Новости сайта
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Щеголевское ремесленное училище

Здание, расположенное в Красноярске по адресу проспект Мира, дом 9 имеет очень давнюю историю. В начале XIX века усадьба принадлежала титулярному советнику Б.Куртукову у которого в 1827 году ее приобрел купец И.Я.Суханов. В 1851—1852 годах в этом здании жил Михаил Константинович Сидоров — пионер освоения Северного морского пути.

Ремесленное училище Щёголевой

31 декабря 1868 года красноярская потомственная почетная гражданка Татьяна Ивановна Щеголева подала в городскую Думу «объявление» следующего содержания:

Желая принести пользу детям бедных жителей города Красноярска учреждением для них в этом городе ремесленного училища, я жертвую для этого на вечные времена восемьдесят тысяч рублей серебром, которые я имею честь при сем внести в трех билетах Государственного Банка, выданных на мое имя за №№ 2564, 2565 и 2566 каждый на двадцать пять тысяч рублей. И сверх того, на предмет, означенный ниже сего, в пункте втором, также представляю в городскую Думу двадцать тысяч серебром в билетах Гос. Казначейства, усчитанных в процентах на настоящее число.

Принося пожертвование, Щеголева просила городскую Думу:
1. Основной капитал 80 000 рублей иметь в обращении в одном из Государственных Кредитных установлений, а проценты употреблять на содержание ремесленного училища.
2. 20 000 рублей серебром употребить на постройку каменного двухэтажного здания для ремесленного училища и «заготовление всех принадлежностей». Постройку и приготовления закончить не позже 12 января 1871 года. Именно в этот день она хотела, чтобы училище было открыто.
3. Остаток от суммы пункта 2 присоединить к основному капиталу пункта 1.
4. Все труды по приобретении земли, составление плана, фасада и сметы, заготовку материалов для дома и принадлежностей для училища Татьяна Ивановна просила принять на себя красноярскую городскую Думу.

Всего пожертвование составляло 100 000 рублей серебром, на что и была выдана квитанция городской Думой и засвидетельствованная копия. По ходатайству Городского общества приговором от 10 мая 1870 года по Высочайшему соизволению госпоже Щеголевой присвоено звание почетной попечительницы Ремесленного училища с названием ее имени и помещением в зале училища ее портрета.

Прошло два года. К 1871 году Т.И.Щеголева так и не предоставила в Думу проект Устава училища, а город его строительство так и не начал. На требование Думы Т.И.Щеголева ответила, что проект Устава обещал составить Н.П.Токарев, который до сих пор этого не сделал и попросила Думу или самой обратиться к Токареву, или самостоятельно такой проект составить. Токарев отказался и Дума поручила составление Устава училища секретарю Думы Романовскому.

Чтобы ускорить открытие училища, Т.И.Щеголева купила у наследников купца И.Я.Суханова усадьбу с трехэтажным домом и двумя каменными флигелями за 9 500 рублей серебром. Размер усадьбы составлял: по улице 26,5 и в глубь двора — 36,5 сажень. В трехэтажном здании на верхнем этаже было 8 комнат, на втором — 7, на нижнем — 4 комнаты и две лавки в улицу. Во флигелях на верхних этажах по 3, а внизу по 2 комнаты.

Эту усадьбу Щеголева передала в ведение городской Думы с просьбой сделать в нем капитальный ремонт на пожертвованные деньги, но Дума ремонт не начала, а пустила в здание арендаторов.

И только летом 1873 года под наблюдением городского архитектора Клокова в здании начался ремонт, после того, как Т.И. Щеголева несколько раз обращалась к енисейскому губернатору А.Д.Лохвицкому и к генерал-губернатору Н.П.Синельникову по поводу бездействия городской Думы.

Ремонт был поручен купцу Василию Панаеву, мещанами Герасиму Воронову и Емельяну Сазонову со сроком окончания работ до 1 ноября 1873 года и стоимостью согласно утвержденной сметы — 9 400 руб.

