Новости сайта
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Деревня Базаиха

Река Базаиха берет начало на северо-западных отрогах Восточного Саяна в пределах Куйсумских гор. Протяженность ее составляет около 128 км. Деревня Базаиха была основана в 1640 году на берегу реки Базаихи при впадении в Енисей в результате расселения казаков и посадских людей.
Деревня Базаиха 1908 г. Из архива ККМ

К востоку деревня прилегала к высокому горному уступу, горе Диван. В XVII веке на ее плоской вершине располагалась татарская крепость под названием  "Змеиное городище".

Существует  интересная легенда о «змеином происхождении», записанная в книге Г. Ф. Миллера «История Сибири»:

ЛЕГЕНДА ЗМЕИНОЕ ЗАКЛЯТИЕ

(Как исчезли аринцы — первые жители Красного яра)

...Немногочисленный народ Красноярского уезда известен под именем аринцев. В Красноярске я встретил одного старого человека, который происходил из аринцев. Он жил при речке Бузиме, впадающей в Енисей. Он один говорил на языке аринцев. Имя «ара» было дано аринцам татарами, жившими около Красноярска, и означало на татарском языке шершня.

По его словам, аринцы с незапамятных времён жили на Енисее и занимали его западную часть от устья Качи, где стоит Красноярск, до порога, который отделяет Красноярский уезд от Енисейского. Самое большое их селение находилось на лугу, недалеко от того места, где теперь село Подъёмное.

Один из жителей этого аринского селения, которое было расположено ниже Подъёмного, однажды ранил змею, но она от него ушла живой. Вскоре после этого на противоположном берегу Енисея раздался будто крик человека, который просил перевезти его на другой берег. Один из жителей селения переехал туда на своей лодке. Там не оказалось человека, но совершенно неожиданно в его лодку бросилась масса больших змей. Среди них одна была необычной величины, с большой головой и телом, блестящим, как золото.

Она обратилась к человеку на аринском языке, говоря, чтобы он не боялся и перевёз их на ту сторону. Ему лично не будет причинено вреда при условии, что он никому ничего не расскажет. Если же что-нибудь сообщит, то погибнет с остальными. Чтобы его юрту можно было отличить от других, он должен посыпать вокруг неё пеплом и протянуть кругом аркан. Человек перевёз змей и, придя в свою юрту, поступил, как ему было указано.

В следующую ночь от змей погибли все жители селения, кроме этого человека и его семьи. Он ходил по юртам и всюду на трупах видел, что изо всех отверстий тел (ртов, носов, ушей и пр.) торчали хвосты змей.

Старик-рассказчик прибавил ещё, что в течение долгого времени аринцы очень боялись змей, и никто не решался причинить им вред. С тех пор аринцы не размножались, но постоянно уменьшались в числе.

Когда я был в Красноярске, от всего народа осталось 9 семей.

Г. Ф. Миллер «История Сибири».

В журнале «Сибирская школа» за октябрь 1916 года эта местность описывалась так:

Если смотреть из Красноярска на заречные горы (Кумасинские), то влево от деревни Базаихи находится совершенно ровное плато, оканчивающееся как бы диванной спинкой, что послужило причиной названия горы. Тот, кто бывал там, мог убедиться, что гора должна служить превосходным местом для крепости, так как почти недоступна с базайской стороны.

Поверхность горы совершенно гладкая, никаких признаков жилья нет, но что здесь было какое-то укрепление, доказывают следы рвов, заросших травой и кустами. Эти рвы ограничивали возвышенность горы с восточной и западной сторон. Здесь и был построен когда-то татарский городок, отчего гора и получила своё первое название — Городище.

Окрестности Красноярска 1924 года
В 1702 году в деревне  Базаиха   было уже пять семей, пахавших у «Каменной горы на степи», выше «Змеинцев», так русские называли жителей «Змеиного городища». Н.В.Латкин в 1892 году в своем очерке «Енисейская губерния. Ее прошлое и настоящее» писал, что на правом берегу Енисея при впадении реки Базаиха расположена деревня, бывшая казачья станица Базаиха, в живописной долине. Сюда горожане Красноярска ездили на дачу, а то и так, «на гулянку по живописным окрестностям деревни, в которой считается 150 домов и до 550 деревенских жителей обоего пола».
Церковь в Базаихе. Из архива ККМ
К востоку расположены Куйсумские горы, которые оканчиваются Круглою или Черною сопкой (Кара-таг). По определению профессора горного института К.И. Богдановича, жившего в конце XIX века,  это была самая высокая точка в окрестных горах. «В западной части этих же гор, — продолжал Латкин, — возвышается гранитная скала „Токмак“, у подошвы которой при устье  речки Базаихи, впадающей в Енисей, расположена деревня Базаиха, излюбленное дачное место красноярцев».

