В конце XIX, начале XX века в Красноярске стало появляться все больше и больше витрин и рекламных вывесок, принадлежащих разным торговым и промышленным заведениям. Витрины были установлены вдоль улиц и на тротуарах, а вывески были прикреплены к стенам домов и заборов, а также на небольшой высоте от земли на особых столбах или кронштейнах поперек или вдоль тротуаров. Что часто стесняло свободное пользование улицами и придавало им неблагоустроенный вид толкучки.
Места, использованные торговыми и промышленными заведениями под рекламу, принадлежали городу, поэтому городское управление посчитало себя вправе установить арендную плату за занятые рекламой места.
Так к 1909 году в центре города, на Воскресенской улице, имелось уже 12 витрин с фотографическими карточками, а также 4 витрины на других улицах. Также на Воскресенской улице были 2 витрины с афишами кинематографов, 6 с произведениями печати и одна с рукоделием. Рекламных вывесок на Воскресенской улице было 197, в остальной части города — 262. Всего была занята площадь на 220, 67 кв. арш на Воскресенской улице и 816, 64 кв.арш в других местах.
С.И.Потылицын предложил предоставить городской управе облагать сбором в пользу города вывески и витрины, занимающие выступы и пространства общего пользования и на заборах, как городских, так и частных, которые бы не принадлежали самому владельцу витрин и вывесок.
За витрины с произведениями печати и рукоделий по 1 рублю за кв.аршин. А вывески обложить сбором по Воскресенской улице по 50 копеек за квадратный аршин, а в прочих местах по 25 копеек за кв.аршин. При этом глубина витрины не должна превышать шести вершков.
Существовали в городе и городские витрины и афиши. Еще 31 августа 1888 года в городе Красноярске обязательным постановлением городской думы была принята такса на расклейку в этих витринах и афишах объявлений. В 1902 году, например, в казну города с витрин поступило 150 рублей. Но время шло, такса стала непомерно низкой, доход города от расклейки объявлений стал очень незначительным. Город не имел возможности обустроить на эту сумму большое количество витрин, поэтому, вопреки запрещению, объявления расклеивались на стенах домов и заборах.
Для улучшения благоустройства города управа решила отменить постановление 1888 года и издала новое обязательное постановление:
1. Расклейка афиш и разного рода объявлений в г. Красноярске на стенах домов, строений и заборов, а также на фонарных и других столбах — запрещалась.
2. Афиши и объявления, разрешенные к публикации, должны были передаваться для наклейки уполномоченному городским общественным управлением. Наклейка в собственных витринах разрешалась только с разрешения городской управы.
Все объявления, принятые городской управой в течении дня (с 9 часов утра до 9 часов вечера), наклеивались в витринах на следующий день сроком на три дня, считая и день наклейки. В тот же день могли расклеиваться срочные объявления, если в городских витринах были в наличии свободные места и при дополнительной оплате за срочность. Доплата производилась так же и за каждый день сверх положенной нормы.
3. Афиши театральные, цирковые и других публичных сезонных и просто продолжительных зрелищ содержались в витринах до конца времени представлений, но наклеивались не ранее чем за три дня.
4. Разноска афиш и объявлений для распространения в торговых рядах, магазинах, присутственных местах, учреждениях производилась по соглашению приемщика с публикующим.
5. Афиши о представлениях, концертах и спектаклях, устраиваемых с благотворительной целью, оплачивались с уступкой до 50% от назначенной таксы. В подтверждение оплаты выдавались особые квитанции.
В 1910 году была утверждена следующая такса:
На содержание витрин городское управление выделяло 3 000 рублей. Траты же составляли: жалование смотрителю — 360 рублей; трем рабочим по расклейке афиш — 720 р.; муки картофельной для клейстера — 50 рублей, углей для самоваров — 15 р.; щеток для размазки клейстера — 5 р., 3 самовара из жести — 9 рублей; на устройство новых витрин — 1 000 рублей. Всего — 2 159 рублей.
Чтобы не поднимать сумму оплаты и хоть как-то уменьшить собственные затраты управа постановила поставить несколько витрин с киосками для продажи лимонада, кваса, сластей и печатных произведений.
М.Терешкова
дополнена 12.03.16 в 8:41
Актуальность этой статьи на сегодняшний день- наивысшая!