Новости сайта
Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вагон-столовая для возвращающихся с японской войны

Война в жизни людей событие и так достаточно страшное. Мобилизация, отправка непонятно куда, отрыв от привычного уклада жизни, от семьи, которую приходится оставлять на волю случая, не будучи уверенным, что после возвращения застанешь всех живыми и здоровыми.

Молебен пред отправкой войск на Японский фронт. Фрагмент фото из архива ККМ

Призывали людей, разбираясь насколько годен для службы в местах далеко отдаленных от постоянного жительства. Тех, кто признавался негодным, отправляли обратно с минимумом «государевых денег». С такими же «нищими кошельками» возвращались домой серьезно заболевшие и раненые солдаты, оказавшиеся в силу своего недуга ненужными государственной машине. А ехать до дома приходилось иногда очень долго, а если зима...

5 ноября 1904 года Московское городское общественное управление обратилось к Красноярскому городскому управлению:

Управление озабочено в настоящее время организацией питательных пунктов по линии возвращения больных и раненых солдат, признанных по освидетельствовании негодными к военной  службе и возвращающихся поэтому на родину. Для осуществления этого дела Московское Городское Управление нуждается в содействии местных Управлений по линии возвращения больных солдат. В виду этого...обращаемся к Красноярскому Городскому Управлению с просьбой не отказать в сообщении следующих сведений:
1) признает ли Красноярское Управление возможным принять участие в означенной организации;
2) в какой форме оно предполагает его осуществить.

Увольняемые из действующей армии на родину по слабости, болезни и неспособности нижние чины получали на дорогу кормовые деньги в размере 16-20 копеек. На такую сумму было просто невозможно на таком дальнем пути, как,  станция  Манчжурия — Челябинск, питаться горячей пищей, а они еще нередко нуждались в теплой одежде и обуви.

Предлагалось организовать в Красноярске помощь означенным нижним чинам чаем, горячей пищей и, если представлялась возможность, одеждой и обувью.

Через станцию Красноярск проходили партии возвращающихся нижних чинов  в 60-80 человек ежедневно. Пытаясь выполнить приказ-просьбу Московского городского общественного управления, городская дума нашла способ безболезненно для города найти на организацию столовой средства.

Городской думой в феврале 1904 года было ассигновано на военные нужды 1000 рублей, эти деньги и решили потратить на устройство питательного пункта. Дамский Комитет по оказанию помощи раненым и семействам воинских чинов тоже выразил желание присоединиться и ассигновал из своих средств по 75 рублей ежемесячно. Синельниковское Благотворительное Общество изъявило согласие отпускать ежедневно обеды за плату по 9 копеек порция.

Только найти подходящее помещение для устройства столовой было невозможно — вблизи железнодорожного вокзала городских строений и свободных железнодорожных зданий просто не было. Городской Голова обратился к Начальнику Сибирской дороги с просьбой уступить для устройства столовой старый классный вагон.

Использование вагонов не только как средств передвижения было не новой идеей. Еще во время строительства железной дороги артель рабочих помещалась в крытых товарных вагонах, в которых были устроены нары, двери, железные печки и двойной пол. На вагон полагалось около двадцати человек, многие рабочие жили в них с женами и детьми, были случаи, когда в них рождались дети. Составлялся целый поезд, в котором находились вагон-контора, вагон распорядителя работ, конторщика, вагоны дорожных мастеров, санитарный вагон, лавка, кузница, кладовая.  Для лиц, живших на станциях Сибирской железной дороги вдали от селений, был построен вагон-церковь.

Вагон-столовая Императорской семьи

Поэтому идею создания благотворительной столовой в вагоне на железнодорожном вокзале посчитали приемлемой и удовлетворяющей временным нуждам возвращающихся через Красноярск солдат.

Из вагона, который выделил для этого Начальник Сибирской дороги, вынули все перегородки, расширив помещение, и организовали столовую. Топили вагон зимой  с помощью железнодорожной печи.

Оставьте комментарий


 

 

5 + 9 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Дом просвещения
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место