Ремесленное училище было открыто только 18 июня 1874 года. Целью училища было — «дать возможность усвоения первых начал грамотности и ремесленного образования детям мужского пола». Заведение было и начальным приходским училищем с шестилетним курсом обучения и ремесленной школой. В него принимались дети беднейших семей бесплатно, дети из обеспеченных семей платили по 12 рублей в год. В подготовительный класс определялись дети с 8 лет, в училище — с 10 лет.

До обеда в училище шли занятия по общеобразовательным предметам, а во второй половине дня обучали ремеслам. В программе было изучение кузнечного, сапожного, токарного, слесарного, переплетного дела и некоторых других. По окончании обучения учащиеся должны были держать экзамен. Если ученик выдерживал его, он получал диплом мастера. Не выдержавшие экзамен выпускались со свидетельством об окончании училища.

Сыновья Щеголева  с женамиНезадолго до открытия училища, 13 февраля 1874 года, дети Щеголевой — Дмитрий, Александр, Григорий и Иннокентий подали в Думу «объявление», в котором заявляли, что они "положили учредить в устраиваемом красноярском ремесленном училище Щеголевой три стипендии имени покойного брата их Ивана Сидоровича Щеголева, обеспечив их капиталом в 5%-х билетах суммой на 4 000 рублей серебром, должным быть на вечные времена неприкосновенным, который и причислить к основному неприкосновенному капиталу, пожертвованному матерью их почетной гражданкой Т.И.Щеголевой. Стипендии же содержать лишь только на проценты с него. А так как для содержания трех стипендий на проценты требуется по уставу капитал только в 3 600 рублей, то проценты с лишних 400 руб. серебром должны копиться в течении положенных уставом же шести лет — образования принятых стипендиатов — отчего и должно быть выдано стипендиатам при окончании ими курса учения и выхода из заведения по 40 руб. серебром на каждого для первоначальной окапировки и обзаведения их ". В училище был открыт пансионат.

Стипендиатами становились дети из беднейших семей без всякого звания, не имевшие никаких средств к жизни, искавшие пропитание нищенством. Это делалось с надеждой на предупреждение и предотвращение нищенства среди детей, что тоже было одной из главных целей этого заведения.

Щеголевское училище 2011 год. Мира, 9В первые годы своего существования ремесленное училище пережило немало лишений и невзгод. Это было совсем новое дело, мало было хорошо подготовленных руководителей и педагогов. Функции административных лиц не были точно определены и разграничены. Смотрители училища и их помощники просто смотрели за детьми, а в дисциплине держались домостроевских взглядов: «не ослабляй удары учащей раны сыну твоему; учи его, сокрушая ребра; не следует только бить по уху или по видению (лицу)» и т.д. Это были люди без образовательного ценза, попавшие на ответственные педагогические места случайно, по рекомендации «родных».

Считаю долгом донести Вашему Высокоблагородию, что 30 января 1878 года во вверенном мне училище помощник смотрителя, или, как его называют, дядька, поколотил мальчика за шалость. Такая несообразная ни с чем мера взыскания вызвала меня сделать ему замечание, на что он весьма обиделся и в оправдание свое сказал: « Я ведь подрал его только за вихор, хотя и следовало больше». Его мнение о воспитательной части, как видно, разделяет и смотритель училища, потому что ни разу не останавливал его, когда тот ругал или давал наказание ученикам, а напротив, сам присоединял подобные меры. Грубое обращение и строгие меры взысканий породили в учениках грубость и самоуправство, от чего весьма трудно отучить, если будут подобные воспитатели.
И.д. старшего учителя Александр Трусов.

К чему приводили такие «воспитательные» меры ясно видно из рапорта Директору училищ Енисейской губернии учительницы Ольги Карловны Гласс от 8 октября 1877.

Честь имею уведомить В.В-ие, что при том порядке, какой существует в настоящее время в ремесленном училище нет никакой возможности заниматься. Внешняя обстановка училища находится в самом неудовлетворительном состоянии. Пыль нигде никогда не стирается. Полы почти никогда не моются, следить за чистотою класса некому. На мое заявление г. смотрителю училища о том, чтобы при школе находился сторож, следящий за чистотою в классе, мне было отвечено, что этого сделать нельзя, так как у них один только человек, исправляющий должность дворника.

