Новости сайта
Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Почему и как русские заселили Сибирь (часть II)

начало

Кроме этого исчезнувший народ оставил следы громадных сооружений — канавы. Население и русское и инородческое, жившее в начале ХХ века в абаканских степях широко пользовалось искусственным орошением. Были проведены на огромные средства прекрасные канавы на целые версты. И надо сказать, что в значительной части это были возобновленные чудские канавы. А там, где канавы были проведены вновь — они были сделаны по образцу чудских.

Енисейская писаница-1968-1969

Древние канавы указывали на высокоразвитое хозяйство жившего здесь народа, на это же указывали находимые в огромном количестве в курганах предметы материальной культуры.

Минусинский музей обладает значительными коллекциями орудий, оружия и других предметов, извлеченных при раскопке курганов. Большей частью это изделия из бронзы. Некоторые вещи поражают тонкостью исполнения, изяществом и разнообразием. Среди них есть предметы относящиеся к религиозному культу, что может указывать на древность религиозно-обрядовой традиции.

Во всяком случае, древние обитатели минусинских степей были большие мастера и знатоки по части ковки и чеканки металлов. Есть и железные изделия. Народности, оставившие памятники добывали железо и умели его обрабатывать.

Николаевское городище-1976-1977На скалах находят и следы другого рода  — рисунки и надписи. Рисунки грубы и схематичны. Первобытные люди, по видимому, нацарапывали изображение божества или животное, предмет, посвященное какому-либо божеству. Потом стали пытаться изображать просто сцены из жизни людей и животных, а отсюда перешли к так называемому изобразительному письму. Один шаг — и изображения превратились в иероглифы, условные знаки, а потом и в буквы. Эти надписи долго не могли прочитать, пока разгадку алфавита не сделали два ученых языковеда — датчанин Томсен и русский ученый Радлов.

Перед приходом русских в Минусинских степях жили также тюркозированные народности, но, скорее всего, в значительной степени угро-алтайского семейства. Господствующую роль играли киргизы. Климат Минусинского края, в сравнении с другими частями Сибири мягкий. Тайга, окружавшая степные пространства, отроги Саян и Алатау изолировали от сильных врагов. Единственный путь был по Енисею.

Этими обстоятельствами объясняется присутствие в Минусинских степях народов, занимавшихся кроме скотоводства земледелием, достигших больших успехов в техническом отношении и развивших, на сколько позволяют надписи, сложные общественные отношения.

Дальнейшим местом, где начинала развиваться местная туземная культура, была местность около Якутска на приленской и вилюйской долинах. Здесь также открытые места, но суровый климат не давал развиться земледелию. Якуты занимались скотоводством, но были далеки от дикости. Они умели добывать руду, ковали оружие. Их художественно развитое чутье свидетельствуется прекрасными металлическими изделиями. Особенно славились поделки из мамонтовой кости тонкой ажурной работы.

На верхоленских и верхнеудинских степях между Ангарой, Байкалом и Леной жили буряты. Это были хорошие кузнецы, у которых нашли чему поучиться даже первые русские засельщики. Они занимались скотоводством, сеяли просо, вываривали соль. Даже остров на Байкале Ольхон имел многочисленное и зажиточное население, занимавшееся скотоводством и рыболовством.

За Байкалом на Амуре была Даурская земля, там жили дауры, тоже культурный народ по описаниям покорителя Амура Ерофея Хабарова. Они имели города с башнями, глубокими рвами, дома были с окнами, затянутыми вместо стекол прозрачной бумагой (у русских богатых людей тогда окна были слюдяными, а у бедняков затягивались пузырем брюшиной).

Были и менее значительные поселения, например, около Томска, Тунки, в верхней части долины Иркута. Около Енисейска были, вероятно, постоянные поселения.

Куда же девалась эта туземная культура и каким образом сравнительно незначительные казачьи отряды могли покорить инородцев Сибири, которых поселения должны были исчисляться в десятках тысяч жителей?

Развитое государственное устройство было лишь у татар, входивших  в состав царства Кучума, которое тоже не было крепким и сплоченным. Остяцкими и вогульскими племенами управляли незначительные князьки, отношение которых к Сибирскому царю сводились лишь к платежу дани мехами. Если дань платилась аккуратно, их оставляли в покое. Дань задерживалась — и татары отправлялись с оружием их наказывать.

