Новости сайта
Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Епархиальное женское училище

Женские епархиальные училища появились в России в середине XIX века, как учебные заведения для дочерей  духовенства, но они не являлись сословными учебными заведениями. За определенную плату там могли обучаться девицы и из других сословий. Эти училища состояли в ведении Св. Синода, под управлением епархиальных архиереев, и вверялись ближайшему попечению местного духовенства, которое само находило средства к содержанию училища.

Открытие епархиального училища состоялось 5 октября 1886 года. На торжество прибыли епископ Тихон, губернатор в сопровождении высших чинов, представители городского общества и учебных заведений, духовенство. Здесь же присутствовали преподаватели и будущие воспитанницы (всего 31 человек). Был зачитан Указ Синода об утверждении в Красноярске епархиального женского училища, зачитаны приветствия и вручены дары.

Женское епархиальное училище

На момент открытия училище располагало двумя каменными двухэтажными домами, один из которых, главный корпус, выходил фасадом на Воскресенскую улицу (пр. Мира), другой располагался во дворе напротив. Помещения для классных занятий находились в верхнем этаже главного корпуса, там же рекреационный зал (для игр и отдыха), комната для воспитательниц; в нижнем этаже — спальные комнаты и помещение начальницы. Столовая, кухня, квартира эконома находились в нижнем этаже надворного флигеля, а на верхнем была временно помещена больница.

Также сразу был решен вопрос и о постройке училищной домовой церкви. Почетная потомственная гражданка Иулитта Токарева пожертвовала на нее 8 тысяч рублей. В августе этого же года была совершена закладка здания. Церковь была возведена таким образом, что служила продолжением по фасаду главного корпуса.

Начальницей училища была назначена Евгения Николаевна Левашева, которая проработала в этой должности 20 лет, проявив недюжинные способности и энергию. Главной целью при создании училища было воспитать из юных учениц будущих тружениц с определенными нравственными устоями и навыками.

В области нравственного воспитания задачею воспитывающих было развитие в воспитанницах уважения к личности, привычки к постоянному труду, аккуратности и честному исполнению своих обязанностей. Почтительное уважение к старшим, братская любовь и искренность к равным и ласковое отношение к прислуге были основными правилами, которые всегда внушались воспитанницам и исполнение которых безусловно требовалось от них. Воспитанницам внушалось, что они готовятся быть в жизни постоянными труженицами-хозяйками, поэтому всякий пример нерадения и лености с их стороны был строго преследуем.

Начальница училища Е. Левашова

Епархиальное училище было трехклассным. В среднем в нем обучалось около 80 — 90 человек. Например, в начале учебного 1898—1899 года учащихся было 89 девиц.

Классные занятие производились по расписанию, составленному инспектором классов по предварительному соглашению с преподавателями. Учебники преподавателям можно было употреблять на усмотрение Совета училища, но с разрешения Епархиального священника.

Наряду с классными занятиями воспитанницам училища 3 класса давались темы для самостоятельных домашних письменных работ. Сроки выполнения их определялись особым расписанием, составляемым по полугодиям инспектором классов. Каждый преподаватель после проверки сочинений вел в классе беседы.

Вот  некоторые темы сочинений:
«Можно ли жить без надежды?», «Разбор басни Крылова «Крестьянин и змея»», «Природа Финляндии ее влияние на выработку народного финского характера», «Быт и нравы эскимосов», «Святополк-братоубийца», «Почему можно думать, что Лже-Дмитрий верил в свое царственное происхождение?». Большинство учениц выполняло свои работы удовлетворительно.

Занятия в училище начинались с 28 августа и продолжались до 15 мая. Годичные испытания (экзамены) начинались с 17 мая и заканчивались 15 июня.

Экзамен в Красноярском Епархиальном женском училище

Экзамены производились Советом училища в полном его составе, с участием преподавателя, по предмету которого проходил экзамен.  Испытания были устные и письменные. На письменном экзамене писались сочинения и изложения. Например, сочинение в 3 классе на тему «Объяснение народной пословицы: что посеешь, то и пожнешь», во 2 классе обычно писали изложение. Например, переложение басни Крылова «Орел и Крот»». А в 1 классе писали диктант.

Если кто получал неудовлетворительную оценку на испытаниях по всем предметам, то родителям предлагалось согласно указа  Св. Синода от 12 марта 1897 года за №1233 забрать ученицу из училища на один год, так как к продолжению курса она оказалась не подготовлена. А через год ее принимали в тот же класс без особых испытаний.

