Красное место

Пароход Святитель Николай

История парохода «Св.Николай» оказалась невольно связанной с судьбой исторических личностей, символизировавших две очень разные эпохи в политической жизни страны. В 1891 году на нем из села Березовского в Красноярск был доставлен будущий император России Николай II, а через шесть лет, в 1897 году на этом же пароходе в шушенскую ссылку проследовал В.И.Ленин.

Пароход Святитель НиколайГрузопассажирский колесный пароход «Святитель Николай» в конце прошлого века считался одним из самым быстрым на Енисее. Его длина составляла 56,2 м, ширина 8,25 м, осадка с полным грузом 1,25 м. Судно строилось в 1887 году в Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника А.М.Сибирякова.

Пароход-музей Св.НиколайПредоставим слово специалисту:

Движителем парохода служили гребные колеса с горизонтальной осью, частично погруженные в воду. Каждое колесо состояло из трех колец, на окружности которых шарнирно закреплялись 8 деревянных плиц. При вращении гребных колес кольца с рычагами вращались на эксцентрически смещенной оси, и плицы во время движения их в воде поворачивались в наиболее эффективное для упора положение.

Гребное колесо парохода

Гребные колеса на уровне палубы были защищены обносами — специальными конструкциями, закрывавшие колеса по ширине. Сверху над ними был укреплен бортовой металлический кожух, на котором размещался открытый ходовой мостик.

Штурвал парохода на ходовом мостике

Ходовой мостик совсем даже не открытый, но не запертый. И дымовая труба перекрывает спереди весь обзор, если стоять за штурвалом так, как показывают в кино.

Приезд в Красноярск будущего императора Николая II

Хотя так и есть! на фотографии, сделанной 1 июля 1891 года видно, что ходовой мостик открытый.

Каюта капитана парохода

С обратной стороны к ходовому мостику примыкает каюта капитана.

Прогулочная палуба

На верхней, прогулочной, палубе вдоль леерного ограждения раньше стояли скамейки, по шесть с каждого борта. Сейчас скамеек нет. А сама  палуба покрыта деревянным настилом.

Обносы кожуха колес

В нос и в корму от кожуха колес на обносах находились служебные помещения.

Рабочее место механикаНапример вот такое помещение «в нос», по левому борту, с надписью на двери — «Механикъ».

Двигатель парохода

Сердце судна – паровой двигатель, изготовили в Швеции в 1886 году. Паровая машина мощностью 160 л. с. вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода против течения реки до 8 км/ч. На фотографии невозможно передать размеры двигателя, но там видна дверь с нижней палубы в машинное отделение.

Правила посещения парохода-музея

Входить в машинное отделение не разрешается правилами.

Правила для пассажиров

«Правила для пассажиров на частных речных пароходах» еще сто лет назад, невзирая на чины и звания, также запрещали входить в трюм машинного отделения, только назывался он тогда «машинная камера», хорошо хоть высаживали на берег в жилом месте.

Пароход имел шесть кают 1-го класса, одно- , двух- и трехместных; восемь кают 2-го класса четырех- , шести- и восьмиместных. Пассажиры 3-го класса устраивались с багажом на полу, со временем на пароходе для их удобства были построены двухъярусные нары.

Экипаж парохода Св.Николай 1902 годА ведь еще где-то должны были размещаться 12 членов экипажа парохода !

Буфет первого класса

Удалось разыскать некоторых членов команды парохода, а также попутчицу В.И.Ленина — Л.И.Удимову. В 1897 году она училась на курсах фельдшеров и ехала на «Св. Николае» к подруге. Владимир Ильич не мог допустить, чтобы девушка ехала в третьем классе, и поселил ее в своей каюте. По словам Л.И.Удимовой, они много беседовали, поскольку поездка занимала двое суток. На завтрак в буфет первого класса, куда ее приглашал ссыльный революционер, Л.И.Удимова идти по скромности отказалась, и тогда Владимир Ильич принес ей завтрак на палубу, где они любили любоваться Енисеем.

«Речник Енисея»

Правда, «Речник Енисея» скромно упустил некоторые моменты — Владимир Ильич в это время был еще холост(его невеста Крупская приедет в Шушенское только через год), а пароход прибыл на пристань Сорокино только на 5-е сутки. Так вот они и мучились в маленькой  одноместной каюте первого класса.

Палуба парохода

Здесь я делала статью о том, как восстанавливали пароход «Св.Николай» к 100-летней годовщине со дня рождения В.И.Ленина.
А здесь, как пароход едва не утонул, после того, как отметил свое 120-ти летие.

Совмещенная фотография

В настоящий момент на пароходе вовсю идет ремонт нижней палубы, готовится новая экспозиция, для которой из музея судоходства взяли самые интересные фотографии. Обещают открыться в октябре. Поэтому сейчас поход на корабль получился довольно неудачным — и фотографии из музея взяли и сами их не показывают.