Много лет назад с южной части гранитного выступа «Токмак» свалились огромные каменные глыбы, которые затем получили название Кызямы. Есть много красивых легенд, в которых народ пытается придумать объяснение возникновения камней и реки. Вот одна из них:

В древние времена жил – был рыбак Такмак с женой Базаихой и сыном Кизямом. Однажды  Кизям принес с охоты  домой  блестящий желтый камень. Такмак  схватил его,  спрятал  золото на груди и попросил сына  указать место, где тот нашел  его. Три дня старик носил  камни с золотыми жилками, закапывал их в тайник. Его точно  подменили. Жадность вселила в него страх, он начал  бояться, как бы сын не обокрал его, и  стал  носить к  подножию утеса, находящемуся  неподалеку от их жилья, булыжник, складывать из него  стену. Однажды, когда Кизям, возвращаясь с охоты, проходил под этой  стеной, отец  толкнул на сына одну из глыб, и  в этот  миг над  тайгой прозвучал зловещий  крик горного духа: «Будь ты проклят,  убийца! Отныне  ты  навеки   застынешь на этой горе и будешь  сидеть над могилой сына, чтобы люди помнили о твоем   злодействе и темной силе золота!»

Кызямы в районе деревни Базаиха

И Такмак мгновенно окаменел. Горькие слезы матери Кизяма, слившись в ручеек, смыли груду камней и потекли дальше. Так образовалась речка Базаиха.

Много лет эти камни взрывались и использовались для строительства и для нужд города.

Жители деревни отличались спокойствием, но самоуправства не терпели. «Сибирская жизнь» писала в 1899 году проназначенного в Красноярском уезде станового пристава, отношения которого с крестьянами было «крайне ненормальным и вызывало ропот». Приехав в деревню Базаиху, он, проходя ночью по деревне, увидел караульных, сидящих на бревнах и мирно беседовавших. «Возгорев гневом» за «беседы», он избил их до крови. Потом напустился на шедших из гостей крестьянина с женой. Бросился было на них, чтобы повторить ту же историю, но храбрая женщина отпарировала удары так, что досталось и самому становому приставу. После этого крестьяне собирались подать жалобу на все это крестьянскому начальнику.

Местность в районе Базаихи  была прекрасной, тихой, располагающей к отдыху от душного города и суеты. Те жители Красноярска, кто был не в состоянии выехать на курорты, но имел все же неплохой доход, предпочитали в летнее время жить на природе в живописной деревне совсем недалеко от города.   От Красноярска Базаиху отделял Енисей, переправлялись на другую сторону реки обыватели обычно на плашкоуте. Предприимчивые жители деревни сдавали горожанам дома на лето. Об этом давались в газеты объявления, а желающих снять дом было предостаточно. Тем более, что отдых в Базаихе был всегда  "в моде".
Объявление в газете в 1910 году о сдаче дома на лето в Базаихе

Бедные мужья первыми начинают чувствовать приближение дачного сезона. Всё начинается с предварительных разговоров:

— Фи! Ехать в Коркино на лето? Нет, нет... Это невозможно.

— Да почему, душенька?

На даче в окресностях Красноярска— Ах, почему, почему? Мне кажется, очень понятно, ведь ты не первый год живёшь в Красноярске. Должен знать, что и Ольга Петровна, и Елизавета Николаевна, и Анна Александровна... словом, все наши, весь бомонд на лето выезжает в Базаиху.

— Но, душенька, там одни квартиры стоят чуть не дороже городских — а молоко, а мясо?..

— Ах, мясо, молоко... Ты это всё рассчитываешь, а не рассчитываешь того, что мне нужен горный воздух! Где же ты потратишь для больной жены несколько рублей? Нет, ты лучше пойдёшь в клуб и там... О-о, там ты не пожалеешь сотни рублей!..

Бедный муж мало-помалу смиряется и соглашается на дорогую дачу в Базаихе вместо дешёвой в Коркино. Жена собирает своих чад, тысячу коробочек, ридикюльчиков и перебирается в Базаиху дышать горным воздухом вместе с Ольгой Петровной, Елизаветой Николаевной и Анной Александровной. Мужья остаются глотать красноярскую пыль...

Мефистофель «Енисей», 8 мая 1898 года.

Завтрак у реки Базаиха

Многие обыватели Красноярска, которые  не могли себе позволить  снять даже  недорогой дом на лето в Базаихе, ездили на реку просто отдохнуть по выходным дням, чтобы подышать свежим воздухом и потом опять вернуться в пыльный Красноярск. К дачам и Базаихе в 1908—1909 годах совершали рейсы несколько катеров.  Однако публика постоянно жаловалась, что катер г.Кузнецова летом 1909 года стал «путешествовать очень редко».  Обыватели, желавшие возвратиться из Базаихи в город, должны были на пустынном берегу ожидать в течение нескольких часов прихода катера. Катер «Баян» господ Семенова и Романова тем летом совсем перестал совершать рейсы.

Базаиха. 1908 г. Из архива ККМ
В 1913 году через Базаиху проезжал знаменитый путешественник и исследователь Фритьоф Нансен с попутчиками по дороге к скалам вулканического происхождения.
19 февраля 1913 Енисейская мысль
На масленицу  в деревне обычно проводились празднования. Пожарные устраивали городок, который на радость зрителям ломали дружиной верхом на лошадях.

