Новости сайта
Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Железнодорожный техникум в Красноярске

Начатое строительство сибирской железной дороги вызвало потребность в низших железнодорожных служащих со специальным техническим образованием. Для подготовки и обучения этих рабочих в городе Красноярске было основано в 1894 году первое сибирское техническое железно-дорожное училище.

В  1895 году, в связи с важностью строительства железных дорог в России, было присвоено  имя Императора Николая II. Училище решили расположить на Вокзальной площади рядом с громадными по тем временам каменными постройками казенного винного склада. Двухэтажное кирпичное здание для него было возведено в 1897 году, как раз к первому выпуску крайне необходимых для железной дороги специалистов. Неизвестно, кто проектировал это здание, железная дорога не всегда желала обращаться по таким вопросам к городскому управлению. Скорее всего, это был ее собственный проект. Губернским архитектором в то время был Фольбаум А.А (1891—1909 гг.), городским архитектором — Александров Е.Н. (1890—1897 гг.).

«Вокзальная площадь, — писалось в „Спутнике по городу Красноярску за 1911 г.“, — доходящая до вокзальных построек, занята громадными каменными постройками казенного винного склада и технического железнодорожного училища».

В альбоме"Великий путь" так описывались достопримечательности города Красноярска: «Из построек, обращающих на себя внимание, укажем на мужскую гимназию, женскую гимназию, два каменных дома братьев Гадаловых, прекрасной архитектуры, служащие украшением города дом Благородного Собрания и Техническое железно-дорожное училище, расположенное невдалеке от вокзала».

П-образное в плане с двумя ризалитами, акцентирующими входы на главном фасаде. Здание построено в эклектическом стиле, с богато профилированным карнизом. Разделено по этажам горизонтальным карнизным поясом простого профиля. В промежутках между окнами первый этаж имеет лопатки, расчлененные по горизонтали, со сдвоенными поясками.

На втором этаже промежутки между окнами заполняются лопатками простого профиля, имеющими профилированное завершение, переходящее в простой подкарнизный пояс. Таким образом, окна второго этажа оказываются в нишах. Входные ризалиты, в отличие от основной плоскости фасада, декорированы более богато.

Угловые лопатки второго уровня имеют филенки с двойной кирпичной полочкой. Далее следует тройной карнизный пояс из ступенчатых консолей и поребриков и завершается крупным карнизом с горизонтальными и наклонными полками по бокам и по центру. В промежутках между ризалитами над карнизом находится аттик простого профиля.

Все окна в здании имеют лучковые перемыски и декорированы поясом выступающих кирпичиков над окном по форме лучика. На ризолитах они имеют выступающий замок. Убранство интерьеров почти не сохранилось за исключением арочных циркульных проемов главного входа. Над лестничным проемом имеется коробовой свод.

В Списке домов по городу Красноярску за 1910 год здание технического училища было записано по Береговой улице вдоль Енисея между казенным винным складом и, через Вокзальный переулок,  товариществом «Пивовар».

Законоучителем в училище был священник Николай Иванович Смиренский. В училище воспитанники не только проходили обучение. Преподаватели, как могли, старались обеспечить досуг учеников. Ставились спектакли, читались образовательные лекции, показывались «туманные картинки».

Красноярск со строительством железной дороги начал бурно развиваться. Появилось большое количество достаточно образованных людей. Инженеры, техники, мастера, железнодорожные рабочие, врачи, педагоги. Дети этих сословий получили доступ к хорошему образованию, досуг у людей также немного изменился. В среде железнодорожников в 1900 году возник клуб. При нем был создан оркестр, школа-театр, в которой обучали актерскому мастерству и давали вечерние представления.

В начале ХХ века в училище под руководством Василия Евгеньевича Авксентьева был создан ансамбль народных инструментов.

Как только в Красноярске была построена телефонная станция, в техническом железнодорожном училище сразу появился телефон под номером 28.

Первым директором училища был Николай Яковлевич Добрынин. На 1900 год в техническом железнодорожном училище обучалось 84 ученика мужского пола. Обучение длилось 3 года. После прослушивания теоретического курса будущему выпускнику было необходимо пройти практику на железной дороге, затем сдать окончательный экзамен в училище. И не всегда, и не все сдавали окончательный экзамен. Хотя руководство училища шло навстречу всем, кто хотел получить диплом технического специалиста.

«На 2 декабря, — писались объявления в газеты города Красноярска в 1909 году, —  при Красноярском техническом железно-дорожном училище назначается при участии преподавателей училища комиссия для производства экзаменов 22 ученикам красноярского технического училища выпуска 1907 года. На экзамен могут явиться бывшие воспитанники училища выпусков 1894—1906 годов, находящиеся на практике и не имевшие по какой-либо причине возможности быть на предыдущих экзаменах. Они должны предоставить в училище не позже как за две недели  до экзаменов выданные им рабочие журналы с надлежащими удостоверениями на них, а так же свидетельство об окончании ими теоретического курса».

