Новости сайта
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Железнодорожные мастерские

Сразу после постройки Сибирской железной дороги, в Красноярске, на правом берегу Енисея, были организованы железнодорожные мастерские для ремонта подвижного состава. Так как подходящего здания еще не было, мастерские было решено временно разместить в большом деревянном здании.
Здание железнодорожных мастерскихА в 1892 году Городская управа решила выделить землю для строительства Главных железнодорожных мастерских:

Пустопорожняя земля, находящаяся между пивным заводом Бенда и границами земель, отчужденных под железную дорогу, примыкающих с Северной, Южной и Западной стороны — всего 495,5 квадратных сажень — должна быть отторгнута для строительства мастерских.

Выписка из ведомости, составленной Городской Думой на основании 75-й статьи Городского положения «О распределении земельных участков по Высочайшему Утверждению». ГККА фонд 173 оп. 1 и 2

Площадь, отведенная под мастерские, была очень большая — примерно 20 га земли. Для сравнения, сегодня Красноярский ЭВРЗ занимает 36 га, из которых 17 га находится под заводскими сооружениями.
Клочковский Владислав Евгеньевич 1896-1909Начальником мастерских был назначен инженер Владислав Евгеньевич Клочковский, и летом 1895 года началось строительство. Как водится у нас в Росси, строить не торопились — мастерские на правом берегу неплохо справлялись со своей задачей. Но в 1896 году временные деревянные мастерские сгорели.

Согласно протоколу №19 соединенного совещания Комиссии передача Красноярских мастерских в эксплуатацию состоялась 24 июня 1898 года. Но пуск Главных мастерских на полную мощность завершился только в 1916 году. Здание было построено одноэтажное, каменное, на бутовом фундаменте, с металлическими фермами и перекрытиями и арочными окнами. Здание в плане представляет из себя прямоугольник, длина которого 162 м, а ширина — 47 м. Высотой здание 21 м.

В мастерских ремонтировали паровозы, деревянные товарные и пассажирские вагоны, даже поставляли литье для нужд города. В структуре мастерских было 8 производственных цехов: сборный, вагонный, механический, котельный, кузнечный, литейный, колесный, электрический. Работало в мастерских в начале века 1200 рабочих. Квалифицированный рабочий за месяц в среднем получал 37-38 рублей, подсобный рабочий получал в день 48-49 копеек. Зарплата в мастерских выплачивалась каждую неделю. Зарплата начальника цеха  в 1914 году была 171 руб. 62 копейки в месяц, из которой производились следующие удержания :
— Вступный взносов — 6%
— Обязательных добровольных взносов — 6%
— По страхованию жизни
— В погашении ссуды под аванс
— В судно-сберегательную кассу
— В кассу библиотеки
— За обучение детей
— В фонд домостроительства
— За изготовление гробов
— На нужды войны
— Профессиональные союзы

В 1898 году в Красноярске был создан первый марксисткий кружок под руководством Л.Н.Скорнякова, находившегося под особым надзором полиции. В 1899 году рабочие железнодорожных мастерских провели первую крупную забастовку. В дальнейшем такие стачки и забастовки стали происходить очень часто.

Похороны Чальникова 1905

10 августа 1905 года за Николаевской слободой собралось на сходку около трех тысяч человек. Митинг был разогнан солдатами. Не обошлось без жертв. Были раненые и один убитый — слесарь мастерских Михаил Чальников. 13 октября 1905 года в сборочном цехе состоялось рабочее собрание, на котором было решено примкнуть в Всероссийской стачке. 20 октября создана Выборная комиссия, превратившаяся в последствии в Совет рабочих депутатов.

В ноябре 1905 года Выборная комиссия взяла на себя отправку эшелонов, затем и управление всем железнодорожным движением на восточном участке Сибирской ЖД. 6 декабря 1905 года состоялся митинг в паровозосборочном цехе, где к восставшим примкнул второй железнодорожный батальон во главе с прапорщиком Андреем Кузьминым.
Демонстрация ЖД батальона, во главе прапорщик Кузьмин9 декабря в Красноярске прошла 15 тысячная демонстрация. В Санкт-Петербург пошли тревожные вести о ситуации в Енисейской губернии. Был дан приказ применить силу. В Красноярск вошли карательные отряды.