Казенные ученики ходят всегда оборванные, грязные, немытые и я не могу изменить их непривлекательной внешности, потому что смотритель училища не дает им мыла и не обращает никакого внимания на неприличный и грязный костюм их. Поведение учеников во время классных занятий, несмотря на налагаемые мной наказания, неудовлетворительно до такой степени, что при сохранении теперешних порядков нет никакой возможности заниматься без вредного влияния на мое здоровье. Ученики во время занятий обнаруживают полнейшую распущенность и безнравственность: они кричат, хохочут, дерутся, бранятся, вообще ведут себя крайне грубо во время уроков.

Два ученика Сидоров и Марков так подрались во время урока, что я едва могла прекратить их драку, отправив их обоих в карцер. Но, несмотря на мое наказание, они на следующий урок вели себя не лучше. Один из учеников Толстиков, высланный мной за шалости из класса, притворив дверь в класс, начал пускать табачный дым в классную комнату, за что и был отправлен мной в карцер. Но и это наказание нисколько не подействовало. Кроме недействительности этих наказаний, я, оставаясь одна в классе, рискую услышать от них всякие дерзости.

Бездефицитный бюджет Щеголевского училищаФинансовые дела вначале тоже велись плохо, каждый год получались крупные дефициты. Только после изменения устава в третий раз училище постепенно вошло в нормальную колею. Так в 1883 г. доход составил 5 234 руб, а расход 6 810 руб. Дефицит покрывался из запасного капитала, образовавшегося совершенно случайно из процентов пожертвованных 80 000 рублей. Эти проценты составили 18 000 рублей. Вследствие постоянного дефицита в первые годы существования училища запасной капитал уменьшился до половины (9 000 руб.).

Дальше так продолжаться не могло. Авторы третьего устава предложили проект бездефицитного бюджета. Единственной отрицательной стороной было закрытие при училище пансиона. Против проекта было много возражений. Прейн рекомендовал сократить общеобразовательные науки, прекратить вечерние занятия, закрыть один класс, убрать одного учителя, усилить ремесла, сократить учебные пособия. Но он остался в меньшинстве. Учебное начальство однако согласилось со взглядом Прейна относительно сохранения при училище пансиона. Тем более, что это согласовывалось с волей жертвовательницы. Было предложено городской Думе, «не прибегая к пересоставлению устава, сделать сокращения в расходной части бюджета, а дефицит покрывать на средства города». И пансион остался!

Во время пожара 1881 года очень сильно пострадало здание мужской гимназии, занятия которого временно проводились в здании ремесленного училища.

Ремесленному училищу тоже требовался ремонт, архитектор Лоссовский в 1881 году составил смету на ремонт здания. 11 июня 1881 года Городская Дума поручила провести ремонт хозяйственным способом, а 21 сентября определила ремонт полов, дверей, рам и лестницы отклонить впредь до более благоприятного времени (флигели ремонтировались частью на полученную страховую премию).

В 1885 году 18 июля Дума ассигновала на ремонт здания 1000 рублей, но этот процесс дальше ассигнования не пошел.

В 1886 году по смете на ремонт ремесленного училища было назначено 200 рублей, было уже издержано 49 р., так что осталось только 151 рубль. Этих денег хватило на ничтожный ремонт, который при общем разрушении здания почти не имел никакого значения. А разрушения к тому времени были действительно велики. Крыши, водосточные трубы во многих местах проржавели, дождевая вода стекала прямо по стенам, размывая штукатурку, портя карнизы и наличники. Многие печи главного корпуса были так плохи, что их было опасно топить. Оконные рамы сгнили, были застеклены такими маленькими кусочками зеленоватого пузырчатого стекла с таким множеством налепленных на них бумажек и тряпок, что не только тепла, но и света не было, пол был в ужасном состоянии. Деревянные лестницы отрезали всякую надежду на спасение, если внизу случится пожар.

Просьбы о ремонте здания регулярно поступали в Городскую Думу с 1886 года, но город не мог уделить им должного внимания.

Щеголевское училище  XIX-XXI векВ 1901 году возникла острая необходимость в ремонте здания. Кроме ремонта требовалась перестройка третьего этажа, где были очень низкие потолки.

