У Красноярского театра длинная история, уходящая своими корнями в середину девятнадцатого столетия, когда 19 сентября 1852 года труппой заезжих гастролеров впервые в Красноярске был поставлен водевиль Ленского «Час в тюрьме или в чужом пиру похмелье».
22 января 1873г. потомственные граждане Иннокентий Сидорович Щёголев и Александр Петрович Кузнецов подали В Красноярскую городскую управу прошение об выделении земельного участка на Староострожной площади для постройки временного театра.
1 марта 1873 г. городская управа выдала следующее разрешение:
А так как на местности для временного театра предполагается впоследствии устроить постоянное театральное здание, то просить г. Енисейского губернского землемера место, отведенное под временное театральное здание, на вновь составляемом на г. Красноярск плане показать для театра, а площадь Староострожную наименовать Театральною.
За сим принимая во внимание, что устройство здания для театра временное, а между тем в здании этом может помещаться значительное количество публики, поэтому, в отвращение могущих быть несчастных случаев от неправильной и непрочной постройки здания, просить Его Превосходительство г. начальника губернии назначить чиновника искусственной части для наблюдения за правильною постройкой этого здания и дело по сему предмету считать оконченным.
План местности для временного театра был составлен по поручению Губернского землемера младшим землемером Клыковым: для театра отводилось место в самой центральной части площади 25 сажен в длину и 16 сажен в ширину. Всего места с двором вокруг театра предназначалось 40×40 кв.сажен.
20 марта в городскую управу А.П.Кузнецовым был представлен план местности и планы фасадов театра (внутреннего и внешнего), а 22 марта 1873г. управою было дано разрешение на эту постройку.
Все работы производились под присмотром енисейского губернского архитектора Г.Я.Судовского, после его смерти это дело продолжил «архитектор при начальнике Енисейской губернии» А.А.Лоссовский. А пристроил фойе и лестницы гражданский инженер А.А.Фольбаум.
В делах управы имеется копия от 21 мая 1875г. с определением лиц, жертвовавших на постройку временного театра.
Жертвовали имели суждение:
а) о передаче здания театра в ведение гор.управы с лежащим на нём долгом почётному гражданину А.С.Щёголеву и другим лицам всего в количестве 6785 руб.сер.
б) о выборах членов для заведования зданием театра,
в) о предложении Екатеринбургского мещанина А.Н.Егорова сдать ему театр в арендное содержание на 3 года по контракту.Вынесли решение:
Так как по заявлению Гор.головы театра с лежащим на нём долгом принят управою не может быть, то заведование театром передать в распоряжение избранных распорядителей, которые изыскивая средства к уплате лежащего на театре долга должны уплачивать его остатком за расходами по содержанию театра и по освобождению от него передать театр в полное распоряжение Гор.управы.
Просить принять на себя здание распорядителей театром: г.г. А.С.Щеголева, Зайцева, И.Данилова, А.Кузнецова и Рогожина предоставить этим лицам право заключить с Егоровым на предъявленных обществу условиях контракт.
Подписали: Апполон Лохвицкий , А.Кавер, А.Лоссовский, Ф.Нейман, Кеппель, фон-Грот, А.Банин, И.Штерн и Р.Пикок.
В процессе проведенных работ было построено большое, по тем временам, деревянное здание с высоким кирпичным цоколем 20 сажень длиной и 8 сажень шириной. Зрительный зал вмещал более 300 человек. Центр здания был украшен четырехколонным портиком. И в мае 1878г. театр был принят во владение города.
В 1887 году состоялся технический осмотр здания театра новым главой города Красноярска Н.К.Переплетчиковым, в результате которого выяснилось: крыльцо театра провалилось, печи отопления пришли в негодность, а железная кровля местами проржавела. На ремонт потребовалось 1 635 рублей. Денег, как обычно, не было.
В ноябре 1887 года в Красноярске было создано «Общество любителей драматического искусства», для проведения в здании театра балов-маскарадов, показа любительских спектаклей. Общество обратилось в городскую думу с предложением «передать театр в полное распоряжение общества, которое принимает на себя отопление, надзор за театром, немедленное исправление печей». 15 декабря 1887 года состоялась передача имущества:
стульев венских — 246; ломаных — 28; скамеек обитых красным сукном — 41; зеркало в фойе — 1.
У В.А.Сипкина, который работал учителем и имел большую театральную библиотеку, для постановок брали на прокат под денежный залог различные драматические произведения. Деньги, собранные за показ спектаклей, направлялись на развитие театра, Общества попечения о начальном образовании, общества переселенцев, детских приютов. В конце ХIХ века в Обществе любителей драматического искусства состояло 98 человек, среди которых: П.И.Гадалов, А.П.Кузнецов, И.Т.Савенков, М.В.Красножёнова и др.
Профессиональной группы в Красноярском театре не существовало, поэтому два сезона на сцене ставила спектакли труппа антепренёра А.Н.Егорова (екатеринбургского мещанина), пытавшегося создать первую в Сибири постоянную труппу.
