Не желая отставать от двоюродного брата, открывшего 1910 году электротеатр «Патеграф», Николай Николаевич Гадалов решает построить кинотеатр собственный.
На перекрестке улицы Воскресенской и переулка Почтамтского (ныне пр.Мира и ул.Перенсона) стоял деревянный двухэтажный дом, доставшийся Н.Н.Гадалову в наследство от матери. Рядом с домом, имевшим свободный земельный участок и предстояло построить для кинотеатра «прекрасное здание по плану, заказанному в Париже, уже полученному», о чем 29 июня 1910 года сообщила красноярская газета «Енисей».
Доработку французского проекта Н.Н.Гадалов поручил красноярскому архитектору Сергею Георгиевичу Дриженко. В мае 1911 года в городскую управу поступило заявление Н.Н.Гадалова «на постройку каменного двухэтажного здания на принадлежащей ему усадьбе по Почтамтскому переулку для устройства кинематографа».
Судя по проекту, отмечали газеты, помещение будет грандиозным по сравнению с уже имеющимися кинотеатрами, и это окажет влияние на «снижение входной платы в кинематограф небогатому люду». Здание строилось очень быстро и 15 августа 1912 года электротеатр Н.Н.Гадалова в стиле модерн, получивший название «Художественный», был открыт. При взгляде на него возникало ощущение легкости, ажурности и воздушности.
Городские газеты уделили много внимания открытию кинотеатра Н.Н.Гадалова. Они называли новый электротеатр шикарным, великолепным и образцовым, подчеркивая, что высокий зрительный зал, рассчитанный на 400 мест, красиво отделанное фойе, эффектно установленная касса, выложенные изящным цветным кафелем полы, обширный буфет, недорогая плата за вход, мальчики у дверей и классические формы наружности здания — всё это вызывало сильное впечатление у публики, «В помещении масса света, зрительный зал очень величественен и в деталях отделки – лепка, карнизы и т.д. – походит на дворец».
«В композиции фасадов здания удивительным образом переплетались мотивы петербургских строений начала ХХ века, на которых учился С.Г. Дриженко, и произведений европейского модерна с торжествующими аккордами мощи и пышности ориенталя.
Пластику главного фасада здания определяла яркая палитра разнообразных лепных деталей и узоров, характерных для модерна: напряженные маски, „по-барочному“ выступающие из драпировок раковин и листьев, цветы лотоса на извивающихся стеблях, диски и гирлянды, орнамент из диковинных растений.»
( Из отчета Гринберг Ю.И.)
14 июля 1913 года Н.Н.Гадалов переименовывает кинотеатр «Художественный» в «Кинемо» и сдаёт в аренду В.А.Полякову. С этим именем дожил до революции, а потом вновь был переименован. Его нарекли весьма скучным именем «СОВКИНО».
В середине 50-х годов вышло постановление ЦК КПСС об устранении излишеств в архитектуре, что непосредственно отразилось на судьбе кинотеатра. В 1955 году приняли решение о расширении здания вместе с переделкой главного фасада.
По какой-то причине проект архитектора М.И.Мержанова был воплощён частично. К кинотеатру пристроили фойе, застроив разрыв со зданием конторы «Енисейзолото», ныне Управление госнаркоконтроля.
"В 1964 году появилась необходимость в капитальном ремонте здания кинотеатра «Совкино» с заменой подвесного потолка и части ферм перекрытия. Однако этот ремонт послужил поводом первой дикарской «реконструкции» здания по проекту решительных «архитекторов-шестидесятников» из Красноярскгражданпроекта, поддержанных горисполкомом.
Под предлогом борьбы с «вредным мещанско-купеческим наследием», вопреки упорству нескольких специалистов, возглавляемых главным архитектором города Ю.А. Брудским, пытавшимся сохранить хотя бы фасад кинотеатра — было большинством голосов принято предложение архитектора Ю. Богомягкова.
Красноярск лишился одной из жемчужин своей старинной застройки — ведь какой кинозал повторного фильма могли бы мы иметь сейчас! "
(Из отчета Гринберг Ю.И. )
По проекту архитектора Ю.В.Богомякова, выполненному в духе минимализма, прежний фасад кинотеатра просто забетонировали и в 1966 году уникальный памятник архитектуры был утерян.
В 1999 году архитектором С.Каверзиным была проведена ещё одна реконструкция кинотеатра. Новый образ кинотеатра завершал врезающийся в фасад здания самолёт, как-бы прорывающийся в мир развлечений.
28 октября 1999 года в этом здании открылся семейно-развлекательный комплекс «Кинопарк «Пикра»», первый в Красноярске коммерческий кинотеатр, кинотеатр мирового уровня, оснащенный многоканальной системой цифрового стереофонического звука и новейшим проекционным оборудованием.
В 2006 году здание кинотеатра было продано ООО «Фогест», которое 3 февраля 2007 года произвело демонтаж имущества кинопарка «макета самолета, врезавшегося в фасад здания, надписи «Кинопарк „Пикра“» и изобразительного элемента под маску и солнце» со здания на ул.Перенсона и «вывезло указанное имущество в неизвестном направлении».
Вероятно так могло бы сегодня выглядеть здание кинотеатра Николая Гадалова и Сергея Дриженко, если бы на архитектуру не влияла политика.
Демонтированный самолёт, облупившийся фасад, баннер «Аренда» — все это даёт основание предполагать, что здание кинотеатра ожидает очередная «реконструкция».
В качестве дополнительных использовались фотографии из архива Ю.И.Гринберг
Дополнительные фотографии
Однако забавно, вот так ходишь по родному городу и не представляешь, что за одним фасадом здания, на самом деле, скрывается совсем другой.
Что имеем- не храним,потерявши-плачем.
Да, у нас часто случается, что остается только рассматривать старые фотографии.
Как можно было так испохабить уникальную архитектуру?! Я в шоке :(
Несчастный 100-летний старик!Бедное здание похоже на «залеченного» пациента,от которого отказались все «светила»,залечившие его.Проблема сохранения памятников архитектуры при уважении интересов бизнеса существует во всем мире.НО!В Европе эти вопросы решают цивилизованно:ОБЯЗАТЕЛЬНО реставрируют или воссоздают старинные фасады,а внутри проводят реконструкцию.Так делают уже и в Питере,так поступили и ваши соседи в Канске(Гадаловские ряды) -довольны все. Ситуация до сих пор достойно не решается-значит решается неправильно.Желаю красноярцам увидеть,наконец,возрожденную жемчужину архитектуры-кинотеатр Художественный!Или,быть может,театр...С уважением Наталья.Санкт-Петербург.
Полностью согласна, ситуация видится именно так, к сожалению...