12 октября 1901 года Городская Дума в полном своем составе и при участии гласных думы: А.Г. Смирнова, П.К. Гудкова, Р. И. Шнейдера, А.П. Кузнецова и П.С. Смирнова, произведя осмотр здания ремесленного училища для определения ремонта его, составила о всем увиденном акт, который и имеет честь представить на благорассмотрение Думы

В акте говорилось, что здание ремесленного училища было почти полностью разрушено за последние 20 лет со времени его капитального ремонта после пожара в 1881 году, оставлять его в этом положении даже на непродолжительное время, необходимое для изыскания материальных средств из посторонних источников для его переустройства, невозможно. Поэтому Городской Голова счел необходимым немедленно произвести переустройство здания училища на средства города.
Была образована комиссия в составе Городской Управы, Городского Архитектора и специалистов из состава гласных Думы: А.Г. Смирнова, П.К. Гудкова, Р. И. Шнейдера, А.П. Кузнецова и П.С. Смирнова, которые произвели осмотр здания. По результатам осмотра оказалось, что

— цоколь, карнизы и штукатурка здания с наружной стороны во многих местах разрушены и отвалились;
— в пристройке к зданию со стороны двора для входа и лестниц в верхние этажи образовалась трещина в стене, свидетельствующая об осадке этой пристройки, которая со временем может отвалиться от здания вместе с лестницами;
— деревянная пристройка для ретирада с восточной стороны здания разрушилась и держится только на подпорках;
— полы и потолки во всех этажах здания ветхи и требуют замены новыми, оконные переплеты все сгнили;
— деревянные лестницы, занимающие много места, неудобны, круты и опасны в пожарном отношении;
— стропильное строение под крышею неудовлетворительно; помещения спален для воспитанников, классов и мастерских совершенно не отвечают своим назначениям так, например, спальни помещаются в душных, слабо проветриваемых, тесных и низких комнатах, устроенных со сводами, напоминающими тюремные казематы;
— классы расположены между комнатами столярных мастерских, откуда проникает шум при занятиях в тех и других, мешающий занятиям. Кроме сего, расположение столярных мастерских в среднем этаже лишает возможности приема к исполнению таких заказов, как шкафы, большие столы и прочее, которые теперь выносятся из мастерских через особо устроенное окно;
— помещение кузнечной мастерской в нижнем этаже тесное и темное.

Акт об осмотре здания ремесленного училища от 12 октября 1901 г.

Комиссия рекомендует заменить во всех трех этажах потолочные и половые балки новыми, сделать новые накаты, черные и чистые полы, оконные переплеты заменить новыми, урегулировать высоту помещений таким образом, чтобы высота комнат верхнего этажа была не менее 4-х аршин. Стропила и крышу заменить новыми, все помещения приспособить соответственно их назначения. Лестницы сделать несгораемыми и удобными, кузнечную мастерскую выделить в особо устроенное для нее помещение. Разваливающийся флигель, в котором помещалась кухня, разобрать. Частью материала от него воспользоваться для устройства помещения кузнечной мастерской.

К этому акту гласный Комаров представил записку следующего содержания: «30 сентября 1880 года г. архитектором Лоссовским, по поручению Попечительного Совета составлялась смета на ремонт ремесленного училища, в которой он и тогда уже указывал, что оставить без переделки деревянную лестницу на каменную в 3-м этаже невозможно, как устроенную противно требованию Строительного Устава.»

Городская Дума постановила выделить на ремонт училища 12 600 рублей из городских средств. Однако стоимость предполагаемых работ составила 15 193 рубля 69 коп. Городской архитектор Р.С. Попов составил более подробную смету ремонта на сумму 17 906 рублей. Работы решено было сдать с торгов, но, несмотря на публикации и широкую огласку, неоднократное назначение торгов и личные переговоры со многими подрядчиками, желающих взять подряд не было. Все находили смету чрезвычайно низкой и участвовать в торгах отказывались.

По предложению Городского Головы надзор за работами Управа и Попечительный Совет возложили на П.С. Смирнова. На 10 сентября 1903 года уже было израсходовано: на материалы — 8 176 руб. 41 коп., на работы — 8 723 руб. 34 коп., на приспособления — 334 руб. 42 коп. Всего — 17 234 руб. 17 коп. Хотя работы все не закончены, здание уже приведено в такое состояние, что Попечительный Совет нашел возможным с 17 сентября 1903 года начать занятия в школе.