Когда вместо татар власть перешла к русским, остяки, вогулы и самоеды не увидели никакой разницы — платить все равно надо было, а взамен они одинаково ни от тех, ни от других ничего хорошего не получали. Татары тоже были не однородной нацией. У них было дворянство, армия, простой народ, работавший на мурз и князьков. Рабочему народу тоже было все равно кому платить дань и подати. Тунгусы, буряты, якуты не имели государств, жили отдельными родами, постоянно враждовали друг с другом, вели мелкие войны, из вражды и ненависти они помогали русским один против другого. Были и сильные князьки, богачи, татарское дворянство. которым было жаль терять свое влияние и богатство. Они упорно и долго боролись с русскими. Эта борьба нередко принимала героические формы и оставляла следы в их народном творчестве, легендах и сказках. Но важным преимуществом русских было огнестрельное оружие. По выражению знаменитого географа Реклю «ружье победило лук». Московское правительство настойчиво и упорно стремилось закрепить завоевания. Их Москвы приходили все новые и новые военные отряды.

Русские переселенцы селились там, где уже до их прихода жили люди. Первые поселения расположились по Туре, Тоболу, на Томи, около Енисейска, Красноярска, Якутска, Илимска, Верхоленска, Балаганска и Иркутска. Приблизительно в таком же хронологическом порядке шло завоевание Сибири.

Ермак покорение СибириПрямого сообщения через Сибирь, сухопутного «тракта» не было. Путь лежал водою, главным образом,  по рекам. Чтобы попасть из Москвы на Байкал, надо было зимним путем, на санях, ехать до Верхотурья. Отсюда уже плыли после вскрытия рек на «дощаннике» по реке Туре, затем по Тоболу и Иртышу до Тобольска. Далее плыли Обью мимо Березова и Обдорска в Обскую губу, где плавание считалось очень опасным. В благоприятном случае в четверо суток доходили до Тазовской губы и поднимались по реке Тазу до русского городка, теперь не существующего — Мангазеи.

Отсюда уже в лодках поднимались еще выше до волока и перетаскивали лодки в небольшую речку Елогуй, впадающую в Енисей. По Енисею шли до города Енисейска, а отсюда по Ангаре до Иркутска и далее. Путь был долгий, царские грамоты шли более года, частные люди ехали иногда годами, задерживаясь на промежуточных пунктах.

Когда русские присоединяли одну «землицу» за другой и делали данниками покоренные племена, они не думали заселять Сибирь. Такой массы земли им  не надо было. И московскому правительству и частным людям нужны были дорогие меха — соболь, чернобурые лисы, песцы, горностаи, белки, куницы. Правительство собирало дань с инородцев мехами. Для того, чтобы увеличить поступление дани — ясака, надо было присоединять все новые и новые земли, покорять все новые племена. А для этого, в свою очередь,  необходимо было содержать массу военных людей, обеспечивать провиантом и военными припасами.

Сначала правительство снабжение припасами служилых людей  возложило в виде особой повинности на население Вологды, Перми, Усть-Сысольска и пр. Жители этих областей обязаны были доставить эти запасы в Верхотурье на своих лошадях, а также послать в этот город плотников для постройки дощанников, на которых хлеб, крупа, толокно и пр. сплавлялись далее.

Хотя у местных жителей было свое земледельческое хозяйство, но местного хлеба было недостаточно. Да и туземное земледелие вскоре погибло, так как хищнические отряды казаков разорили начатки туземной культуры и опустошили целые районы, ранее пользовавшиеся цветущим благосостоянием.

Система снабжение провиантом с поморья была весьма неудобна. Чтобы довести хлеб  до Иркутска, требовалось, по меньшей мере, два года. А. кроме того, надо было подвозить и военные припасы — ружья, пушки, порох, свинец. Поэтому надо было озаботиться заведением своей пашни в Сибири, своим местным хозяйством.

Идя привычной дорогой, правительство московское и в данном случае создало новую повинность для жителей северных городов и уездов. Население Вятки, Вологды, Перми должно было выбрать из своей среды «переведенцев» (переселенцев), снабдить их лошадьми, коровами, овцами, гусями, курами, утками, сохами, топорами и пр. и отправить за свой счет в Сибирь. Этих невольных переселенцев посадили на землю в Пелымском уезде. Места здесь были суровые, почва неважная. Большинство новоселов разорилось и погибло. По свидетельству документов, «они помирали голодной смертию с женами и с детьми».

