Женская мода начала XX века

Сколько существует женщина, столько существует и мода. Всегда в любом сословии женщина хочет и старается быть красивой, радовать себя и окружающих своей внешностью. К сожалению, в начале ХХ века (и раньше тоже) художники мало внимания уделяли разработке одежды для крестьян. В этой среде девушки сами, по мере возможности опираясь на мастерство и талант предыдущих мастериц,  придумывали и создавали шедевры из своих костюмов. Все их наряды были красивыми и практичными.

Женская мода 1905-1906 гг

Мода же, которая разрабатывалась профессиональными художниками-модельерами, предлагала создать из женщины невесомый, идеальный образ прекрасного цветка, бабочки, которая должна только парить над землей.


Фотография семьи купца А.М.Егорова

Если обратить внимание на силуэт платьев — увидим очень сильно утянутую корсетом талию, длинную, похожую на цветок колокольчика юбку, которая заканчивалась обычно шлейфом. В то время было модно утягивать талию до 42-45 см — попробуйте утянуть ее так сейчас! Женщины были небольшого роста, но приветствовалась пышная грудь, которую драпировали рюшками, подкладывали ватные подушечки.

Наталья Петровна Бологовская - жена губернатора

В силуэтах платьев почти не было прямых линий, форма рукавов и шляпок напоминала крылья бабочки или экзотический цветок. Верхние вещи были такими же элегантными и красивыми. В моде были полудлинные жакеты с басками, вышитыми отворотами и карманными лацканами. Рукава-жиго суживались к низу. Делались такие жакеты из легкого сукна всех мягких цветов. А из длинных вещей дамы предпочитали пальто фасона «директуар».

Мастера, придумывавшие и шившие платья, часто работали в технике наколки. Такая манера шитья была очень сложной, не использовалась выкройка на листе бумаги. Сейчас в такой технике работают мастера самой высокой квалификации.

Материалы для платьев использовались в большинстве отечественные. Бросались в глаза клетчатые материи для костюмов, шелк в полосках, бархат и тафта для нарядных туалетов. Большое внимание уделялось разнообразным кружевам и гипюру.

Декора в эту эпоху было много — вышивки, ленты, аппликации, бижутерия. Много отделок бантиками из черного бархата как на юбках, так и на лифах, которые в большинстве делались с бертами, т.е. вырезанными пелеринками, которые скрещивались на груди из вышитой тафты с кружевом или были цельными кружевными.

Швейная и вязальная машины

Ткани использовались набивные с мотивами в стиле модерн (маки, ирисы, розы, шиповник, анютины глазки). Для вечерних туалетов очень часто использовался тюль всех цветов, черного с блестками лунного цвета, кружева для платьев с пышными полукороткими рукавами.

Цвета для платьев выбирались насыщенные и яркие. Зимы в России и в Сибири были долгие и снежные, поэтому понятно стремление барышень надеть платья малинового, зеленого и лилового оттенка. Этим русская мода сильно отличалась от сдержанной европейской моды.

Всехсвятская ул 186 школа кройки и шитья

До второй половины XIX века платья шились почти всегда вручную. Фирма Зингер завезла швейные машинки в Россию только в 1855 году. Но и тогда в костюмах красавиц присутствовало много ручной отделки.

Женская мода начала XX века

К 1905 году такие швейные машинки были уже широко распространены. Встретить швейные машины можно было даже в некоторых крестьянских домах.

Приобрести их можно было «самого высокого качества всех систем: зингер-семейные, с качающимся челноком, круглым челноком, с обратным ходом и т.д. известнейших американских и германских фабрик, приспособленных для домашнего обихода, ремесленных заведений и фабрик.

Как ручные, так и ножные швейные машины продавались с колпаком или без оного и со всеми необходимыми принадлежностями. Стоили ручные машины от 25 рублей, ножные — от 45 рублей.»

