Новости сайта
Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Масленица в Енисейской губернии

Празднование «широкой масленицы» ... во все времена по всей обширной России отличалось широким размахом. В этот праздник русский народ, по старинному выражению, ставил «последний грош — и тот ребром», то есть на масленицу ничего не жалели, ничего не берегли, забывая о нуждах завтрашнего дня, лишь бы в общем, чисто стихийном разгуле не отстать от других. Поэтому наши заботливые хозяйки-сибирячки из недостаточных семей еще до масленицы старались сберечь и отложить некоторые продукты, чтобы иметь возможность сделать потом все, «как полагается у добрых людей».

Катание на санках с ледяных горок в с. Ладейское в масленицу

С понедельника начинали приготовлять громадное количество квасов, пива, сусла и бражки. Сусло варилось разное, с ягодами — черемухой, калиной и др. Приносили в избу масло, яйца, белую муку, и хозяйки не отходили от квашонок и печи круглые сутки, варя «маслянку», или «хворосты», целыми бельевыми корзинами; стряпали сдобные калачики, шанежки с творогом, с «налевкой» и ягодами, «тарочки» с изюмом и вареньями; пекли вафли, заварные калачи, розочки, масляные орешки и т.п., «печенье к чаю». Жарили рыбу, делали большие рыбные пироги, рыбное холодное — заливное, драчену, яичницу, стерляжью (и других сортов) уху и т.п.

Все это заготовлялось для приема бесчисленных гостей — кумовьев, сватов и вообще всей многолюдной деревенской родни. Для домашних еще с понедельника к утреннему чаю подавались тонкие яичные блины, а чаще гречневые.

С четверга («перелом масленицы») полным темпом шло взаимное гощение и угощение. Все ездили друг к другу в гости, дома оставляя на всякий случай кого-либо из подростков или пожилых женщин. А все остальные семейные разъезжали по гостям не только в своей деревне, но ездили и в другие деревни к родственникам, сватам, кумовьям, где также ходили из дома в дом. Вообще «гуляли» компаниями, заранее сговорившись об очереди.

В каждом доме угощенье было уже готово, столы накрыты; гостей встречала приветливая хлебосольная хозяйка, усиленно упрашивая отведать всякого разносолу, расставленного на столе. Рюмка водки или стакан бражки гуляет из рук в руки, разговор становится все шумнее, говорят заплетающимися языками, не слушая друг друга. Кое-кто пьяным голосом затягивает песню, нестройно подхваченную другими, но распеться не удается, так как эта шумная ватага долго не засиживалась в одном доме, а торопилась побывать по очереди и в других домах. Дольше засиживались за домашними и хозяйственными разговорами, а иногда и оставались ночевать гости — приезжие из других деревень. Чаще всего эти приезжие гости — «молодожены», то есть поженившиеся в «этом» году (не больше года) и приехавшие гостить к родителям молодухи. Это называлось «ехать к теще на блины».

Обыкновенно вся сговорившаяся компания гуляет вместе и, посидев в одном доме, едет в следующий. Но прежде чем ехать туда, катается с песнями по всем улицам, чтобы дать возможность очередной хозяйке приготовить все к приему гостей. Разгул был так велик, что несмотря на крепость сибирского организма, многие от излишка выпитых хмельных напитков сваливались под стол или в другом месте. Но компания считала своим долгом возить эти живые «трупы» с собой по всем домам, до их полного отрезвления, чтобы потом снова начать напиваться. Шумно в домах, шумно и на улицах, где слышны песни, громкий говор, смех, звон колокольцев — в последние дни масленицы. В это веселье взрослых на улице вливается еще задорное, праздничное настроение молодежи.

Молодежь, как и старшие, загодя готовится к широкой масленице: починяют и чистят сбрую, налаживают просторные дровни и кошевы, намечают место для общей катушки, устраивают козлы, настилают помост, навозят снег, поливают водой, а по краям ската и дальше ставят ели и пихты «для красоты».

С четверга начинается катание молодежи на лошадях большими компаниями, с песнями, шутками, задорным смехом... Лошадей украшали возможно пестрее разноцветными лентами. В некоторых деревнях по улицам катались ряженые и возили столб с колесом; на перекладине столба садили мужика или бабу.

В других селениях устраивали на полозьях лодку с гребцами и ряжеными, а иногда какая-либо баба садилась в короб с прялкой и ездила по улицам — это все была «Госпожа Масленица». (Подобные указания относятся к Канскому и Минусинскому уездам.) Компании молодежи ездили с песнями по улицам, потом ехали на катушку. С катушки катались на санках, телячьих шкурах и лотках, подмороженных снизу льдом. Особенной славой в деревнях, окружающих Красноярск, пользовалась Торгашинская катушка, которая была не очень высока, но раскат ее тянулся около одной версты. Интерес к Торгашинской катушке повышался тем обстоятельством, что сюда съезжались казаки и горожане из Красноярска, приезжала казачья молодежь из Ладеек, Березовки, заимок — Долговой, Зыковой и др. Поэтому катание здесь было оживленнее и веселее, чем в других местах.

