Новости сайта
Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вагон-столовая для возвращающихся с японской войны

Война в жизни людей событие и так достаточно страшное. Мобилизация, отправка непонятно куда, отрыв от привычного уклада жизни, от семьи, которую приходится оставлять на волю случая, не будучи уверенным, что после возвращения застанешь всех живыми и здоровыми.

Молебен пред отправкой войск на Японский фронт. Фрагмент фото из архива ККМ

Призывали людей, разбираясь насколько годен для службы в местах далеко отдаленных от постоянного жительства. Тех, кто признавался негодным, отправляли обратно с минимумом «государевых денег». С такими же «нищими кошельками» возвращались домой серьезно заболевшие и раненые солдаты, оказавшиеся в силу своего недуга ненужными государственной машине. А ехать до дома приходилось иногда очень долго, а если зима...

5 ноября 1904 года Московское городское общественное управление обратилось к Красноярскому городскому управлению:

Управление озабочено в настоящее время организацией питательных пунктов по линии возвращения больных и раненых солдат, признанных по освидетельствовании негодными к военной  службе и возвращающихся поэтому на родину. Для осуществления этого дела Московское Городское Управление нуждается в содействии местных Управлений по линии возвращения больных солдат. В виду этого...обращаемся к Красноярскому Городскому Управлению с просьбой не отказать в сообщении следующих сведений:
1) признает ли Красноярское Управление возможным принять участие в означенной организации;
2) в какой форме оно предполагает его осуществить.

Увольняемые из действующей армии на родину по слабости, болезни и неспособности нижние чины получали на дорогу кормовые деньги в размере 16-20 копеек. На такую сумму было просто невозможно на таком дальнем пути, как,  станция  Манчжурия — Челябинск, питаться горячей пищей, а они еще нередко нуждались в теплой одежде и обуви.

Предлагалось организовать в Красноярске помощь означенным нижним чинам чаем, горячей пищей и, если представлялась возможность, одеждой и обувью.

Через станцию Красноярск проходили партии возвращающихся нижних чинов  в 60-80 человек ежедневно. Пытаясь выполнить приказ-просьбу Московского городского общественного управления, городская дума нашла способ безболезненно для города найти на организацию столовой средства.

Городской думой в феврале 1904 года было ассигновано на военные нужды 1000 рублей, эти деньги и решили потратить на устройство питательного пункта. Дамский Комитет по оказанию помощи раненым и семействам воинских чинов тоже выразил желание присоединиться и ассигновал из своих средств по 75 рублей ежемесячно. Синельниковское Благотворительное Общество изъявило согласие отпускать ежедневно обеды за плату по 9 копеек порция.

Только найти подходящее помещение для устройства столовой было невозможно — вблизи железнодорожного вокзала городских строений и свободных железнодорожных зданий просто не было. Городской Голова обратился к Начальнику Сибирской дороги с просьбой уступить для устройства столовой старый классный вагон.

Использование вагонов не только как средств передвижения было не новой идеей. Еще во время строительства железной дороги артель рабочих помещалась в крытых товарных вагонах, в которых были устроены нары, двери, железные печки и двойной пол. На вагон полагалось около двадцати человек, многие рабочие жили в них с женами и детьми, были случаи, когда в них рождались дети. Составлялся целый поезд, в котором находились вагон-контора, вагон распорядителя работ, конторщика, вагоны дорожных мастеров, санитарный вагон, лавка, кузница, кладовая.  Для лиц, живших на станциях Сибирской железной дороги вдали от селений, был построен вагон-церковь.

Вагон-столовая Императорской семьи

Поэтому идею создания благотворительной столовой в вагоне на железнодорожном вокзале посчитали приемлемой и удовлетворяющей временным нуждам возвращающихся через Красноярск солдат.

Из вагона, который выделил для этого Начальник Сибирской дороги, вынули все перегородки, расширив помещение, и организовали столовую. Топили вагон зимой  с помощью железнодорожной печи.

Оставьте комментарий


 

 

3 + 5 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Второе городское училище в Красноярске
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место