Новости сайта
Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Семья в Сибири

Глядя на фотографии столетней давности, сразу представляешь, как жили люди  тогда, чем интересовались, какие отношения были у них в семьях. Институт семьи складывался  в Сибири в зависимости от экономических условий жизни определенного сословия, поэтому и отношения между ближайшими родственниками в каждой социальной группе были особенными, со своими характерными чертами.

Семья

«Вначале семья имела кровно-патриархальный характер, она представляла союз всех родственников по крови, владеющий родовым имуществом. С течением времени родовой принцип семьи заменился тягловым, фискальным. Древняя общинная семья разложилась, приняла тип отдельных хозяйственных единиц — экономически закабаленных, взаимно поедающих друг друга и превращающих жизнь в стоячее болото, из которого стремится вырваться живая душа, наделенная здоровой мыслью и чувством.

Первый тип семьи уцелел в семьях купеческих, чиновничьих — одним словом, в буржуазных классах, где раскол и взаимное непонимание между членами семьи достигли крайних пределов.»

Количество человек в таких семьях на протяжении двух веков быстро сокращалось, если в конце XVIII века среднее число людей в семьях было 9, а в начале XIX века — эта цифра уменьшилась уже до 5-6 человек.

«Деспотически-патриархальная власть отцов олицетворилась в лице современных Тит Титычей, для которых нажива, надувательство и обман, нравственная распущенность, клевета, инсинуация, вечная борьба из-за копейки составляют цель всех жизненных стремлений. В этой развращенной среде женщина обезличена. Вне брака, вне выполнения известных функций за нею совсем не признано право на существование.»

В соответствии с российским законодательством, женщина находилась в зависимом от мужчины положении. При выходе замуж она принимала звание и сословное положение мужа. Жена была обязана «повиноваться мужу своему как главе семейства», «пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании», оказывать ему «всякое угождение и привязанность аки хозяйка»  (Свод законов Российской империи. Спб., 1832. Т.10. Ч.1. С.19-20. Цит. по: Зуева Е.А. Русская купеческая семья... С.116.).

Муж, как глава семьи нес ответственность за обеспечение материального достатка, платил подати, торговал, был хозяином движимого и недвижимого имущества. Все правовые проблемы жену никак не касались. Муж был стеной и посредником между женой и государством. К тому же мужья были часто намного старше своих жен.

Брак признавался только церковный, а паспорт на руки жена могла получить только с разрешения мужа. За неверность мужья не несли никакой ответственности, а жены могли получить реальные сроки тюремного заключения. Уход жены от мужа был просто немыслим, общество такого никогда не прощало.

Однако имущество супругов было раздельным, некоторые женщины могли даже вступать в гильдию и торговать только от своего имени. И все же таких было очень мало.

Мальчикам из купеческих семей старались дать хорошее образование, девочек просто обучали на дому умению вести хозяйство и рукоделию. Воспитание девиц ограничивалось умением читать и писать. Такая ситуация продолжалась вплоть до начала XX столетия, хотя с середины XIX века в Сибири начинает развиваться система женского образования.

Крестьянская семья Енисейской губернии_

«У сибирского же крестьянства семья получила несколько иное развитие. Брачный союз у крестьян основан не на физиологических причинах, а на трудовом начале, на стремлении к приращению производительных сил в семье. Здесь женщина пользуется более широкими правами, она не обречена играть печальную роль наложницы. Сибирячка по своей силе, выносливости и неустрашимости не уступает мужчине. Она и за домом присматривает, и стряпает, и ребятишек доглядывает, и все домашнее хозяйство ведет.

В полевых и домашних работах она заткнет за пояс иного мужчину. Она сама жнет, косит и тут же рядом  ребенка укачивает. Она и в лес съездит за дровами, и ягод заодно наберет для продажи. Зимой она и шьет, и ткет на всю семью, не разгибая спины.

Хотя существовали и незаконные браки, иногда и в законных не обходилось без казусов:

Сорок лет тому назад в одной деревне цветущая семнадцатилетняя девушка вышла замуж за шестидесятилетнего старика в надежде, что он скоро умрет, а она станет наследницей значительного состояния.

Недавно эта женщина умерла 57 лет от роду, оставив по себе безутешного столетнего вдовца и пятерых детей.

„Енисей“, 26 февраля 1899 г.

5 минут отдыхаНо равноправие ее в сфере трудового начала врывается в другие сферы жизненной правоспособности. Это проявляется в совещании женщин с мужчинами по хозяйственным вопросам, причем мнение женщины выслушивается со вниманием, применяетсясс к делу и приносит ощутимые результаты.

Без всякого риска можно допустить, что сибирская женщина в интеллектуальном отношении стоит выше мужчины. Ее способность с первого раза распознавать людей, проникать в их душу и помыслы, ее способность иезуитничать, прикидываться в известных случаях простячкой, невольно бросается в глаза наблюдателю.»

Н.А.Добротворский, сибирский статистик, этнограф,с историк. «Сибирь», 15 февраля 1887 г.

Крестьянская семья Енисейской губернии

Можно ли сейчас эти два типа сибирских семей разглядеть в Сибири сейчас...

  • Людмила Цитировать no_subscriber
    27 сентября 2011 в 20:11

    Мне кажется остался один тип-второй. Женщины взяли на себя все, не оставив мужчине никакой работы.

  • stefan klincewicz Цитировать my_subscriber
    3 октября 2013 в 18:17

    Please accept my congratulations on such a wonderfully produced website. I came across it by accident during research into my family history which began in Krasnoyarsk. I will be very pleased to receive all updates in the future and can provide photographs also from the period 1910 to 1920's if you are interested.

    Best Wishes,

    Stefan Klincewicz

  • Марина Цитировать no_subscriber
    4 октября 2013 в 8:59

    I'm very glad Stefan, that you liked my website. And of course I'm interested in any material of the history of Krasnoyarsk.

Оставьте комментарий


 

 

3 + 10 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Дом Беловой в Минусинске
Новые комментарии
  • Епархиальное женское училище
    Ольга Николаевна : В Енисейских Епархиальных ведомостях №16 от 16 августа 1886 г. написан...

  • ЧаВо
    Максим : Здравствуйте, я студент СФУ исследую ретроспективный анализ зелёных ...

  • Дом А.В.Телегина
    Лариса : Уважаемая Марина, известна ли Вам фамилия Иголинский, знаю, что в Крас...

  • Врачи Красноярска на рубеже двух эпох
    Валерий : А как узнать ФИО врачей на групповой фотографии, и есть ли среди них З...

  • ЧаВо
    Ольга Николаевна : Марина, пожалуйста, дайте мне адрес электронной почты Виктора, который...

Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место