А с историей парохода «Св.Николай» не все так просто, вот предлагаю читателям для затравки пару фотографий:
За десять лет до?
Это же СОВСЕМ другой корабль

Дополнительные фотографии

фотографий 27
Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай
Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай
Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай
Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай
Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай
Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай
Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай Пароход Святитель Николай  


дополнена 3.05.16 в 6:15

Комментариев к записи 8

  1. Марина, еще пару таких «затравок» и Вас линчуют коммунисты. Вы ж на самое святое покушаетесь — на СИМВОЛЫ ! :-)) Кстати еще обратите внимание как Ленин сидит на своем памятнике. Не... я не провокатор...

  2. И где же правда? Пароход, построенный в 1886 году уцелел при весеннем паводке 1877 года... сколько «Святителей Николаев» было? :)

  3. Илья, вот Красноярец и намекает на то, что нельзя считать больше чем до одного.

  4. А еще на этом параходе был пивной бар пикры. Ох как вспомню как здорово было пить пиво наверху. Главное было за борт не упасть!

  5. А еще на пароходе был прокат коньков. И даже каюты сдавались на ночь, как в гостинице. СВ некоторые интерпретировали как «Спальный Вагон».

  6. То, что в разных изданиях помещают фотографии разных пароходов я заметил давно. Начал задавать вопросы нашим музейным работникам Енисейского пароходства.Сначала удивились, глядя на фотографии, потом попробовали навести справки.Ничего не нашли.Спрашиваю- значит было два "Св. Николая " на Енисее? Уверенно отвечают, что один.Откуда тогда фото другого? Потом прочитал в книге по истории Красноярска, что в каком-то году его перестроили. Видимо до поездки ещё цесаревича.Ладно, добавили ещё трубу, переделали надстройку, но мне кажется задняя часть от колеса к корме у первого парохода длиннее, чем у второго. Что корпус укоротили? И была ли вообще переделка? Где найти точный ответ?

  7. Отец мужа моей прабабушки — Архип Суганов после переправы Цесаревича был пожалован золотыми часами. Архип Суганов был женат на финке или шведке. В своих восп. Михаил Архипович Суганов писал о матери-"дочь фьёрдов".М.А.бывал в доме у Сурикова, а позже окончил ИАХ по отделению архитектуры. Кроме кабинетских часов он получил от отца памятный портсигар с изображением Нового моста из драгоценных камней от дирекции по постройке. В сентябре 1945 года М.А.Суганов был арестован в Харбине и интернирован в СССР . . .

  8. На самом деле, на Енисее было два парохода с примерно одинаковым названием: первый назывался «Николай», а второй «Св7 Николай».

    Пароход «Николай» появился на Енисее в 1874 г. Он совершал рейсы из Енисейска в Гольчиху. В 1877 году на нем совершил плавание из Енисейска до Гольчихи и обратно английский капитан Виггинс. пароход затонул в 1906 году во время ледохода.

    Пароход «Св. Николай» мощностью 500 лс и с туерной лебедкой на носу 160 л.с. был построен в 1886 году, по частям доставлен в Красноярск и собран в 1887 году.

    Получается, что до 1906 г оба парохода эксплуатировались на Енисее.

    Однако в «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге за 1900 г» на стр 239 имеется фото парохода «Николай» и комментарий, что в 1891 г на нем совершил свое путешествие по Обскому бассейну от г. Томска до г. Омска Его Императорское Величество, ныне благополучно царствующий Государь Император".

    Далее, на нынешне пароходе-музее, на баке отсутствует туерная лебёдка, да и места для её размещения нет.

    Думается возникла путаница с пароходами. Скорее всего Ильич ехал в ссылку на первом «Николае», который затонул в 1906 г.

    А цесаревич Николай совершал плавание на пароходе «Николай», но только по рекам Томь, Обь и Иртыш.

    Сам сегодня только заинтересовался этим вопросом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости сайта

  • 30.12.2018 сайту исполняется 10 лет
  • 11.11 у сайта появился переработанный дизайн
  • 20.10 добавлена мобильная версия сайта
  • 23.07-16.08 отпуск
  • 6.01 на сайте теперь есть рейтинг статей и комментариев
  • 14.10 опубликовано мое интервью газете «Сибирский форум». Практически готовый раздел «О сайте»
  • 29.04 появился на сайте раздел Библиотека
  • 04.03 опубликовала альбом «Великий путь», обязательно смотреть и читать 😉
  • 30.12 добавила страницу с Часто задаваемыми Вопросами

Свежие комментарии

Красное мѣсто © 2008-2018       Копировка будетъ преслѣдоваться закономъ
Большинство представленных на сайте фотографий принадлежат Красноярскому краевому краеведческому музею
наверх