Были произведены работы:
1. Увеличена высота комнат третьего этажа до 2,92 м (на 12 вершков), пришлось наложить все стены здания и устроить совершенно новый карниз, на что было затрачено 504 рубля.
2. Сделано подвальное помещение для отхожего места с вентиляционной трубой «в виду тех соображений, что гораздо удобнее иметь отхожее место выносной системы, а не выгребной, как это было предложено». Сделано подполье для кухни. Все это обошлось в 395 руб. 30 коп.
3. Устроены 4 световые арки вместо 3-х, чтобы возможно больше осветить с южной стороны столярную мастерскую. Стоимость арки с рамой — 50 рублей.
4. Пробито 40 сажень дымовых каналов (280 руб.), так как найдено более удобным поставить печи на других местах.
5. Сделано 8 дымовых труб (214 руб.), потому что старые не соответствовали требуемым размерам и были очень ветхи.
6. Уложено 4 двутавровые балки, так как деревянных таких размеров просто не было, такие балки дали большее увеличение прочности. Стоимость балок с установкой и подведением пилястр обошлась в 520 руб.
7. При перестройке оказалось необходимым уложить связи (65 пуд. на сумму 227 руб. 50 коп.), так как стены оказались недостаточно устойчивыми.
8. Все здание было оштукатурено заново (1062 руб.).
9. Для столярных работ воспитанников был построен навес на деревянных столбах, крытый железом (131 руб 16 коп.).
10. Заменена старая ветхая вывеска (78 руб. 5 коп.).
11 и 12. В здании, занимаемом смотрителем, произведен ремонт сильно протекающей крыши (25 руб), снаружи и внутри исправлена штукатурка и побелено 2 раза (120 руб.).
13. Устроены новые тротуары и наружные площадки (183 руб. 5 коп.) и многие другие работы.

В память об этой реконструкции на фасаде здания сделали надпись — 1903 год.

Из памятных книжек Енисейской губернии в 1904 году смотритель училища г. Скорняков так писал о своей работе:

Мой рабочий день таков: утром в 6 часов я должен проверить, вышли ли своевременно на работу мастера, записать работы, которые должны изготовиться к вечеру, записать материал, нужный к закупке, потому что невозможно все нужное купить сразу...Затем я выезжаю по делам, то за покупками, то на базары или работаю в конторе. С часу до шести нахожусь в мастерских, наблюдая за ходом работ учеников. Затем с 6 до 8 позволяю себе отдохнуть, погулять, а с 8 до 11 или 12 часов ночи...занимаюсь, потому что только вечером я и могу провести по книгам дневной ход работ училища...
Таким образом, я работаю от 15 до 16 часов в сутки...

25 ноября 1905 года в Попечительный Совет ремесленного училища поступило требование учеников об улучшении пищи, одежды и прочего.

