Новости сайта
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Крестьянская свадьба

В XIX веке свадьбы были совсем непростым ритуалом, полным обязательных предписаний, за правильным соблюдением которых велось строгое наблюдение. Порядок был следующим:

1. Сватовство

Отец и мать жениха сначала приходили к семье невесты свататься. Пили чай, хвалили сына, хозяйство, уверяли, что невесте у них житье будет хорошее.

— Ты, матушка, — обращается к невесте будущая свекровь, — не подумай, что ты будешь у меня за место невестки; нет, ты будешь у меня родимой доченькой. Делать то я, матушка, сама все могу, сама в силах, сама все сделаю, утром будить рано не буду. И не подумай, родимая, сватьюшка, что я все вру.

Максимов Василий Максимович. Приход знахаря на крестьянскую свадьбуСпрашивали невесту о желании, показывали ей жениха. Если жених нравился, то невеста давала согласие.

2. Рукобитье

Во время рукобитья сначала молились, потом сажали за стол жениха с невестой и начинали сговариваться, когда будут смотрины, чьи должны быть дары (невестины или жениховы), кому и что подарить.

3. Смотрины

Водка, закуска, конфеты, орехи и пряники на смотринах были от жениха. Немного приготавливали невеста с родителями. Смотрины бывали вечером через несколько дней после рукобитья. На них пели различные песни. Если невеста сирота — пели сиротские песни, если нет, то веселые.

...
По травке, по муравке,
По лазоревым цветочкам,
по раскрашенным камешечкам,
по калиновым мосточкам, —
Тут катилася карета,
Не простая — золотая.
Что во этой, во карете,
Что не князь сидит с княгинюшкой,
Молодец с красной девицей;
Что девушка плачет, Ванюшка унимает:
— Не плачь ты, не плачь, Маша,
Не в чужие люди едешь,
Ты от батюшки ко свекору,
От родимой ко свекровке;
Что у свекра жить вольнее,
У свекровушки нежнее:
Куда пойдешь — все спросися,
Отколь придешь — все скажися...
— Уж и черти эта неволя!
А у матушки жить нежнее,
А у батюшки жить вольнее:
Куда пойдешь — не спросися,
Отколь придешь — не скажися.
Что не ленточка то к стенке льнет,
Ванюша Машеньку к сердцу жмет:
Спрашивает: «ты скажи, Машенька,
Кто тебе из роду мил?»
— Уж мил то, мил мне Ванюшка!

4. Вечерка

Когда все песни пропели, все женатые, посторонние и гости удалялись. Оставались только парни и девушки, которые справляли вечерку — ходили парами, плясали, пели песни.

Вот одна из игр на вечерке. Девушки пели: «Драгун дома, драгун дома, драгун, дома ли живешь?». При этом ударяли парня по голове и, указывая на одну из девушек,спрашивали: « Вот тебе невеста, поедешь венчаться с ней?»

Повторяли песню и назначали невест всем присутствующим парням. После этого ставили скамейку посередине комнаты, певшие песню парень и девушка вставали на концы скамейки. К ним подходили парами и спрашивали:

.
— Далеко ли поехали?
— Венчаться.
— Кого возьмете?

Стоящий на скамейке называл имя и отчество подошедшего парня. И спрашивал девушку:

— Ты за кого идешь?

Та называла парня из пары. Дальше спрашивали по желанию ли берут девушку и по желанию ли идет она. После опроса пара прыгала три раза через скамью. Это означало, что они повенчались. Затем они целовались друг с другом и с теми, кто на скамье. И так все пары. Потом пели песни и для каждой пары, во время которых они менялись колечками или чем-нибудь другим. Потом пели песню про выкуп:

.
Не дают дары без выкупа,
Без удала добра молодца (имя);
Не дают дары без выкупа,
Без души без красной девицы (имя).

И девушка целовала парня.

5. Проводы жениха с вечерки

Провожали жениха до его дома или квартиры тоже с песнями, но пели уже все песни, какие придут в голову. Перед тем, как войти в дом жениху, пели песню:

...
Возле речки, возле мосту,
По канавке, по канавке росла травка.
Росла травка шелковая,
Шелковая, зеленая, муравая.
Я не в три косы косила, в одну косу.
В одну косу на три круга,
На три круга ради друга,
Ради друга, ради гостя, гостя дорогого
Своего милого!

6. Приглашенный стол

На следующее утро к невесте шли опохмеляться те из гостей, которые были на смотринах. Сваха жениха приходила со своим вином, угощала гостей и пела песни. Гости ей подпевали. Вот один отрывок из таких песен:

...
Ты гуляй-ка, моя дочь,
Во всю темну ночь.
Я не буду унимать,
Сама буду потакать.
Я сама така была,
В девушках гуляла,
Себе дружка нажила...
...
Баба пьяна напилась,
Во солдаты нанялась,
Не берут ее в солдаты,
У ней волосы косматы.

