Новости сайта
Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Общественный транспорт в Красноярске

Первый общественный транспорт в Красноярске  появился еще в 1896 году, когда в Городской думе рассматривались заявления местных предпринимателей, по организации в Красноярске маршрутных перевозок на дилижансе — прародителе автобусов и трамваев.

Омнибус в Санкт-Петербурге

Городской думе доложены:

а) заявление крестьянина из ссыльных Валериана Ивановича Волжинского, в коем излагает, что, получив разрешение городской думы на устройство дилижансов, ему необходимо устроить помещение для экипажей, лошадей, устройство кузницы и прочих приспособлений двор, а потому просит городскую думу сдать ему в арендное содержание участок земли...

б) заявление дворянина Николая Петровича Евстифеева о том, что он намерен основать в г. Красноярске «правильное движение дилижансов» от одного конца города до другого. Доводя до сведения думы о том, просит выработать условия, на которых ему может быть предоставлено право эксплуатации предполагаемого им предприятия. Начальные размеры этого предприятия: 2 дилижанса, из коих каждый запрягается тройкою лошадей и принимает 20 человек пассажиров. Движение дилижансов предполагается совершать непрерывно от 5 часов утра до 9 часов вечера.

Доложенное ходатайство г. Евстифеева о выдаче ему такового разрешения, отклонить, о чем объявить ему.

Из протокола заседания Красноярской городской думы 19 декабря 1895 г.

ГАКК, ф. 161, оп. 2, д. 1964, л. 7, л. 11. Подлинник. Рукопись.

В другом документе указано, что отказали А.Евстифееву «...в виду разрешения Волжинскому содержание дилижансов и предоставления возможности окрепнуть сему предприятию ...» (ГАКК, Ф. 173, оп. 1, д. 2376, л. 390 об.).

Омнибус на Невском проспекте

К 1895 году в Москве и Санкт Петербурге дилижансы перевозили пассажиров уже несколько лет.

Вот как современник описывал столичный дилижанс:

Более неизящного экипажа, кажется, трудно было бы придумать. Продолговатый неуклюжий ящик посажен на четыре толстые несгибающиеся рессоры, и посажен самым уродливым образом. Зад приподнят, передок опущен, точно по центру тяжести он вот-вот опрокинется и станет торчком. Рессоры насажены на тяжеловесные оси, в которые вправлены огромные колеса, превосходящие по солидности лафеты у шестифунтовых орудий.

В виде придатка, ни к селу ни к городу, как говорится, впереди всего этого снаряда возвышаются амфитеатром два, а иногда три ряда сидений, до крайности некрасивых и неудобных. Сзади такие же придатки в виде ласточкиных гнезд — два сидения, сидя на которых с беспрерывно болтающимися ногами, нельзя отделаться от мучительной мысли, что придаток этот вместе с вами сейчас же оторвется от дилижанса и вы очутитесь на мостовой с переломанными ребрами. Картина эта пополняется четверней или тройкой жалких, замученных, хромых и невзрачных кляч, через силу ворочающих всю эту ужасную колесницу.

Извозчик на пролетке
Главным транспортом для красноярцев с незапамятных времен были и оставались извозчики. Чтобы стать «водителем кобылы» необходимо было представить в городскую управу заявление, паспорт свой (не моложе 18 лет) и кучеров, если таковые будут, «ручательную записку» с отзывами о хорошем поведении и, собственно, лошадь в полном снаряжении, с экипажем, которую осматривал полицмейстер совместно с депутатом от Городской Управы. После осмотра они распоряжались о «наложении в их же присутствии по возможности неизгладимого наружного знака на экипаж, удостоверяющего годность последнего к употреблению в езду». Затем выдавали «извозопромышленнику» свидетельство, в котором «означалось: звание извозопромышленника; будет ли он заниматься извозом лично или же содержать извозное заведение; число лошадей и экипажей; для скольких закладок предоставлена упряжь и кучерская одежда; число предполагаемых работников-кучеров; возраст для занимающихся лично извозом; место жительства или нахождения заведения; годность всего предоставленного к осмотру».

Лошади должны были быть здоровыми, не искалеченными, хорошо выезженными. Экипажи летние — рессорные пролетки с двумя экипажными фонарями по бокам кучерского сидения и с кожаными фартуками. На боковых стеклах фонарей должен был крупно написан ярко-красной краской номер извозчика. Если пролетка без фордека (складной подъемный верх у экипажа), то должен быть дождевой зонт. Зимние экипажи — сани с полостью, прочные, удобные и опрятные.
Кучерская одежда, т.е. армяк или кафтан, пояс, шляпа или шапка, перчатки и рукавицы должны были быть опрятными, чистыми, темных цветов.