Приезжими артистами Горбуновым, Иконниковой и художником Бобылёвым были выкинуты афиши, извещавшие о спектакле и «живых картинах». Многие подумали, что прибыл известный рассказчик Горбунов из Петербурга, и билеты были разобраны нарасхват. Но представьте себе удивление публики, когда в Горбунове она узнала своего же красноярца, бывшего телеграфиста 4-го разряда, — личность бездарную и без малейшего понятия о сцене. Своей игрой он вызвал шикание публики.
Но Горбуновым было пущено в ход довольно плоское шарлатанство. Они с Иконниковой подговорили пудривших их цирюльников аплодировать. Последние забрались в раёк и при помощи дворников и кухарок устроили такие аплодисменты, что хоть святых выноси. Что касается художника Бобылёва, то он оказался пьяницей-столяром из Ачинска.
Возмущённая представлением публика не желала расходиться, требуя «живые картины» и «полёты», обещанные в афише. Между оставшимися зрителями и артистами началась драка. Дралось до 50 человек, в театре были выбиты стёкла и исковерканы рамы. Многие зрители недосчитались зубов, некоторые были увезены в больницу. Это, должно быть, и есть та картина, обещанная в афише — «восстание с полётами, провалами и проч.».
В ту злополучную ночь многие зрители недосчитались не только зубов, но и кошельков, так как во время драки было до двух десятков краж, произведённых местными ворами.
Сделавши свое дело, «приезжие» артисты поехали давать гастроли в Енисейск.
«Сибирская газета», 2 октября 1883 года.
В 1887—1888 году Сергей Михайлович Безносиков, музыкант, ученик Н.А.Римского-Корсакова, получивший образование в Петербургской консерватории, создает первый симфонический оркестр в городе Красноярске. В этом оркестре играли музыканты военного оркестра и некоторые музыканты-любители. Под руководством Безносикова исполнялись произведения А.Даргомыжского, М.Балакирева. Была в их репертуаре и музыка из опер: «Жизнь за царя» М.Глинки; «Рогнеды» А.Серова, «Русалочки» А.Даргомыжского.
В 1890 году, неудовлетворенный состоянием театра, городской голова Переплетчиков обращается к исправляющему должность енисейского губернатора И.Д.Булатову. Он пишет: «Милостливый государь, крайне печальное положение красноярского театра, совершенно не соответствующего по тесноте, неудобствам и в высшей степени неприглядному внутреннему виду назначению своему и той потребности в сценических удовольствиях, какая ощущается в Красноярске, побудило меня ввиду недостатка средств у горожан прибегнуть к частной подписке». Предполагалось составить эскиз проекта реконструкции: устроить второй ярус, расширить фойе, построить буфет, но намеченное так и не удалось осуществить.
Но театральная жизнь продолжалась, — на сцене театра ставили спектакли не только старых и знаменитых мастеров пера. В 1891 году в театре был поставлен спектакль Ф.Филимонова «В краях сибирских». Однако, этот спектакль шел не долго. Он был запрещен по требованию губернатора Енисейской губернии Л.К.Теляковского.
Красноярск. Полный сбор дала новая пьеса Филимонова «В краях сибирских», она имела громадный успех. Автора вызывали по 3-4 раза после каждого акта. Так как пьеса эта из наших сибирских нравов, и в частности из Красноярска, то, само собою разумеется, что некоторые из публики узнали себя в действующих лицах пьесы и озлобились против театра, решив больше туда не ходить. Но их так немного, что на сборы повлиять едва ли будут в состоянии.
«Сибирский вестник», 10 февраля 1891 года. Томск, редактор В. П. Картамышев.
Давали свои представления в этом театре и столичные актеры. В 1897—1898 годах в театре играли труппа С.В.Брагина, известные трагики братья Адельгейм, артисты Московского Малого театра. Играли на Красноярской сцене и известные русские актеры Г.Н.Федотова и М.И.Писарев.
Репертуар театра включал в себя не только драматические произведения. В 1897 году в театре было показано пять опер: «Русалка» А.Даргомыжского, «Галька» С.Монюшко, «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.Глинки, «Аскольдова могила» А.Верстовского, «Паяцы» Р.Леонкавалло и несколько оперетт.
А в ночь с 14 на 15 октября 1898 года деревянный театр сгорел.
Красноярск, 15 октября. Сегодня во втором часу ночи вспыхнул пожар в городском театре. К двум часам здание представляло собой огромный костёр, так что на расстоянии версты от пожара вполне свободно можно было читать. К полудню на месте пожара возвышалось 15 каменных обожжённых столбов. Вместе со зданием сгорело всё театральное имущество.
Деревянное здание театра было построено около 30 лет назад, недавно капитально отремонтировано, освещено электричеством. Жаль, конечно, что город лишился этого рассадника искусств. Надо надеяться, что в Красноярске найдутся люди, которые примут на себя инициативу восстановления из пепла погибшего театра.
Если будут строить театр, то во всяком случае каменный.
«Сибирская жизнь», 20 октября 1898 года. Томск, редактор П.И.Макушин.
Снимок сделан утром, сразу после пожара. На земле лежат, вынесенные с пожара остатки театрального реквизита и мебели. Справа стоят столы, столики, различные коробки и бумаги, посуда.
