Красное место

Школьники

Красноярский гимназистПроблема поведения учеников в школьных заведениях всегда волновала педагогов. Часто они нарушали установленные правила, срывали уроки, сами не являлись на занятия. Конечно, очень сильно было влияние общества, оставляли глубокий след события, которые бушевали за стенами школ...  И все же.

Постановлением педагогического совета мужской гимназии, состоявшемся 19 апреля 1906 года, уволено из гимназии с правом поступления в другие гимназии 10 человек: Войцеховский, Губанов, Киприн, Кочнев, Мартьянов Евгений, Мартьянов Александр, Англоросс, Ончуков, Протопопов и Глянцшпигель. Кроме того уволено с правом поступления в Красноярскую гимназию осенью 1906 года, но с предварительным экзаменом еще 6 человек: Хейсин, Давыдович, Полевой, Власов, Оборотов и Альхимович.

Немного о причине увольнения. 18 апреля, по новому стилю   1-го мая, часть учеников гимназии шестого, пятого  и частью четвертого классов не явились на уроки, сговорившись предварительно отпраздновать этот день, как праздник рабочих запада. Накануне они послали директору гимназии «депутацию» с заявлением о своем поступке. Господин директор после того, как выслушал депутатов, пошел в класс, чтобы убедить учеников не устраивать ничего подобного и предупредить их о строгих последствиях такого шага. К сожалению, в это время часть учеников уже разошлись. Но и до того, директор, слыша толки учеников о каком-то готовящемся празднике, обходил классы и убеждал их не нарушать правил гимназии, предупреждал о строгих мерах, которые могут последовать за нарушением.

Вопрос о смягчении наказания был даже вынесен на рассмотрение в городскую думу. Гласные, признавая, что исключенные ученики действительно нарушили школьную дисциплину и педагогический совет имел все основания наказать виновных, принимая во внимание те особые условия, в которых прожили ученики в течении истекающего учебного года, большинством голосов постановили поручить городскому Голове возбудить ходатайство перед министром Народного Просвещения о замене наказания исключением другим — вводом дисциплинарного взыскания.

Были и просто хулиганские поступки, свойственные детям всех времен и народов (что совершенно их не оправдывает).  Как можно воздействовать на загадочный детский мозг, достучаться, объяснить? Может, так, как поступил А.Комаров, написав в популярной газете обращение (крик души) к хулиганистым ученикам с необыкновенным юмором, добротой и угрозой одновременно.

Внимание господам красноярским гимназистам.
Милостивые государи!
Я имею удовольствие в продолжении уже 10 лет занимать квартиру рядом с тем храмом науки, в коем вы учитесь. Говорю, что мне это приятно совершенно искренне, ибо ничто так не увеселяет мое сердце, как поднимаемый вами шум и гвалт, а иногда и прямо таки рев, которым оглашается воздух во время перемен.
Но, как известно, розы без шипов не бывают.

В продолжении 10 лет вы у меня выбили не один десяток стекол, но уверяю вас, что предательская мысль сообщить о действиях ваших подлежайшему начальству ни разу не приходила мне в голову, так как я твердо памятовал, что в свое время соседские окна от моих мячей, лучков, чижей и тому подобных, совершенно необходимых в обиходе порядочного гимназиста предметов, неоднократно и иногда тяжело страдали.

Словом, когда ко мне в квартиру, прямехонько через стекло, а иногда и через два влетал мяч или стрела, конечно, пронзившая перед этим неспокойное сердце   какого-нибудь краснокожего — я не обращал на это ни малейшего внимания, твердо веруя, что ни один гимназист (до четвертого класса включительно) без лапты и индейцев обойтись не может.

Но за последнее время дело начало обстоять значительно иначе. Дом наш (или вернее двор) подвергся двум довольно серьезным бомбардировкам при посредстве крупных и мелких камней. Первый раз двор подвергся обстрелу из сада, прилегающего к дому вашего уважаемого директора гимназии. Но все мы, обитатели нескольких квартир, отнесли это, разумеется, к проделке хулиганов, забравшихся ночью в сад. Во всяком случае, тогда дело окончилось благополучно.

К сожалению, 11 сего сентября бомбардировка повторилась, как со стороны гимназии во время большой перемены, так и с прежней позиции. И на этот раз поранили камнем щеку мальчику Арсентию Москвину и разбили парочку стекол.

Вот почему в видах не только своей личной выгоды, но и вашей пользы я прошу вас, господа гимназисты, прекратить обстрелы нашего двора. Воинской славы вы в данном случае одержать не можете, ибо, во-первых, позиция не укреплена, во-вторых, мы не каманчи и не апачи, а совершенно мирные граждане, а в третьих, решительно не понимаю, какое для вас удовольствие, если во время перемен за вашей спиною будет стоять надзиратель или еще хуже сам инспектор.

Конечно, дело вкуса, но я лично всегда себя чувствовал лучше, когда мое гимназическое начальство возможно меньше обращало на меня свое не всегда благосклонное внимание.

С почтением А.Комаров.

«Красноярский вестник», 16 сентября 1909 года.

М.Терешкова.

дополнена 9.03.13 в 9:57

Комментариев к записи 2

  1. Большое спасибо,прекрасная статья!Интересно,знакомят ли нынешних будущих педагогов с мудрым посланием господина Комарова?

  2. Да, Наталья, послание, на самом деле, очень мудрое!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости сайта

  • 30.12.2018 сайту исполняется 10 лет
  • 11.11 у сайта появился переработанный дизайн
  • 20.10 добавлена мобильная версия сайта
  • 23.07-16.08 отпуск
  • 6.01 на сайте теперь есть рейтинг статей и комментариев
  • 14.10 опубликовано мое интервью газете «Сибирский форум». Практически готовый раздел «О сайте»
  • 29.04 появился на сайте раздел Библиотека
  • 04.03 опубликовала альбом «Великий путь», обязательно смотреть и читать 😉
  • 30.12 добавила страницу с Часто задаваемыми Вопросами

Свежие комментарии

Красное мѣсто © 2008-2018       Копировка будетъ преслѣдоваться закономъ
Большинство представленных на сайте фотографий принадлежат Красноярскому краевому краеведческому музею
наверх