Если воспитанница получала неудовлетворительный балл по одному или двум предметам, ей назначали переэкзаменовку после летних каникул. В 1899 году таких оказалось в 1 классе 6, во 2 – 14 девиц, и в 3 – одна.

Интересно, что некоторые из этих девиц и на переэкзаменовке получили неудовлетворительные оценки, но были допущены к продолжению курса из-за нежелания родителей взять их на один год домой. Первое место по неуспеваемости занимал урок русского языка, второе – арифметика в 1 и 2 классе.

Училище часто посещалось главой Енисейской епархии. В одном из журналов Совета с ведомостями об успехах и поведении воспитанниц училища последовала резолюция после  очередного посещения: «выражаю сожаление, что некоторые воспитанницы обнаружили в себе упрямство, непослушание, грубость. Обман и даже присвоение чужой собственности. Буду надеяться, что они более не повторят таких поступков и проникнутся искренним сожалением о прежде содеянных ими прегрешениях».

Учебный корпус епархиального училища

Духовенство ставило главной целью епархиальных училищ воспитать и приготовить из своих дочерей будущих жен священников. Дочь священника, желающая стать женою священника, должна была быть образованною девицею, иначе она не смогла бы пользоваться уважением среди тех прихожан, которые обучали своих детей грамоте. Кроме того, жена должна была поддерживать своего супруга: предохранять его от упадка духа,  огрубения в материально-житейских помыслах и интересах, от дурного общения, от грубых склонностей и привычек.

Так сегодня выглядит бывший учебный корпус

С целью приучения воспитанниц к хозяйству и домовитости были дежурства в столовой, спальнях, классах, других комнатах и при кухне. От девочек требовалось постоянное наблюдение за чистотой и порядком. В столовой дежурные (по две из каждого класса) накрывали столы, подавали кушанья, хлеб, квас и все необходимое, собирали и мыли посуду. Каждый день по одной воспитаннице их старших классов освобождались от занятий и назначались дежурными по кухне. Они участвовали в приготовлении пищи, стирали белье, вели учет израсходованных за день съестных припасов.

Все без исключения обучались рукоделию. Воспитанницы, живущие в общежитии, сами на себя шили и чинили платья, передники, белье. Каждой старшей воспитаннице вверялась младшая, для которой она шила платье и учила чинить одежду. Младшие воспитанницы так же приучались шить и учились вязать чулки. С рукоделием соединялись чтения вслух, читали воспитатели или воспитанницы по очереди.

Епархиальное училище в Красноярске

Содержание воспитанниц было самое простое и незатейливое. Их заранее приучали к скромной трудовой жизни. По мнению московского митрополита Филарета:

Воспитание их должно быть направленно, к тому, чтобы дать девицам религиозно — нравственное и хозяйственное образование, но не уклонять их от простоты жизни, свойственной им по рождению и назначению... Воспитываемые девицы живут в малых комнатах и непросторно. Кто придет в такое заведение из подобных светских, тот не похвалит видимого, потому что найдет только чистоту и опрятность, а не занимательный и блистательный вид. Но это сообразно с положением воспитываемых, которые пришли сюда из тесных и скудных жилищ и в такие же, по всей вероятности, должны возвратиться. Блистательное жилище во время воспитания сделало бы для них неприятным будущие их жилища, простые и скудные.

В 1892 году состоялся первый выпуск воспитанниц, окончивших полный курс училища. Их было 26 человек. А всего в этом году в училище обучались 93 воспитанницы.

Учебный корпус Епархиального училища

В 1904 году было принято решение о постройке нового корпуса епархиального училища, которое возвели только в 1910 году. Этот трехэтажный корпус, построенный по проекту архитектора В.А.Соколовского, стал одним из красивейших зданий дореволюционного Красноярска (ныне пр. Мира, 37).

Архитектурный декор здания насыщен множеством деталей, однако, это не утомляет взгляд, а смотрится необыкновенно гармонично из-за правильных пропорций и  композиции фасада. Общая площадь здания составляет приблизительно 1800 квадратных метров. На строительстве каменного корпуса  епархиального женского училища в 1908—1909 годах работала артель строителей из  Смоленска, состоявшая из шестидесяти человек.

За время учебы воспитанницы приобретали хорошие педагогические навыки и по окончании учебного курса могли свободно приступать к преподавательской деятельности. Многие из них стали учительницами церковно-приходских школ.

Теперь у нас учителка — молоденькая, бестолковая. Наш писарь её «пархалкой» прозвал. «Пархалка» и есть: порхает, хлопочёт, а толку нет.
.
— Почему же её так прозвали?
— В епархиальном училище обучалась — вот и «пархалка»...