Красноярск, как и весь мир, мода не обошла стороной. Создавались модные мастерские дамских нарядов, открывались школы кройки и шитья. Профессия портнихи всегда была престижной и успешной.

Евгения Коновалова

Невозможно было представить женщину начала ХХ века без шляпки, которая незаметно крепилась на длинных, убранных в прическу в японском стиле волосах. Такие шляпы имели проволочный каркас и богатый декор.

Возникали шляпные мастерские, которые больше походили на ремесленные училища, в которые  набирались девочки из малообеспеченных семей. Девочки и работали и жили при мастерской, обучаясь сложному искусству изготовления модных шляпок.

Польза от этого была всем. Наиболее способные и талантливые девочки в конце обучения становились шляпницами, остальные просто профессионально исполняли свою трудную работу, а выгода владелицы мастерской была очевидной.

Многие красноярские барышни внимательно следили за изменениями капризной моды, благодаря издававшимся «модным альбомам». Например таким, как  выходивший 2 раза в год «Модный альбом дамских и детских платьев, верхних вещей и белья. Осень-зима 1905—1906 года», который можно скачать здесь. Размер архива 60 мб.

Некоторые термины:

Коты — просторные домашние или зимние короткие сапожки из войлока или сукна.

Корсет — устройство из плотных или эластичных материалов на шнуровке для стягивания фигуры. Надевали на тонкую рубашку, не смотря на возражения врачей. В 19 веке ходить без корсета считалось неприличным.

Митенки (митени) — дамские перчатки без пальцев, от французского mitaine — рукавица. Шились из кружевного полотна или вязали из шерстяной, шелковой или хлопковой нити.

Шляпа — мужской или женский головной убор устойчивой формы. Делались из соломы, фетра, велюра, шерсти, шелка и др.
Мантоньерки — завязки, перевязки на подбородке, представлявшие собой шелковые или кружевные ленты, которыми придерживалась шляпа.
Баволетка — от французского  bavolet, наколка, кичка, кружевная или кисейная с вышивкой отделка, крепившаяся к задней части шляпы и закрывающая шею.
Шляпу обычно прикалывали к волосам длинными булавками до 30 см. И в тесной толпе такие острые булавки могли поцарапать лица соседей. После 1917 года шляпа перестала быть обязательной деталью женского костюма.

Шлейф — Заднее значительно удлиненное полотнище юбки, съемная деталь костюма, крепившаяся либо к талии, либо к плечам. Шлейф исчез из моды только в 1917 году.

Турнюр — приспосабление в виде подушечки или сборчатой накладки на заднем полотнище нижней юбки чуть ниже талии. Название произошло от французского tournure — осанка, манера держаться.

В статье использовались лекции по истории моды А.Васильева

Дополнительные фотографии

дополнена 26.01.19 в 17:49

Комментариев к записи 5

  1. Я скачала альбом, спасибо! Красота! Да... в таких нарядах вряд ли в автобус залезешь! Но как красиво...

  2. мой прадед был портным в начале 20 века в Кпасноярске .

  3. Виктор, а как его фамилия, очень интересно было бы узнать. Может, еще какая-нибудь информация про него осталась?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости сайта

  • 30.12.2018 сайту исполнилось 10 лет
  • 11.11 у сайта появился переработанный дизайн
  • 20.10 добавлена мобильная версия сайта
  • 23.07-16.08 отпуск
  • 6.01 на сайте теперь есть рейтинг статей и комментариев
  • 14.10 опубликовано мое интервью газете «Сибирский форум». Практически готовый раздел «О сайте»
  • 29.04 появился на сайте раздел Библиотека
  • 04.03 опубликовала альбом «Великий путь», обязательно смотреть и читать 😉
  • 30.12 добавила страницу с Часто задаваемыми Вопросами
Красное мѣсто © 2008-2018       Копировка будетъ преслѣдоваться закономъ
Большинство представленных на сайте фотографий принадлежат Красноярскому краевому краеведческому музею
наверх