К 1897 г. в городе насчитывалось 205 извозчиков.  Номера на экипажи выдавала Городская Управа. Обязательное постановление губернатора от 1898 года требовало: «...Извозчики должны быть трезвы, драки и брань с другими извозчиками не затевать...с седоками грубого обращения не позволять и бранных и непристойных слов не употреблять...».

В 1903 году Городская Дума приняла дополнения  к обязательному постановлению об извозном промысле в городе Красноярске от 13 ноября 1897 года, в которых говорилось, что осмотр принадлежностей извоза производится членом Городской Управы при чиновнике полиции 2 раза в год — весной и при наступлении зимы. В остальное же время года общий для всех извозчиков осмотр мог иметь место по заявлению членов Управы, чинов полиции или частных лиц.
Если при осмотрах экипаж, упряжь или лошадь оказывались в неудовлетворительном состоянии, то езда воспрещалась до устранения неисправностей.

Для извозчиков были установлены специальные правила, за нарушение которых виновные извозчики лишались права езды на срок не выше 2-х недель езды (при слушаниях этот срок был уменьшен до 3-х дней). Так же извозчик, подвергавшийся преследованию судом за какое-либо преступное деяние, возбуждавшееся в порядке публичного обвинения, мог по усмотрению полицмейстера от содержания извоза устранен впредь до оправдания его по суду. Причем ограничению права езды подвергались как сами содержатели извоза, так и их работники, непосредственно привлеченные к ответственности по суду. У таких извозчиков или их работников немедленно отбирались знаки на право занятия извозом. Однако, лишенный езды мог передать свой номер другому лицу, благонадежность которого была удостоверена полицией.

«Ничто не ново под луной»:

1. «Превышение скорости и управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения»:

Легковой извозчик №295 Федосеев за то, что, будучи в нетрезвом виде, гнал во весь опор по улицам города свою лошадь, приказом красноярского полицмейстера лишён права езды по городу на семь суток.

«Красноярец», 27 июля 1908 года.

2. Права:
У каждого извозчика должна была быть кожаная сумка, на которой была надпись «такса», в которой хранилась книжка для записей замечаний на чистых листах чинами полиции фактов и обстоятельств,  дающих основание судить о неисправности или неблагонадежности извозчика. А так же отметки о том, когда и кем был произведен осмотр экипажа и с каким результатом.

3. «Остановка общественного транспорта»:
Стоянками для извозчиков были назначены следующие места:
а)  на Старобазарной площади, около здания, в котором помещалась Казенная Палата;
б) на углу Воскресенской улицы и Дубенского переулка, около дома наследников Ветрова;
в) на углу Благовещенской улицы и Покровского переулка, на стороне дома Яковлевых, против дома Ускова, причем, двое очередных извозчиков находятся у Покровского сквера;
г) на углу Воскресенской улицы и Гимназического переулка, около Богадельни Приказа Общественного призрения, по переулку;
д) на углу Воскресенской улицы и Почтамтского переулка, около дома Общественного Собрания, по переулку;
е) на углу Воскресенской улицы и Падалкина переулка, около городского места, по переулку;
ж) на углу Воскресенской улицы и Архиерейского переулка, около дома духовного ведомства (бывший Токарева), по переулку;
з) на углу Садовой улицы и Овсянниковского переулка;
и) во время навигации дозволено стоять извозчикам на углу Дубенского переулка и Береговой улицы, по переулку.

Красноярск мужская гимназия 1900 год

Извозчики обязаны были соблюдать на местах стоянки чистоту, опрятность, сами за свой счет «ежедневно производить очистку навоза и мусора с отвозкой их на места, указанные для свалки навоза».

4. «Стоимость проезда в общественном транспорте Красноярска»:
За пользование экипажами извозчиков плата должна была взиматься по установленной таксе.

Спутник по городу Красноярску. Такса за проезд

5. «Госномер»
Знаки, полученные от Городской Управы, выдавались на определенный срок (чаще всего с 1-го января того года, на который был выдан, по 1-е января следующего года). Для возобновления знаков приходилось каждый раз возобновлять и свидетельства. Это было необходимо , чтобы упорядочить извозный промысел, так, чтобы туда допускались люди вполне благонадежные, чтобы орудия промысла отвечали своему назначению. Но впоследствии выяснилось, что такие требования создают лишь сопряженную с лишними расходами волокиту «ежегодного исхлопатывания справок из полицейских частей и Мещанской Управы (если извозчик мещанин) и свидетельств от полицмейстера».