Была сделана попытка заставить инородцев вместо платежа ясака пахать пашню и доставлять хлеб. Этот опыт закончился гибелью массы инородцев. Им было запрещено  иметь не только ружья, но и топоры и ножи. Нечем было нарубить дрова, целые семьи, по свидетельству документов, питались травой. С увеличением населения часть инородцев все же стала оседать. Появился спрос на землю.

Новоселы стали нуждаться в средствах для постановки хозяйства. Правительство стало выдавать «засельщикам ссуду и подмогу» за круговой порукой. В основе хозяйственной жизни лежали крепостные отношения. Каждый новосел получал для себя кусок пашни, но заранее должен был пахать определенное количество десятин «на государя», т.е., в пользу казны. Крестьяне обязаны были под надзором особых чиновников вспахать государеву пашню, засеять, убрать хлеб, смолотить и свести в амбары. Кроме того, на них лежали разные повинности  — проводить дороги, строить крепости и пр.

Надзор за государевой пашней был очень дорог и хлопотлив. Поэтому служилые люди стали получать вместо хлебного жалования пашни и покосы. Служилые люди должны были выделять часть урожая в казну. С развитием земледелия, хлеб все более и более шел на продажу. Государева пашня для всей Сибири была отменена указом 1761 года — осталось лишь частное крестьянское хозяйство.

Вся Сибирь делилась на воеводства. Воеводы крупных городов были выделены  в особый «разряд». Сначала в «разряде» был один Тобольск. В 1629 году и томские воеводы «начали сидеть своим столом». Затем стало разрядным Енисейское воеводство, а в 1687 — Верхотурье. Обычно каждый воевода даже небольшого города, вроде Мангазеи,  был самостоятелен. Но в важных делах в случае затруднения он обращался за советом в разрядный город. Туда же отсылались направляемые в Москву депеши. В мелких крепостях (острогах) руководили подчиненные ближайшему воеводе «приказчики» из дворян, казачьих атаманов, пятидесятников и др. Такие же приказчики сидели и в селах. Наконец, были таможенные заставы, где обязанности воеводы исполнял таможенный голова.

Власть воевод и другого начальства в те времена была почти безгранична. В царских указах о назначении воевод так и писалось: «искати во всем государю прибыли и делать смотря по тамошнему делу, как его Бог вразумит».

Эта власть ничем не сдерживалась. Если же на воеводу приносились жалобы от населения, то часто дело заканчивалось тем, что жалобщика по указу били батогами, вырезали язык и ссылали, чтобы другим  не повадно было.

Карта 1613 г. Г.Герритса, изданной В. Кордтом

Начальства и чиновников было огромное количество. При воеводе был товарищ, второй воевода,  подъячие. Затем следовали дети боярские, казачьи и стрелецкие атаманы, головы, сотники, пятидесятники. Затем духовенство: протопоп, поп, дьяк, пономарь. Мелкие: палач, банщик. Собственно в XVII веке  все несли какую-нибудь службу. Чиновники управляли, войска покоряли и охраняли, крестьяне пахали на государя и кормили чиновников и войска.

Н.Н.Козьмин

лекция, прочитанная 4.02.1910г. в Вольно-Пожарном клубе Красноярска в пользу Лиги Образования.

окончание.

Дополнительные фотографии

8 фотографий


  • тамара Цитировать no_subscriber
    1 мая 2012 в 22:36

    Да, в Минусинском музее есть, что посмотреть из истории, как Сибирь осваивали москвичи. :-)

  • Игорь Цитировать no_subscriber
    23 мая 2012 в 9:00

    Спасибо, очень интересно.

    После прочтения осталось большое желание узнать, что же произошло с теми, кто рыл канавы и ставил менгиры...

  • Кирилл Цитировать no_subscriber
    2 июня 2012 в 16:36

    тамара

    1 мая 2012 в 22:36

    Да, в Минусинском музее есть, что посмотреть из истории, как Сибирь осваивали москвичи.

    Что-что, простите? Кто осваивал?

    Идя привычной дорогой, правительство московское и в данном случае создало новую повинность для жителей северных городов и уездов. Население Вятки, Вологды, Перми должно было выбрать из своей среды «переведенцев» (переселенцев), снабдить их лошадьми, коровами, овцами, гусями, курами, утками, сохами, топорами и пр. и отправить за свой счет в Сибирь.

Оставьте комментарий


 

 

9 + 10 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Здание мужской гимназии
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место