К этому времени директором железнодорожного училища уже был назначен (в 1907 году) Александр Феликсович Порадовский, который приехал в Красноярск из Петербурга после окончания технического института. Правильно его фамилия писалась через букву «о». После смены власти из-за ошибки фамилия изменилась на «Парадовский», так и осталась в истории и на карте города.

Сохранился документ, в котором сторож училища Петр Губанов в сентябре 1917 года написал обращение в профессиональный союз по поводу своего проживания на квартире, предоставленной железнодорожным училищем. В прошении он писал, что квартира неудобная, «с одной стороны кузница, с другой стороны ватэр и сверху ватэр из кузницы и нашей квартиры печи один так, что кузницу отопляют и из нашей печи нет-нет ходу дыму другая причина так как сверху глазет то у нас завсегда бывает потолок и стены мокрые штукатурка обвалилась, снизу тоже бежит из глазета эта квартира очень неудобная потому, что ужасная сырость так мы все болеем так, что моя жена неможет вынасить такой жизни и приходится на старость разбить семейную жизнь прошу вас товарищ председатель обратить на это внимание и осмотреть нашу квартиру» (орфография сохранена).

Почему сторож обратился сразу в профсоюз неизвестно, может, до этого он уже обращался к начальнику училища. Его прошение было переправлено Парадовскому. 20 октября 1917 года он отписался, что исправит дефекты, которые установит санитарная комиссия.

Санитарный врач Красноярска Гланц осмотрел квартиру и вынес заключение:

Квартира, указанная в этом заявлении, представляет собой одну небольшую узкую комнату, большая часть которой занята печью. Дым и копоть от смежной кузницы и соседство с ватерклозетами, пропускающими из неисправных труб вонь и кое-где жижу, делает эту комнату совершенно негодной для жилья.

Неизвестно, удалось ли исправить все дефекты  начальнику училища, удалось ли улучшить свою жизнь Губанову, 29 октября 1917 года у жителей города появились другие проблемы и интересы — власть в городе перешла к губернскому Совету рабочих и солдатских депутатов. Начало свое она ознаменовала повышением в декабре заработной платы низкооплачиваемым рабочим. Коснулись изменения в жизни и начальника железнодорожного училища Парадовского.

В статье «Первый красноярский мотоциклист» Светлана Юрьева писала:

он никогда не скрывал, что поддерживает социал-демократов, и даже пользовался служебным положением, чтобы предоставить большевикам помещения училища, директором которого был. В стенах учебного заведения в апреле 1917 г. проходила работа Общесибирской конференции социал-демократов, а в августе того же года и Среднесибирская областная конференция большевиков.

Порадовский отменил в училище преподавание Закона Божьего, чем вызвал шквал кляуз и доносов со стороны коллег-преподавателей: «…в связи с политическим моментом крайне льстивое отношение к учащимся, отсюда опасение за спокойное и нормальное течение учебной жизни, чему способствует двойственная политика начальника училища инженера Порадовского, доходящего до крайности». Коллеги просят уволить директора. Копия этого доноса оказалась подшитой в дело Александра Феликсовича, которое вел в 1918 г. следователь прокуратуры областного окружного суда Юницкий Л. Д., а одна из четырех подписей кляузников тоже была Юницкого...

Порадовскому предложили подать прошение об увольнении со службы. В это время он, вступая в партию большевиков, заявил : «…все свои знания, весь опыт моей жизни я отдам за дело пролетариата». Оставив преподавательскую деятельность, Порадовский переходит работать в технический отдел Главных железнодорожных мастерских. Становится организатором профсоюза металлистов. Константин Карпухин отмечает интересный факт: в пенсионной книжке статского советника Александра Порадовского отмечено, что пенсия им получена всего один раз — в январе 1918 года.

Весной 1918-го Порадовский становится комиссаром железной дороги...

25 мая в Мариинске вспыхнул Чехословацкий мятеж. Поддержанные на местах офицерско-юнкерским подпольем, чехи по Транссибу с двух сторон стали продвигаться к Красноярску. Не без участия инженера техотдела Порадовского на борьбу с белочехами из ворот мастерских вышел бронепоезд, а на Мариинский и Клюквенский фронты выехало несколько сотен красногвардейцев-железнодорожников. Однако силы были неравны.

17 июня по приказу Порадовского, чтобы остановить наступление белочехов на губернский центр, начались взрывы железнодорожных мостов и средств связи. На востоке, на Клюквенском фронте, подрывом мостов Порадовский руководил сам.