С 1906 года при возобновлении знаков уже не требовалось менять и раз выданное свидетельство, которое стало действительным до тех пор, пока не будет выявлено нарушений содержания орудий промысла.

На каждого извозчика предусматривалось четыре «нумерных знака» — «один знак был с левой стороны козел, прикрепленный проволокой, другой сзади козел, третий сзади экипажа и четвертый на руках». Четвертый знак был на случай вручения его седоку, если тот пожелает его взять от неуверенности в благонадежности извозчика. По окончании езды, если не будет нареканий, знак возвращался седоком извозчику. В случае претензий седок передавал его полиции с объяснениями.

Госномер

6. Вежливость по отношению к публике:
Извозчик должен был обходиться с седоком вежливо и почтительно, не дозволяя себе грубого или неприличного обращения, как с седоком, так и с проходящими. Не дозволять себе на улицах брани, крика, песен и никакого нарушения тишины и спокойствия. Забытые седоками вещи извозчики должны были возвращать по принадлежности или в полицию.

Кстати, по поводу первого и третьего пунктов была опубликована замечательная зарисовка 1916 года, ну чем не современные таксисты?

А по поводу шестого пункта есть характерная заметка в газете «Красноярский вестник» за 1 августа 1909 года: «28 июля около трех часов дня по Садовой улице по направлению вокзала мчались с гиками и криками рядом извозчики на трех экипажах. Проходившая по улице публика едва успевала бегом скрываться, кто куда попало. Номер одного из этих извозчиков удалось записать. Он — 144. Следовала бы внушить этим саврасам тихо ездить по многолюдным улицам во избежание несчастных случаев».

В 1901 году легковых извозчиков было 250, в 1902 году — 243, в 1903 — 254, в 1904 — 270.  Плата за места для стоянки с 1 января 1905 года составляла 15 рублей с экипажа в год, ранее она составляла только 4 рубля.

Красноярск. Новособорная площадь.В 1912 году в Красноярске было 60 000 жителей, а на них на улицах работало 335 «легковых» извозчиков, 112 — водовозных и 242 — «ломовых», т.е. грузовых, так называемые «ломовики». Отсюда и пошло выражение — «работаю, как ломовая лошадь».

И днем и ночью извозчики по требованию полицейских чинов должны были бесплатно вести до указанного полицией места вести поднятого полицией заболевшего, ушибленного, скоропостижно умершего, вытащенного из воды, замерзающего, пораненного и опьяневшего до потери сознания. Извозчики обязаны были оказывать полиции содействие при преследовании злоумышленников, грабителей и лиц, подлежащих задержанию, а также подавать лошадь во время пожаров.

Для ближайшего надзора за исполнением извозчиками правил, розыском извозчиков,  наблюдения за чистотою и порядком на биржах Городской Управой с согласия Полицмейстера назначался на один год особый извозчичий староста. Три кандидата в старосты избирались из своей среды самими извозчиками. К обязанностям данного старосты относилось  назначение  дежурных извозчиков к вокзалу железнодорожной станции.  А также и по очереди ночных извозчиков, что ежедневно должно было отмечаться в Городской Управе в особой книге. Дежурных ночных извозчиков должно было быть не меньше двух на каждой бирже. Работали они с 11 часов вечера до 6-ти утра. С 6-ти до 23 часов наступало время дневного извоза.

Жалоб на извозчиков поступало множество. В основном жаловались на несовершенство и «устарелось» извозчичьей таксы.  Например, по таксе извозчику следовало 20 копеек, а он просил 25 и 30 к. За езду от Покровского переулка к железнодорожной школе требовали 70-80 копеек вместо даваемых 50 к. Многим пассажирам приходилось выслушивать от них грубости, а подчас и ругательства. Хуже всего приходилось, конечно, женщинам.

Извозчичьи экипажи можно было встретить на городских улицах вплоть до 30-х годов. Какой-то весьма недовольный пассажир написал в «Дорожнике по Сибири и азиатской России» за ноябрь—декабрь 1900 года: "Хуже красноярских извозчиков трудно себе представить, бестолковее установленной здесь таксы для них невозможно придумать. Экипажи допотопные и представляют собой, видимо, наследие «времен Очакова и покоренья Крыма».