Г. Н. «Отклики Сибири», 9 марта 1914 года. Красноярск

В семейном архиве Карасевой Елены сохранился аттестат выпускницы 1914 года Куприяновой Таисии.

Аттестат Куприановой Таисии.  Выпуск 1914 года. Их архива Карасевой Елены

По окончании обучения воспитанница Куприянова удостоена права на звание домашней учительницы «по тем предметам, в каких она оказала хорошие успехи, без особого испытания в сих предметах».

После получения аттестата об окончании курса  молодая учительница обязана была обменять его на особое свидетельство, выдаваемое из канцелярии попечителя учебного округа. Для этого надо было предоставить председателю педагогического совета гимназии: прошение на имя попечителя округа, аттестат об окончании курса училища, метрическое свидетельство и 12 рублей за «напечатание» свидетельства. Председатель педагогического совета посылал это прошение с документами в канцелярию попечителя округа, а затем воспитанница под расписку получала свидетельство на звание домашней учительницы или наставницы. Лица, не обменявшие аттестат на свидетельство от округа, не пользовались правами на пенсию, если поступали в частный дом для воспитания детей или на казенное место в учебные заведения.

Фрагмент аттестата об окончании курса епархиального училища

При поступлении в частный дом для воспитания детей, домашняя учительница должна была предъявить свидетельство директору училищ и уездному предводителю дворянства того уезда, где находилась на жительстве. И так при каждом поступлении в частный дом. Причем, ее работа по воспитанию хорошо контролировалась. По окончании каждого года занятий учительница обязана была предоставлять директору училищ «отчет о своих занятиях и одобрительные о себе свидетельства от уездного предводителя дворянства и лиц, у которых работала в доме».
По выслуге в «семь званий не менее 20-ти лет» домашняя учительница имела возможность воспользоваться пенсией или вступить в «дом призрения бедных девиц благородного звания» на казенное содержание. У нее были преимущества перед теми, кто образованием детей не занимались.
Епархиальное училище. Мария Федоровна Овчинникова (Гончарова) в первом ряду, пятая слева

В семейном архиве Владимира Карнаухова сохранились фотографии учениц училища, среди которых была его бабушка, Мария Федоровна Овчинникова, по мужу Гончарова.

Выпускницы Епархиального училища. 9 июня 1915 г. Крайняя слева сидит Мария Фёдоровна Овчинникова, по мужу ГончароваФотография выпуска 1915 года  разорвана пополам. В семье говорили, что в центре сидел священник, поэтому его убрали, в то время такое фото было опасным.
Выпускницы Епархиального училища. 9 июня 1915 г. Крайняя слева сидит Мария Фёдоровна Овчинникова, по мужу Гончарова_Епархиальное училище, внесшее огромный вклад в дело подготовки учителей начальных школ, было закрыто после установления советской власти. После закрытия училища, в здании размещались различные организации.

Выпускницы Епархиального училища. 9 июня 1915 гВ 1917—1918 годах в здании проходили пленумы Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов, располагался Красноярский комитет РСДРП(б), редакции газет «Красноярский рабочий» и «Сибирская правда».

В 1944 году оно передано Красноярскому Геологическому Управлению. Решением исполкома Красноярского краевого совета народных депутатов № 345 от 24.12.86 г. здание отнесено к памятникам истории и культуры краевого значения.

Совмещенная фотография

Различные организации, занимавшие это здание много раз ремонтировали и переделывали под свои нужды внутренний интерьер, но внешний вид почти не изменился. Только часть кирпичного фасада была оштукатурена и выкрашена в синий цвет и заложены окна цокольного этажа с восточной стороны.

Сейчас общая площадь здания 3 368,4 м2. В здании 37 помещений.

С 1986 года в бывшем учебном корпусе женского Епархиального училища работает музей геологии.

М.Терешкова.

Дополнительные фотографии

4 фотографий


  • Ольга Цитировать my_subscriber
    15 августа 2010 в 17:49

    Из обрывков детских воспоминаний.

    Моя бабушка, Горбачева Зинаида Николаевна,1905 года рождения обучалась в Красноярске, в пансионате благородных девиц (она его так называла), ее обучение оплачивал то ли губернатор Санкт-Петербурга, то ли Черниговского уезда (это отдельная тема), она была сиротой. По окончании заведения она могла работать учительницей начальных классов, но была домохозяйка, занималась воспитанием своих пятерых детей. В период обучения преподавали и закон божий, и пение, и рукоделие, и хорошие манеры. Были и начальница и строгая классная дама (причем в памяти осталась классная дама с разным цветом глаз — голубым и карим), и воспитанницы, в заведение приходил поп. В период каникул девочек забирали обратно в семьи, и только несколько человек оставалось в пансионате, среди них и моя бабушка.

