Приют арестантских детей
Красноярский приют для детей арестантов был учрежден в 1886 году. Цель учреждения приюта состояла в том, чтобы не допускать помещения в арестантских камерах тюремного замка вместе с родителями детей арестантов и тем самым удалить их от вредного влияния арестантской среды. Вместе с тем приучать детей к труду, обучать их грамоте и ремеслам, влиять на их нравственное развитие и бороться с порочными привычками их прежней жизни.
В настоящее время здание не сохранилось. Находилось оно на углу Новобазарной площади, на перекрестке Благовещенской улицы и Архиерейского переулка. Там где сегодня стоят жилые дома по адресу Ленина, 122 — Горького, 14.
В Красноярске состоялось освящение здания приюта арестантских детей, специально выстроенное для этого заведения. Приют для детей арестантов существует лет 5-6. Внутренний распорядок публике неизвестен, отчёты о состоянии приюта не печатаются — и это очень жаль. Интересно знать, сколько призревается детей, какого они возраста, какова их жизнь в заведении.
«Сибирский вестник», 10 апреля 1886 года. Томск
Согласно уставу, утвержденному Министерством внутренних дел, от 10 января 1886 года в приют принимались для постоянного проживания — круглые сироты, оставшиеся после смерти родителей-арестантов, и временно — дети подсудимых, срочных и пересыльных арестантов, на срок нахождения родителей в тюрьмах.
А с 1894 года стали принимать детей ссыльных и детей, один из родителей которых заключен в тюрьму, а оставшийся на свободе не в силах был прокормить ребенка. Позднее в приют стали приниматься и брошенные родителями дети.
Деньги, отпускаемые из казны и приказа общественного призрения, были крайне малы (в 1901 году было отпущено 1500 рублей). Красноярский губернский тюремный комитет попечительного о тюрьмах общества, при котором и учрежден приют, оказывал помощь приюту, организуя ежегодную лотерею; устраивая в пользу приюта спектаклей, концертов и подобных публичных мероприятий; собирая единовременные и постоянные частные пожертвования.
Одной из попечительниц приюта была супруга енисейского губернатора Плец Мария Ивановна.
Находясь во главе учреждения о призрении арестантских детей и стоя близко к Попечительству о тюрьмах, мне неоднократно приходилось убеждаться, насколько разлагающе действует на детей, попавших в тюрьму, как обстановка ея, так и самая жизнь тюрьмы, в особенности здесь, в далёкой Сибири, где через тюрьмы проходят арестанты со всевозможными пороками всей России.
из письма Марии Ивановны Плец своему мужу, 14 декабря 1898 г.
Смотрительница приюта Александра Дмитриевна Тимофеева исполняла обязанности экономки и состояла учительницей в церковноприходской школе при приюте. Помощница смотрительницы была также и швеей. При приюте работали: столяр, сапожный мастер, няня, кухарка, прачка и дворник.
К 1 января 1901 года в приюте проживало 26 мальчиков и 27 девочек. В течение года убыло 28 и прибыло 26 детей.
Главной задачей приюта правление считало религиозно-нравственное и трудовое воспитание призреваемых в приюте детей. Учредители и попечители приюта стремились наряду с обучением грамоте вести и обучение ремеслам: ювелирному, сапожному, шитью и починке, кружевному и вязальному мастерству. Кроме того, питомцы помогали в хозяйственных работах по приюту — в уборке, стирке, в приготовлении пищи.
Заведующим церковноприходской школой при приюте и законоучителем с сентября 1900 года состоял священник тюремной церкви, студент семинарии о. Николай Смиренский.
В школе имелось достаточное количество учебников и была библиотека для внеклассного чтения из 200 книг, которыми приют снабдил Енисейский епархиальный училищный совет.
В школе приюта преподавались: закон Божий, русский язык, славянское чтение, счисление, пение, по программам, утвержденным училищным советом при Святейшем синоде для одноклассных школ этого типа, применительно к условиям приютской жизни.
Генерал-лейтенант Иван Константинович Педашенко, в прошлом енисейский губернатор, сказал о деятельности приюта так:
Докажите преступнику, что ему невыгодно задуманное злое дело, — и вы остановите преступление. Точно так же докажите детям примером и словом, что ложь, воровство, сквернословие прямо невыгодны для их «маленьких» интересов, — и вы заставите детей следить за собою, сообразовать свои поступки с вашим примером и словом — натолкните детей на самонаблюдение, а это последнее — первая степень самоусовершенствования.
ГАКК. Ф. 173, оп. 1, д. 2368.
Похожие статьи
Оставьте комментарий
Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.
Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место
- Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
- В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
- Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
- Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
- Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.