Нынешняя улица Кирова, возле Дома просвещенияПервый красноярский автомобиль был зарегистрирован в полицейском управлении в октябре 1909 года. Архивные документы свидетельствуют: в 1909 году некий С.И.Зубов подал прошение об открытии автомобильного извоза. Он собирался на автомобиле, мощностью 10 лошадиных сил, заниматься перевозкой пассажиров по Воскресенской улице от Старого базара до железнодорожного вокзала. В машине могло поместиться четыре пассажира, плата за проезд была умеренной. Расстояние от базара до вокзала машина Зубова могла преодолеть за день до 15 раз.

Уже в первые годы советской власти заговорили об открытии в Красноярске регулярного автобусного движения. 5 мая 1928 года в «Красноярском рабочем» появилось сообщение:

Вопрос о введении автобусного движения в городе был поднят еще в минувшем году, но у автопромторга не было свободных машин, и поэтому автобусов для Красноярска не дали. Недавно Крассовет договорился с Новосибирской конторой Автопромторга об открытии автобусного движения у нас в городе. В Красноярске будет функционировать 4 автобуса вместимостью по 16 мест каждый. Остановки предполагается делать на Старобазарной площади, Красноярском пер., площади Революции и на вокзале.

Пред. Крассовета Персиков.

Однако, еще долгое время люди пользовались услугами частного извоза. Причем, национализировать этот промысел власти не спешили.

Странным образом, в момент полного расцвета коммунистического строя у нас оставался в неприкосновенности один пережиток капитализма – извозчики. В то время, когда ничего нельзя было ни купить, ни продать; когда все люди, мужского и женского пола, были либо мобилизованы либо на службе у государства, – в это время всё же разрешалось всем и каждому нанимать извозчика и уславливаться с ним о цене на основах самого вольного соглашения.

– Чем объяснить такую непоследовательность? – спросил я однажды у одного чина «Губтрамота». – Отчего вы не национализируете извозчиков?
– Видите ли, – задумчиво ответил мой собеседник, – мы попробовали, но выяснилось одно большое затруднение. Когда людей не кормят, они отчего-то всё же продолжают жить. А когда лошадей не кормят, они непременно умирают. Оттого мы и не национализируем извозчиков.

Гольденвейзер А. А. Из киевских воспоминаний (1917—1921 гг.) – В кн. «Архив русской революции». В 22 т. Т. 5-6. М., «Терра», Политиздат, 1991, с. 288.

Прошло еще несколько лет... 1 августа 1934 года тот же «Красноярский рабочий» напечатал заметку: «Открыто автобусное движение. С выходного дня на линии вокзал — площадь Просвещения начали курсировать два автобуса горкоммунхоза. Вся линия разбита на 10 остановок. Стоимость проезда временно установлена в 10 коп. за остановку. Каждый автобус рассчитан на 15 пассажиров».

Осенью 1935 года начали движение четыре трамвайных вагона по маршруту «заводоуправление Красмаша» — «Затон». Вагоны перемещались паровозом.

В 1959 году появились первые троллейбусы. Первоначально они ходили по проспекту им. Сталина (ныне проспект Мира) по маршруту № 1 «железнодорожный вокзал — пл. Просвещения» (Старобазарная площадь, ныне Площадь Мира); немного позже был открыт маршрут № 2 «железнодорожный вокзал — аэропорт».

Ну а про красноярское метро вы и сами знаете.

М.Терешкова.

  • Тамара Цитировать no_subscriber
    3 февраля 2010 в 8:57

    Ну очень интересно и познавательно. Спасибо.

  • Красноярец Цитировать no_subscriber
    5 февраля 2010 в 12:10

    Мне тоже понравилось. Пока читал по извозчиков, все время параллели проводил с нынешними таксистами. Вообще история забавная вещь. Я у вас на сайте статьи читаю, прямо удовольствие испытываю.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    5 февраля 2010 в 12:30

    Спасибо, спасибо! Я, когда писала статью, тоже проводила параллели...Очень много :-)

  • Gala Eisner Цитировать no_subscriber
    5 февраля 2010 в 12:55

    Очень понравилась статья не нарадуюсь, что нашла этот сайт. Много полезного.

    А я вот, что вспомнила...правда к теме транспорта это не относится или весьма отдаленно.