    Здание имело несколько этажей, потому что то ли моя бабушка, то ли другая воспитанница на спор выпрыгнула из окна с парусиновым зонтиком. Еще в памяти всплывает карцер, куда могли посадить за провинность.

    Может быть, в советское время бабушка не решалась произнести вслух Епархиальное училище. В свое время она считалась образованной и культурной женщиной, умела шить, вязать, вышивать, хорошо готовить. Старалась привить нам, внукам, хорошие манеры. С годами все больше хочется узнать о своих корнях. Может быть, кто-нибудь поможет расшифровать то, что осталось в памяти с детства. Может быть моя бабушка была воспитанницей именно этого училища?

    Буду очень благодарна, Ольга.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    15 августа 2010 в 19:08

    Спасибо, Ольга, за очень интересные подробности. До революции в Красноярске было два женских учебных заведения: Епархиальное училище и Женская гимназия. В связи с тем, что в женской гимназии отсутствовали дортуары (спальни) — в которых могли бы ночевать воспитанницы, получается Ваша бабушка обучалась именно в красноярском Епархиальном училище.

  • тата Цитировать no_subscriber
    15 августа 2010 в 19:17

    Да, с парусиновым зонтиком со второго этажа — это круто! Хорошо, что не покалечилась.

  • Ольга Цитировать my_subscriber
    15 августа 2010 в 21:42

    Марина, большое спасибо! Подскажите, пожалуйста, а можно как-нибудь добраться до архивов Епархиального училища. Вдруг такие остались, хотя столько лет прошло, в наше время дела связанные с трудовой деятельностью хранятся только 75 лет. Возможно, ниточка потянется дальше. Появление моей бабушки в Сибири обросло родовыми легендами, которые не однозначны.

    С уважением, Ольга.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    15 августа 2010 в 23:03

    Архивы Епархиального училища если и сохранились, то вероятно только в ГАКК. Попробуйте написать туда запрос. Можно это сделать прямо у них на сайте www.krasarh.ru/gostevaya-kniga/

  • Елена Цитировать no_subscriber
    5 июня 2013 в 20:11

    Моя бабушка, Куприянова Таисия Тимофеевна, 1989г.р., училась в Красноярском епархиальном женском училище с 1908 по 1914гг., получив по окончании звание домашней учительницы. У меня сохранился ее аттестат. Выслала бы Вам копию, но пока не придумала как ее снять.

    В рассказе бабушки было воспоминание о выпускном бале (в городском театре?). Что нибудь на эту тему известно?

  • Марина Цитировать no_subscriber
    7 июня 2013 в 14:12

    О выпускном вечере в театре не слышала, но это был, наверное, замечательный вечер! А насчет копии, может быть, юные родственники помогут?

  • Елена Цитировать no_subscriber
    9 июня 2013 в 17:26

    Собственно, воспоминание было несколько о другом. На том балу за бабушкой ухаживал приезжий студент — яркий брюнет по имени Марк, с бантом в качестве галстука. Ухаживал — обхаживал, а потом предложил распространять прокламации «против царя», от чего бабушка категорически отказалась :) )

    Ваша ссылка на ГАКК не открывается. Ищу село Печкинское, в котором мой прадед, Тимофей Карасев, служил священником. В доступных мне перечнях населенных пунктов Енисейской губернии такого нет. Однажды наткнулась на упоминание о псаломщике села Печкинское, но ссылку не сохранила, а теперь не могу ее найти.

    Марина, огромное спасибо Вам за все, что Вы сделали и продолжаете делать.

  • Владимир Цитировать my_subscriber
    5 апреля 2014 в 20:33

    День добрый! Моя бабушка, Мария Фёдоровна Овчинникова, Гончарова по мужу, училась в Красноярском епархиальном училище. Сохранилась фотография от 9 июня 1915 года. На ней — выпускницы епархиального училища. Может быть, она вас заинтересует, или, возможно, кто-нибудь найдет своих бабушек-прабабушек. Как мне её вам прислать?..

    С уважением, Владимир.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    7 апреля 2014 в 13:58

    Владимир, большое спасибо за предоставленную фотографию! Я разместила ее в статье, может быть, найдутся правнуки и правнучки, которые узнают своих родственников.

  • Владимир Цитировать my_subscriber
    7 апреля 2014 в 16:08

    Марина, спасибо Вам большое!

Оставьте комментарий


 

 

6 + 10 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Доходный дом Либман
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место