Базаиха 1913 г. Из фондов ККМ

После смены власти красноярцы не оставили своей привычки отдыхать в Базаихе. А многим в деревне была просто необходима быстрая связь с городом и обратно. Но переправиться через Енисей можно было только в одном месте. Это было не совсем удобно, поэтому базаихские крестьяне устроили в 1918—1919 годах перевоз на лодках в районе Гремячьего. Брали они рубль с человека за перевоз в один конец.

Эта часть города примечательна еще одним — недалеко от речки Базаихи по улице Сибирской в частном небольшом доме жил замечательный красноярский архитектор Сергей Георгиевич Дриженко.
Дом в котором жил Дриженко. ул Сибирская, 32

В 1931 году в деревне началось строительство деревообрабатывающего комбината. В результате весь этот район вместе с деревней был включен в черту города Красноярска. Сейчас это просто часть города с многоэтажками, автобусами и машинами, в которой не увидишь прежней деревни с чистым воздухом и великолепными пейзажами.

Из воспоминаний Тороповой Лилии Серефимовны:

В современной Базаихе сохранились фамилии, унаследованные от тех, кто населял её тогда: Ситниковы, Белянины — казачьи (Ситник, Белян). Муруевы , Зыряновы — татарские (Муруй, Зырян).

Ситников Иван, упомянутый в объявлении о снятии квартиры приходится мне двоюродным дедом (братом отца моей матери) В одном из домов, сдававшихся горожанам  под дачи когда-то  (в 1926 году) родилась и я. Конечно в современной Базаихе мало что осталось от её прежней дачной привлекательности. Старые деревянные дома кое-где сохранились только на улицах Сибирской и Базайской, тянущиеся по берегам реки Базайхи. В центре Базайхи была небольшая площадь. На ней располагались церковь и сельская четырёхклассная школа. Ученики всех четырёх классов учились в одной большой комнате. Также там была небольшая  учительская квартирка. В ней жила учительница Торопова Лидия Михайловна, моя бабушка. Она учила местных детишек с начала и до середины 20 века. В советское время в школьном доме был уже магазин, который стоит до сих пор. А в церкви (которая сейчас реконструирована и тоже стоит на прежнем месте, в 20-е годы располагался склад утильсырья, а потом   сельская библиотека, где библиотекарем долгие годы работала моя мама  Торопова Анна Михайловна. Сейчас старое здание разрушено и на её фундаменте красноярскими казаками построена новая церковь, воссозданная в прежнем дореволюционном облике.

На правом берегу речки Базаихи, по Сибирской улице, напротив  двухэтажного дома была мельница, и здесь реку перегораживала высокая плотина, образовавшая небольшую запруду (перед  нынешним мостом.) Дело в  том, что в советское время в верховьях Базаихи производились вырубки леса, брёвна сплавлялись по реке, накапливались в запруде. Потом открывались ставни запруды, мощным потоком воды проходили через открытую плотину, затем попадали в Енисей и шли на переработку в упомянутом деревообделочном комбинате. Прорывающаяся с сильным шумом вода и торцы брёвен образовали на дне глубокую яму. И отчаянные базайские мальчишки ныряли в этот поток. Это был опасный трюк, но по  счастливой случайности никто не погиб.  Место это носило название «Шум».

Свердловская улица за мостом продолжалась и переходила в дорогу, ведущую в знаменитый экспериментальный сад садовода Крутовского, родного брата того Крутовского, с которым был дружен Ленин. В этом саду  жители Базаихи покупали фруктовые деревья и ягодные кустарники.

Агитбригада. Из архива Тороповой Л.С

Незадолго перед войной по Свердловской улице рядом с церковью была выстроена двухэтажная школа. В войну ней располагался госпиталь. А уроки в это время  шли в близлежащих домах. Мы , школьники охотно выступали со своими самодеятельными концертами перед ранеными бойцами. Нашим художественным руководителем была учительница немецкого  языка Ходанович Екатерина Алексеевна.

Похожие статьи

  • Нет похожих записей
  • Владимир Цитировать no_subscriber
    25 апреля 2013 в 9:20

    По первому фото можно судить каким еще бизнесом занимались жители Базаихи .

    Огороды засажены табаком из которого махорку делали и продавали на рынке .

  • Елена Цитировать no_subscriber
    30 мая 2013 в 16:47

    Огромное спасибо за статью о Базаихе! Там родились и проживали свои нелегкие судьбы многие мои родственники...

  • КОНСТАНТИН Цитировать my_subscriber
    11 июля 2013 в 22:35

    Очень благодарен Вам за фото и комментарии к ним. Я сам родился и вырос в Базайхе, где жили мои предки и продолжает жить наша семья. Это одно из последних мест в г.Красноярске, где можно увидеть еще старые строения конца 19 начала 20 века, такие как двухэтажный дом у моста и др., кстати наш дом 1900 года постройки, хотя и претерпел некоторые изменения, стоит и думаю еще долго будет стоять, ведь раньше строили на века. Спасибо.

Оставьте комментарий


 

 

2 + 9 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Здание Общественного собрания
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место