Молодежь также гостила и по домам; особенно охотно собирались в те дома, где были взрослые девушки-невесты, которые, приглашая к себе гостей, сами их и угощали. А потом опять все ехали кататься, пока холод снова не загонит в какой-либо гостеприимный дом. Так справлялись последние дни масленицы во всех деревнях. Для Минусинского уезда в эти дни характерными являются конские бега, устраиваемые почти повсеместно.

Особенно выделяется последний день — «Прощеное воскресенье». С утра в этот день пожилые люди шли к обедне, стараясь попасть потом и к вечерне, после которой выполняли обряд прощения с батюшкой, то есть просили прощенья у священника за какие-либо обиды, а он, в свою очередь, у «мира православного» просил отпущения своих грехов. Выполнялось все это торжественно — священник делал на амвоне земной поклон в сторону мирян, а миряне все отвечали земным поклоном ему. Между обедней и вечерней ходили на кладбище «прощаться с родителями».

Более молодое поколение продолжало веселиться; но гости в воскресенье, уходя, тоже прощались с хозяевами, прося забыть взаимные обиды. К вечеру разгул начинал стихать, ездили и ходили только «попрощаться»: ходили дети к родителям, крестники — к крестным, более молодые — к более пожилым...

Вечером «семейные» все собирались вместе за последней масленичной трапезой, старались есть как можно больше, помня наступающий великий пост. После ужина приводили дом в относительный порядок, но со стола после ужина ничего не убирали, а только закрывали салфеткой. В других местах на стол, уже прибранный после ужина, клали ковригу хлеба или целую булку и ставили соль, закрыв все это салфеткой. Это делалось для того, чтобы достаток из дома не уходил. Затем все собирались в избе, старший в семье (дед или отец) молился вслух Богу, потом все друг у друга просили прощенья — младшие кланялись старшим в ноги, прощаясь, целовались друг с другом и говорили: «Дай, Господи, дождаться светлого Праздника» — «Дай, Бог, о Христе радоваться». После этого ложились спать, наступала тишина, прерываемая несколькими забубёнными головушками, которые с пьяными криками еще ездили по улицам.

В Минусинском уезде в «Прощеный день», когда стемнеет, в двух концах главной улицы жгут солому — для предохранения деревни от дурного, по одним мнениям, и на проводы масленицы — по другим. Таково было празднование масленицы в деревнях. Так же было и в городах.

Красноярск, быть может как губернский центр, несколько отличался если не меньшим разгулом, то несколько иной формой уличных и общественных развлечений. Среди уличных развлечений выделялся старинный обычай, занесенный из Европейской России, а в Россию — из Западной Европы (но более сохранившийся в Сибири) — устройство масленичного катанья по улицам города на «Корабле». В Красноярске устраивалось это так: скрепляли полозья нескольких саней, на них ставили «корабль» со всей оснасткой, запрягались лошади цугом. На «корабле» помещались музыканты, песенники, плясуны и приглашенные гости. На виду у всего гуляющего на улице люда праздновалась широкая масленица: стояли открытые столы со всякой снедью, вина и закуски; и тут же пекли и подавали горячие блины. Устраивали «корабль» местные золотопромышленники, из которых в народной памяти остались братья Григоровы.

Федот Васильевич Сычков 1911 Катание на масленицу

По улицам, главным образом по Большой, каталось много народу — в широких кошевах, покрытых богатыми коврами. Возили также и колесо на столбе, на котором сидела бойкая и разбитная «Ядришиха», игравшая роль скомороха и живой сатиры, хлестко и остроумно бросавшая смелые насмешки по адресу видных граждан города и его заправил. У мясных рядов на Каче устраивалась большая общественная катушка; она устраивалась с обоих берегов Качи — одна навстречу другой. У Каланчи, на Песочной улице, — катушка казачьей молодежи. В Благородном собрании устраивались танцевальные вечера и маскарады, по частным домам — званые блины с большими возлияниями и немалым шумом. В последние дни масленицы город шумел, звенел и гудел... Но Прощеное воскресенье также отличалось от других дней веселой недели — ходили также на кладбище прощаться с родителями, прощались друг с другом.

М.В.Красноженова, Красноярск, 22 мая 1923 года.

О сущности праздника можно прочитать в википедии.

Дополнительные фотографии

.
Френц Рудольф Федорович, «Масленица», 1903.
Сверчков Николай Егорович, «На Масленице».
Степанов Алексей Степанович, «Катание на Масленицу», 1910.
Знак Анатолий Маркович, «Проводы зимы в старом Красноярске», 1996.
Сычков Федот Васильевич, «С гор», 1910.
Грузинский Петр Николаевич, «Масленица», 1889.
Суриков Василий Иванович, «Взятие снежного городка», 1891.

7 фотографий
 


Оставьте комментарий


 

 

7 + 9 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Доходный дом Духовного ведомства
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место