий бутовый камень, оставшийся от набережной и других городских построек.

Место разрыва стены показало отсутствие перевязки камней. Ревизионная комиссия нашла кладку крайне небрежной, толщину стен в 1 аршин недостаточной. Проемы были не заложены, контрофорсов не делалось.

Наводнение в Краноярске 1916 годЗа 4 дня до обвала десятник Васильев заметил отклонение к реке фасадной стены, о чем доложил Ветрову, но ни одним архитектором стена не была осмотрена. 25-го утром трещины в кладке начали быстро увеличиваться, Васильев  просил у Ветрова указаний, тот направил его Чернышеву, рабочие пытались заложить проемы. Трещины увеличивались, старший приказал рабочим выйти из кладовой, вскоре произошел обвал.

Ревизионная комиссия настоятельно рекомендовала продолжать строительство кладовых. Городскому архитектору было предложено составить смету стоимости разборки и восстановления разрушенных стен кладовых, предоставить сведения об убытках, причиненных городу.

Дриженко с некоторыми выводами комиссии не согласился, например о ведении строительства в заморозки. «Заморозки не есть причина к остановке работ, так как работы производились днем, при температуре выше 0 градусов и на теплом растворе. Одновременно с кладовыми строилась и электрическая станция, которая стоит благополучно и поныне... В заключение добавлю, что причина обвала произошла благодаря осадке фундамента после ливня. Если бы не сильно дождливое лето, то кладка успела бы устояться, то есть раствор схватился бы и обвала не произошло бы».

Набережная 1914г
Мне попался очень интересный документ — запрос Строительного Отделения Енисейского Губернского Управления в Городскую Управу 1912 года:

Строительное Отделение  просит сообщить в дополнение к № 7314 от 1 октября с.г. для склада каких именно товаров предложено устройство кладовых под набережной реки Енисея и не имелось ли в виду заполнить кладовые взрывчатыми и скоро-воспламеняющимися веществами.

За Губернского инженера Губернский Архитектор Соколовский.

На эту просьбу был получен ответ от Городской Управы:

На отношение от 4 декабря за № 1338 Городская Управа имеет честь уведомить, что кладовые под набережной предполагались для хранения обыкновенных товаров, за исключением взрывчатых и скоро-воспламеняющихся

Член Управы Потылицын

9 сентября 1913 года была уже построена лестница с набережной на пароходные пристани с кирпичными парапетами и бетонно-мозаичной площадкой. А так же 9 кладовых, только одна имела железные двери и ставни. Вентиляция кладовых состояла из вытяжных труб, устроенных из бракованных водопроводных труб, обетоненных в виде тумб. Над кладовыми устроена бульварная дорожка, а по краю ее на каменной стене поставлены металлические решетчатые перила. Здания кладовых и лестница окрашены цементом. Все сооружение имело солидный и красивый вид и требовало на доделку приблизительно 600 рублей.

Кладовые на набережной в 2011 г20 июня 1914 года кладовые и виадук были сданы в эксплуатацию. На протяжении 30 пог. саж. вдоль берега реки Енисея все каменные работы произведены удовлетворительно. Заканчивал каменные работы подрядчик Виноградов. Когда возник вопрос об увеличении высоты пролетов виадука, кружала и палубы из кладовых были вынуты им в целом виде. Виноградов, согласуясь с новым требованием переставил и поднял их вверх почти на аршин. За это он получил от Городской Управы премию в 40 р.
Кладовые 1960-е годы

В советское время набережную Енисея приводили в порядок в течение многих лет. Протяжённость набережной от вантового (Виноградовского) до железнодорожного моста более 5 км. Главный проектировщик — «Красноярскгражданпроект», архитекторы А.С.Демирханов, Т.М.Изосимова, А.С.Брусянин и др.

Из статьи Г. Сизовой, краеведа

Еще о строительстве набережной можно прочитать  здесь

М.Терешкова. 

Дополнительные фотографии

8 фотографий


  • НИНА Цитировать no_subscriber
    11 июня 2011 в 10:09

    Много раз приходилось проходить мимо, видела, что это -что-то интересное, но никогда не думала, что настолько!

  • Марина Цитировать no_subscriber
    11 июня 2011 в 23:18

    Нина, действительно, у нас очень интересный город. Буквально на каждом шагу попадаются интересности.

  • Елена Цитировать no_subscriber
    16 июня 2011 в 23:27

    Марина! Вот это да! А до этого для меня, это были просто гаражи!

  • Марина Цитировать no_subscriber
    19 июня 2011 в 14:15

    Сейчас там хранятся машины — значит, тоже по специальности...

  • Наталья Цитировать no_subscriber
    17 января 2012 в 15:12

    Сейчас это просто частные гаражи?

  • Марина Цитировать no_subscriber
    18 января 2012 в 15:10

    То ли гаражи, то ли мастерские...

Оставьте комментарий


 

 

2 + 4 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Библиотека в Почтамтском переулке
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место