Разверните любой номер газеты — и вам прежде всего бросятся в глаза объявления, предлагающие всевозможные средства для продления жизни и сохранения здоровья. Пестрят такими объявлениями и журналы, красуются они и на стенах зданий, вокзалов, театров — до уличных писсуаров включительно.
Если вы лишились волос, купите эликсир такой-то — и волосы начнут расти, как грибы после дождя. Если вы страдаете полнотой — такие-то чудодейственные пилюли избавят вас от лишнего жира. О неврастении, геморрое, бронхите и других подобных недугах говорить нечего. Избавиться от них так же просто, как купить себе пару калош.
И всё же, несмотря на столь верные и надёжные средства, люди продолжают умирать во цвете лет от разных болезней. Как же объяснить это противоречие? Очень просто! Все эти объявления о целебных средствах, долженствующих заменить врача, — сплошной обман, рассчитанный на крайнюю доверчивость публики и на её безграничное невежество.
Все те расстройства, которые вы ощущаете, скажем, в желудке, составляют симптомы какой-то болезни, которой вы, естественно, не знаете. Их много: катар, язва, рак и т.д. А то, что вы называете «несварением желудка», может быть в действительности и пороком сердца, и воспалением печени и т.п. И ясно, что рекламируемое средство, будь оно даже «всемирно известным», не может помогать одинаково эффективно во всех этих случаях.
Рекламируемые средства могут содержать лекарственные вещества — для устранения отдельных болезненных признаков. Кроме того, они обычно слабо действующие, ибо сильно действующие средства не допускаются к продаже без рецепта врача. Поэтому нет таких пилюль, которые с равным успехом излечивают и прыщи, и геморрой, и ревматизм, и желудочные болезни.
Кто же является изобретателем «чудодейственных» средств? Всякие авантюристы с цензом аптекарских учеников — а то и вообще без всякого ценза.
Возьмите простую цинковую мазь, прибавьте к ней для запаха какого-либо масла, окрасьте её в необычный цвет, выдумайте новое название — вот вам и готов «экзематин», рекомендуемый как «всемирно известное, испытанное средство». Эти слова вбиваются обывателю в голову, как гвозди, и он невольно проникается доверием к новинке. Через год-другой публика охладевает к «экзематину», тогда цинковой мази придают другой запах и цвет, выдумывают новое название — и вся история повторяется снова.
Во всех подобных случаях действует внушение. Достаточно, чтобы больной поверил в предложенное лекарство — будь это простая вода или сахар — и он может получить значительное облегчение своих недугов. Временное, потому что самолечение приносит вред, затягивая болезнь. И рекламируемые медицинские средства, рассчитанные на склонность публики к самолечению, являются величайшим злом, поддерживая вредное заблуждение, будто можно лечиться, даже не зная болезни.
Успех же некоторых шарлатанских средств объясняется широковещательной рекламой, фабрикацией благодарных отзывов, а также существованием больных, легко поддающихся самовнушению.
Н. Вигдорчик.
«Вестник знаний» N 9, 1908 г. СПб., редактор В. В. Битнер.
Дополнительные фотографии
Время прошло, а методы рекламщиков те же )
Это точно, вот только теперь они еще смогут говорить — «проверено временем».