    Рассказывал это Семен Моисеевич Геллер-преподователь мой по Обществоведению. Он сам был из потомственной адвокатской семьи...

    Так вот однажды он рассказал нам, как их семья жила в районе нынешней улицы Республики...Там на лошади возили такую бочку...ассенизатор вообщем, очищали уборные, т.к. район этот был в деревян. домишках. И однажды эта лошадь столкнулась с машиной, какого-то энкэвэдэшника. И бочка перевернулась, все ее пахучее содержимое...растеклось, испачкав, конечно, и машину. (Сколько их тогда было-то-перед войной).

    Так вот, водителя кобылы)) обвинили в диверсии и арестовали. А отец Семена Моисеевича потом его защищал.

    Правда, чем кончилось это дело, он не сказал.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    5 февраля 2010 в 13:01

    Верю. Такие были времена. Вот и стараюсь не затрагивать ни революцию, ни время после нее.

  • Gala Eisner Цитировать no_subscriber
    5 февраля 2010 в 13:08

    Да...времена. А меня они очень интересуют, хотя и больно это, мног иллюзий о человеке разбивается. Но все же лучше знать.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    5 февраля 2010 в 13:25

    Так мы же страна с непредсказуемым прошлым! До сих пор масса исторического материала или засекречена или уничтожена. Все выводы, которые Вы сделаете сегодня находясь в архиве или библиотеке, могут через 5-10 лет оказаться ложными в связи с ... не знаю... рассекреченными архивами.

    Простой пример, на вскидку — кто отец Владимира Ульянова (Ленина)? Сразу всплывает в памяти Илья Николаевич. Так в школе учили? А вот если попробуете поискать так ли это на самом деле. Или, например, почему ничего неизвестно о детях... Вы будете поражены. А 20 лет назад все ответы были бы однозначные.

  • Красноярец Цитировать no_subscriber
    5 февраля 2010 в 13:32

    Да сифилисом он болел, поэтому и не было детей. Догулялся по заграничным борделям. Даже я знаю. Кстати от этого и умер. Не умели тогда сифилис лечить.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    5 февраля 2010 в 13:38

    Я, конечно, сама виновата, но статья про транспорт — давайте не будем брать с меня плохой пример и продолжим держаться в теме статьи. Пожалста...

  • Красноярец Цитировать no_subscriber
    5 февраля 2010 в 13:42

    ок. Марина, а форум Вы не планировали завести?

  • Марина Цитировать no_subscriber
    5 февраля 2010 в 14:16

    В планах есть. )))

  • Максим Цитировать no_subscriber
    14 апреля 2010 в 10:45

    Марина, здравствуйте.

    У Вас в статье про общественный транспорт в Красноярске не совсем верно описана ситуация с дилижаном.

    «Почему не удалось окрепнуть предприятию Волжинского неизвестно...». В действительности, его предприятие окрепло. и через пару лет он обращался в думу с разрешением ему устроить навес на «остановке», а также открыть движение дилижанса еще в одном направлении (до этого было от Старобазарной площади до Новобазарной, и от последней до жд вокзала, а теперь еще и до кирпичного завода, кажется, вдоль Николаевки). Дума ему разрешила. Так что, похоже, вполне удачно развивался промысел Волжинского. К сожалению, ссылку на архивные материалы дать не могу, эта информация у меня не выписана. Но факт остается фактом.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    15 апреля 2010 в 7:00

    Максим, спасибо за уточнение. Действительно очень интересные подробности. Когда статью писала, специально прорабатывала вопрос и ничего про дилижансы не нашла. Сейчас решила поднять старые газеты, — должен же был предприниматель себя рекламировать? Но почему то нет рекламы. Вот только нашла упоминание о дилижансе в Красноярске в газете «Енисей» за 1896г.

    Около строящегося моста через Енисей возник целый городок... столовые, пекарни, лавочки со съестными припасами, торговцы с мясом, и в последние дни появились также две бакалейные лавки... Движение стало настолько усиленным, что туда ходит дилижанс несколько раз в сутки.

  • John Warner Цитировать my_subscriber
    28 октября 2012 в 0:34

    Замечательная статья.

    Особенно, ненационализированные извозчики.

    Кстати, на последнем фото автобус на основе АМО-Ф15. Их было сделано очень немного, причём, большей частью непосредственно на местах — таким образом, фотография ценная.

Оставьте комментарий


 

 

4 + 8 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Пушкинский городской театр
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место