1)  Увеличение порции второго блюда... выдача была бы три раза в неделю и разнообразие его...,  чтобы смотритель покупал провизию свежую, т.е. мясо не последний сорт...Затем должно быть расписание блюд..., затем щи варятся без всякой приправы..., иногда мясо плохо моется и во щах попадаются посторонние вещества; увеличение выдачи сахару и чтобы развеска его производилась при учениках.
2) Выдавали бы пансионерам калоши, валенки и определенное количество пар обуви, а то ученики большую часть ходят босиком.
3) Ученики, имеющие родных и знакомых, спросясь у надзирателя, были бы немедленно отпущены куда им нужно. И чтобы смотритель не спрашивал отчетов у ученика, куда он идет и зачем.
4) Четвертные отметки давались бы ученику за работу и старание его, а не за пропущенные дни. И в аттестации выставлялись бы все работы, какие сделал ученик в четвертной промежуток времени.
5) Мастерские бы мел сторож, а не ученики, потому что у учеников легкие не окрепли, а дыша той пылью, которая поднимается от метения в мастерской, сильно вредит и раздражает легкие и другие органы человека.
6) Ознакомление учеников с токарным станков как в слесарной, так и в столярной.
7) В уроки ремесла установить программные работы, а из таких работ, как сейчас мы делаем, ничему не научишься...
8) Один день, кроме субботы, свободный от ремесла, так как задают много уроков, то их не успевают готовить;
9) Следуемые проценты ученикам из тех денег, которые получают со стоимости вещей, сделанных учеником во время его учения в училище, как было это введено раньше в уставе училища...
10) Отношение смотрителя и мастеров к ученикам было бы вежливое и снисходительное, а не презрительное, как делает смотритель и мастера, подозревая ученика в каком-нибудь проступке, а ученик в этом проступке совсем не виноват.
11) В классе во время учения была бы введена метрическая система, которая необходима ученикам при работе в мастерских не только по теории, но и на практике.
12) В виду того, что мы достаточно по нашей профессии изучаем Закон Божий в первом классе, а потому представляем в Попечительный совет об отмене изучения Закона Божия во втором классе, вместо которого желаем следующее: введение урока черчения... Более распространить изучение пород деревьев и отличие их, поэтому просим ввести коллекции деревьев. Подробное изучение руд и обработка их. Изучение металлов, различие их...просим ввести урок физики и ознакомление с химическими явлениями.
13) По окончании училища давали бы аттестат за ремесло, как в других училищах России...
14) Просим Попечительный Совет предупредить эконома училища, чтобы он оставил в стенах училища напиваться алкоголем...
15) В свободное время позволяли бы делать свою работу без препятствий.

Попечительный Совет согласился удовлетворить требование учеников об улучшении пищи, одежды и прочего, исключив пункты 3, 5 и отчасти 8, 12, 13. В четверг уменьшили занятия ремеслами на два часа. Несмотря на эти уступки, ученики забастовали, хотя за все 26 лет существования ремесленного училища из него вышло 1-2 ремесленника. Ученики заканчивали только школу в течение трех лет, а затем уходят из училища, тогда как полный срок обучения по уставу 5 лет. Городская Дума, соглашаясь с бесполезностью преподавания ремесел в училище при данных условиях, постановила ассигновать на ремесленное училище 1000 рублей только на улучшение пищи.

В 1908 году училище стало вместо двухклассного (было сделано 28 выпусков) четырехклассным. Со временем бюджет перестал быть дефицитным. В 1913 году приход составил 15 557 руб. 40 коп., а расход — 15 557 руб. 5 коп. Уважение к ремесленному училищу росло, горожане даже обращались туда с разными заказами, зная о хорошем их исполнении.
После преобразования училища в четырехклассное в 1913 году состоялся первый выпуск. Школу окончили 11 человек, в том числе 7 слесарей и 4 столяра. Они оказались очень хорошо подготовленными и поступили на службу в различные мастерские.

В 1888 году учились 26 мальчиков, в 1891 — 17, в 1901 году — 64, 1913 — 105 человек.

После революции здание по ул. Советской 3, было национализировано без оценки. С 1920 года в нем разместилось Ремесленно-Техническое училище Губпрофобразования.

В 1980 году усадьба, как памятник культуры, поставлена на госохрану. Сейчас в здании находится Третий Арбитражный Апелляционный суд. На фасаде укреплена мемориальная доска со словами: «Здесь в 1877г. было открыто первое в Красноярске ремесленное училище, основанное Татьяной Ивановной Щеголевой».

М.Терешкова.

Дополнительные фотографии

12 фотографий


Оставьте комментарий


 

 

2 + 6 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Пушкинский городской театр
Новые комментарии
  • Хирургический барак
    Марина : Спасибо большое за помощь! Бегаю по собеседованиям, совсем нет времени...

  • Хирургический барак
    Геннадий Ульянов : Старая ветеринарная станция находилась на Новобазарной площади, по Все...

  • Дом М.Х.Зельмановича
    Геннадий Ульянов : Школа музыкальная открылась в этом доме в 1933 г., в тот же год, когда...

  • Дом М.Х.Зельмановича
    Евгений Зельманович : Все правильно! Дом построен в ХХ веке и является памятником ХХ века, а...

  • ЧаВо
    галина : меня интересует пер. Овсяниковский . я знаю что там стояли лавки этих ...

Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место