Сгорел городской театр. В 1873 году А.П.Кузнецов и И.С.Щёголев просили у города место для постройки театра. Город место дал, начальство разрешило строить — и театр был выстроен на частные пожертвования. А когда он был выстроен, город просто отнял его. Предлогом послужило такое соображение: театр выстроен на городской земле — следовательно, он принадлежит городу.
Но случилось несчастье: театр сгорел. И дума, которая не сеяла, не жала, обрушила гнев на того же А.П.Кузнецова, который якобы не сберёг городского (sic!) имущества...
Грустная история...
Понеже.
«Сибирская жизнь», 21 ноября 1898 года. Томск, редактор П.И.Макушин.
...Театр у нас, как известно, отошёл в вечность — и вдруг нашёлся благодетель, предложив, чтобы город отдал ему место, а он обязуется выстроить там театр. Но нет, наши почтенные думцы додумались до того, что благодетеля отмазали. А почему?
Да потому, что город, растранжиривший все земли, стал на оставшиеся места страшно скуп. Ветропыльск — самолюбивый город, а дума его — мудрая и находчивая. Во времена, когда земля наша была велика и обильна — то есть когда городские земли ещё не были подарены железной дороге — город Ветропыльск ценил себя по двугривенному за сажень земли.
Когда же земля исчезла и у города остались свободными только Театральная площадь да Телячий остров, остроумная дума возвысила цены на землю. Так что по новой оценке город получал за земли ту же прибыль, что и раньше, оставаясь тем же богатым городом.
При таких условиях отдавать Театральную площадь частному лицу, хотя и под строительство театра, стало совершенно невозможно. Иначе пришлось бы единственный и драгоценный Телячий остров продавать совсем уж по дьявольской оценке. А по слухам, на Телячьем острове будет строиться Дом городского общества. Место подходящее...
Дедушка Фаддей.
«Сибирский вестник», 9 января 1899 года. Томск, редактор Г.В.Прейсман
В течение нескольких лет шло накопление средств на строительство нового театра. В воскресенье 17 февраля 1902 года состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя А.С.Пушкина. А в связи с образованием в 1934 г. Красноярского края, театр называется Красноярским краевым драматическим театром им. А.С.Пушкина.
Дополнительные фотографии
Очень интересный и познавательный рассказ. Я с удовольствием прочитала, такая история никогда не надоедает и всегда интересна. Там кстати же еще кто-то застрелился после пожара.
Да, про это так писал в 1911 году «Спутник по городу Красноярску»:
Наконец-то нашла следы деятельности моего прадеда — Григория Прейсман. Он был редактором «Сибирского вестника» в Томске. Мой отец — его внук упоминал о нем в своих рассказах о прошлом семьи. Есть даже аудиозапись. Но кратко о нем, а так хотелось бы знать побольше о его жизни и деятельности. Может кто-нибудь поможет?
Елена, я попробовала поискать сведения о Г.В.Прейсмане, но удалось найти совсем немного.
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона сказано, что газета «Сибирский вестник», выходит в Томске с 1885г., сначала раз, затем 2 и 3 раза в неделю, с 1894г. ежедневно.
После смерти ее основателя Картамышева в 1894 г., его вдова продала типографию и газету товариществу «Г.В.Прейсман и Н.Я.Беляев». Г.В.Прейсман был редактором «Сибирского вестника» с 1894г. по 1905 год.
Редакция газеты оказывала поддержку Томской Городской Публичной библиотеке печатая бесплатно списки выписанных библиотекой периодических изданий, а также правила пользования книгами. В 1901 году Г.В.Прейсман отмечен в списке жертвователей ТГПБ.
Типография Г.В.Прейсмана и Н.Я.Беляева издала несколько книг по истории Сибири «Сибирь на Всероссийской выставке 1896 года: Описание экспонатов Сибири, Степ. края и Дал. Востока в связи с общим состоянием пром-сти и торговли Сибири.», «Путеводитель по всей Сибири и средне-азиатским владениям России» и т.д.
Г.В Прейсман участвовал в издании «Сибирского Торгово-Промышленном Календаря» 1894—1903гг.
В октябре 1905 года в Томске происходит еврейский погром и Г.В.Прейсман уезжает в Харбин, где работает редактором «Харбинского вестника». Больше о нем ничего ничего найти не удалось. Возможно, его (?) сын Валериан жил в Чите в 1918 году.
Какой замечательный сайт. Как мало мы знаем о своем городе...
Огромное спасибо, Марина, за вашу работу !!!
Спасибо, Елена!
Как и во всех прочих статьях на эту тему не ясно только одно, дата открытия театра. В 1878 г. город присвоил театр, построенный на пожертвования горожан себе. А первый спектакль когда был? Протоирей Касьянов в своем дневнике, недавно опубликованном, почему то не пишет об открытии театра. Правда он пишет, что в 1877 г. его дочь была в театре. В других статьях сообщается, что театр открыт в 1873 г. Неужели его за один строительный сезон 1873 г. построили?