18 июня 1918 г. Енисейский губисполком, прихватив городскую казну, бежал из Красноярска по реке. На последнем пароходе, прикрывая отступление советских служащих, вместе с Адой Лебедевой и Григорием Вейнбаумом Александр Феликсович покидает Красноярск.

Их догоняют суда в районе Туруханска, расстреливают с берега из пушек и пулемётов. Тех, кто сумел спастись из-под обстрела, берут в плен и доставляют в Красноярск.

Приговор военно-полевого суда чешских войск от 24 октября 1918 г. гласит: «...обвиняющийся Порадовский один из тех, кто разрушал железнодорожные мосты, железнодорожное полотно и средства сообщения, обвиняется в преступном бунтовании и агитации против чехословацкого политического поведения и против чешских войск…».

В сообщении прокурора Красноярского областного суда Лаппо прокурору Иркутской судебной палаты указано: «25 октября 1918 г. часа в три утра был объявлен приговор, а часа в четыре обвиняемые были выведены на казнь».

В то утро вместе с Г.С. Вейнбаумом, Я.Ф. Дубровинским, И.И. Белопольским и В.Н. Яковлевым Александр Феликсович был расстрелян на станции. Могилы его нет.

Его именем названа одна из улиц в Николаевской слободе, бывшая Николаевская улица. После Порадовского директором училища стал В. Яновицкий. Инженер, участвовавший в рекогносцировочных изысканиях железнодорожного пути инженера В.П. Половникова в 1907—1908 годах. Задачей экспедиции было исследовать путь пересечения Байкальского хребта и Верхнеангарский хребет, разделяющие Ленский и Байкальский водоразделы.

Выпускники железнодорожного училища даже были в городском управлении. Например, в состав городской думы Енисейской губернии на 4-летие 1910—1913 годов входил Башманов Иван Николаевич, 31 год, русский, мещанин, окончивший техническое железнодорожное училище. С 1911 года гласный, член ревизионной комиссии. Избран гласным городской думы 15 апреля 1912 года по 1 января 1914 года.

На карте 1924 года техническое училище обозначено под цифрой 8. Называлось оно — красноярский техникум путей сообщения механической специальности. Адрес здания был в то время — Вокзальная площадь, 160.

В 1934 году приказом Наркома обороны и Народного комиссариата путей сообщения создана школа военных техников железнодорожного транспорта.

В проследствии на территории футбольного поля была возведена пристройка к зданию. 

В годы войны здание училища и находящееся рядом здание оружейного склада были переданы заводу №703, на базе которого потом был создан Красноярский комбайновый завод. Завод просуществовал до 2013 года.

Сейчас это – Красноярский институт железнодорожного транспорта, филиал Иркутского государственного университета путей сообщения.

А здание бывшего железнодорожного училища так и стоит до сих пор за высоким забором. Адрес его — ул. Профсоюзов, 3 стр 10.

  • Галина Цитировать no_subscriber
    15 апреля 2016 в 13:56

    Спасибо автору за столь подробную статью. И за рассказ о Порадовском. Улицу такую в николаевке, конечно, помню...интересовалась в честь кого была названа, но мои тогдашние коллеги были также в этом вопросе несвЕдущи, как и я...

  • Света Цитировать no_subscriber
    18 апреля 2016 в 17:31

    Интересная история. Рада, что появляются новые статьи.Всегда нахожу что-то новое у вас на сайте.

  • Андрей Цитировать my_subscriber
    5 января 2017 в 23:21

    Интересная статья, но скромный финал оставил вопросы: когда с этого здания переехало училище, отсутствие общего современного фото иль локации на совр. карте. Но меня интересует то самое футбольное поле. Я так понял находилось оно за зданием в сторону Енисея. Может это тот самый стадион «желдора» 20-30х? Подскажите контакт Н.Сизова!

  • Марина Цитировать no_subscriber
    7 января 2017 в 22:04

    В статье написано, что школа военных техников железнодорожного транспорта располагалась в этом здании и в бывшей казенной монополии до войны, до 1941 года, когда стали прибывать эвакуированные заводы, здание училища и находящееся рядом здание оружейного склада были переданы заводу №703. Адрес тоже указан — ул. Профсоюзов, 3 стр 10. на карте Гугла — Деповская, 6. Вход на территорию завода был по пропускам, поэтому выкладываю чужое современное фото в самом низу статьи, тех, кто смог пройти.

    Все фотографии показывают здание спереди, футбольное поле находилось сзади.

  • Андрей Цитировать my_subscriber
    8 января 2017 в 19:40

    Марина, спасибо за ответ и современную локацию. Но меня интересует футбольное поле. Прошу Вас дайте контакт Н.Сизова или порекомендуйте где мне узнать побольше инфы.

Оставьте комментарий


 

 

2 + 9 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Дом просвещения
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место