28 декабря началось строительство баррикад у паровозосборочного, вагонного и кузнечного цехов. Рабочим было роздано оружие, создан медицинский пункт, который обслуживали ученицы местной фельдшерской школы: П.Д.Врублевская, А.Д. Дубровинская, Д.И.Шумяцкая и другие. Среди восставших тоже были женщины. Возглавляла их Евгения Пузанова. К шести часам вечера связь между мастерскими и городом была прервана. Началась семидневная осада 800 рабочих и солдат в Главных железнодорожных мастерских.

30 декабря генерал-губернатор начал переговоры с осажденными.

31 декабря осажденные предьявили свои требования: снять осаду, обеспечить свободный пропуск рабочих по домам, снять военное положение в городе, установление свобод по «Высочайшему Манифесту 17 октября».

1 января положение осажденных рабочих резко ухудшилось, вагонный цех захватили солдаты.

2 января произвели отключение отопления и электроэнергии. Пулеметными очередями разбили все окна, а на дворе стояли сорокаградусные морозы. Пути продовольствия также были все отрезаны.

Подавление восстания в 1905 году

3 января восставшие были вынуждены сдаться. За участие в беспорядках было арестовано 479 человек. Но сопротивление окончательно сломить не удалось.

14 марта 1917 года в Красноярске был создан единый профессиональный союз железнодорожников, который возглавил А.Г.Рогов.

В мае 1917 года был сформирован отряд Красной гвардии, в обязанности которого входила охрана железнодорожного моста, мастерских, депо, государственного банка, телеграфа и других важных объектов в городе.

23 сентября 1917 года рабочие приняли участие во всеобщей забастовке железнодорожников всей страны.

29 октября — власть в городе перешла к губернскому Совету рабочих и солдатских депутатов.
В декабре 1917 года удается добиться повышения заработанной платы низкооплачиваемым рабочим железнодорожных мастерских.

В январе 1917 года в городе произошел контрреволюционный переворот. Окончательно Советская власть в Красноярске восстановилась только 8 января 1920 года.

Субботник 1923 в главных мастерских

До паровозов и ремонта нет никому дела. Разруха, изуродованные паровозы и вагоны, нет топлива, металла, смазочных материалов, электричества. На собрании решили устроить субботник. Рабочие выдолбили изо льда и доставили на завод около 400 кв.м дров.

В дальнейшем субботники стали проводиться довольно часто. Бригада из электроцеха доставила первый состав с углем. Завод продолжил свою работу.

На народные деньги был построен клуб, который в 1984 году пошел под снос.

Современное здание железнодорожных мастерских

К началу 30-х годов численность рабочих и служащих мастерских составляла 2200 человек. В год из ремонта выходило в среднем 100 паровозов. В 20-30 годы мастерские были смежным предприятием Томской железной дороги.

В 1932 году Главные железнодорожные мастерские получили статус предприятия союзного значения и стали называться паровозовагоноремонтным заводом ПВРЗ.

Совмещение

Но предприятие впереди ждали еще большие испытания. За две волны репрессий на заводе были арестованы 121 человек, в том числе 4 директора завода. Из них 31 человек расстрелян, 23 погибли в местах заключения, 67 — приговорены к разным мерам наказания.

Современем облик здания немного изменился. В 1970 году заменено покрытие мастерских. Проводился ремонт и реконструкция цеха. Но следы от пуль остались не тронутыми. В 1979 году к фасаду сдедана небольшая пристройка для подземного перехода в новый бытовой корпус. Сейчас в здании бывших мастерских размещается производственный корпус Красноярского электровагоноремонтного завода.

В Музее Истории завода

На территории завода есть интереснейший Музей Истории завода. Руководит им Вера Михайловна Кравцова. Это влюбленный в свой завод и необыкновенно увлеченный человек, который может рассказать много интересного. Если представится такая возможность — обязательно зайдите в этот музей.

Дополнительные фотографии

41 фотографий
     


Оставьте комментарий


 

 

7 + 9 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Дом Беловой в Минусинске
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место