7. Проводины жениха днем

После того, как отгуляют приглашенный или похмельный стол, то есть дня через два после вечерки, все расходились по домам. Некоторые провожали домой жениха, невеста с девушками тоже шла до его квартиры, на которой их угощали. Если жених приехал из другого места, то потом провожали его до края деревни. Во время проводов обязательно пели.

8. Отпуск

Ко дню свадьбы собирали поезд. Крестного делали «тысяцким» и сажали рядом с женихом, «сваха» — крестная садилась с другой стороны, с левой. «Большой боярин» садился возле «тысяцкого», «княжевой боярин» рядом с большим. Если свадьба богатая, то таких «бояр» набиралось человек 12. После «бояр» садили в поезд «полудружья», возле него «дружка». Это был как современный распорядитель — его все слушались, что он говорил, то все исполняли, так как он хорошо знал все порядки свадьбы.

Перед отъездом собирали стол и все садились по старшинству. Многие могли приходить «не званными», чтобы проводить жениха. Естественно, пели песни тысяцкому, боярам, дружке, свахе, конечно же с намеком:

.
Где то сидит наша свашенька богатая?
Она с гривны на гривну вступала,
Рублем девушек за песенки дарила!

После пения поющие ставили на стол посудину, в которую их одаривали за песни. После этого, помолившись Богу, садились на коней.
Городская свадьба

9. Повестка невесте

Весь поезд жениха приезжал в деревню невесты и останавливался на ее прежней квартире. Дружка и полудружье вручали невесте повестку — отдавали ей венчальные ботинки, зеркало, мыло, хлеб, соль, пирог с изюмом, курицу или окорок, или индюшку. Невеста начинала готовиться к девичнику, одевалась и наряжалась. На праздник приглашались все девушки из деревни, а затем весь поезд жениха.

Свадьба семьи Соколовых в деревне Карымова Канского округа.

10. Девичник

Встречать жениха во двор выходили родители невесты с подносом в руках, на котором стояла водка. Жениха приглашали в дом, после этого приводили невесту и сажали за стол. Когда все входили и садились за стол, девушки пели песни так же, как и при отъезде поезда — величали всех присутствующих по очереди. За это девушек тоже одаривали.

Потом подавали на стол. Сначала приносили холодное (после каждого блюда — водку), потом разливное, жареное, котлеты, птица и прочее. Последним блюдом был «курник». Его приготавливали из ячменной крупы, а сверху посыпался рубленными яйцами. Из теста делалась крышка, закрывавшая курник. Выпекалось блюдо в печи. Курник подносила женщина, которая его пекла. Она разрезала курник, подавала всем по ложечке и обносила всех вином. За это ее тоже одаривали. После бояре пели песни.

...
У нас конечки готовые,
Ямщички все по возам,
Нам отваливать пора
Со широкого двора.
...
Наш полудружье хорошенький.
Его девушки любили,
В нову горенку водили,
Чаем-кофеем поили,
Алым платком подарили,
За платочек целовал.

После этой песни полудружье обносил всех пивом, гости прощались. Все провожали их до поезда, родня невесты обносила уезжающих водкой и вином. Невеста в это время переодевалась в обыденную одежду и садилась на свое место.

11. Девичник без жениха

Проводив поезд жениха, девушки опять садились за стол. Те, которые являются родственницами невесты, сидели к ней ближе, остальные как придется. Им подавали те же кушанья, что и боярам. Закончив ужин, невеста с девушками пела каждому родственнику песню.

...
Благодарю тебя, батюшка,
За хлеб, за стол,
За последнюю уженку.
Отпила то я, откушала
У родимого, у батюшки.
Со любезныя подруженьки...

Потом закрывалась платком и плакала. Потом невеста уходила, а девушки играли и пели песни часто до утра.

12. Отпуск у невесты

Утром приезжал дружка. Родители невесты приготавливали стол на два блюда, третьим блюдом был «гусь» из бумаги с головой, крыльями и ногами. Родители благословляли невесту, девушки пели. Затем все садились за стол и ждали поезд, который опять встречали вином и водкой. Дружка, а затем жених в доме начинали торг с братом невесты (если брата не было, его специально назначали из родственников). Брат сидел в углу в шапке. Жених угощал брата вином и просил выйти к ним, все пили и ставили стаканы вверх дном, а поднос со стаканами посередине стола.

.
— Теперь можешь выйти, — говорили брату.
— Загородите «острожья»! — отвечал брат и показывал на стаканы.

Бояре бросали деньги на стол кто сколько может.

— Раз загородили, то и накрыть надо!

Покрывал тысяцкий, смотря по состоянию, но не меньше рубля. Как только «накроют острожья», брат снимал шапку, а поезд бросал в него своими шапками. Брат уходил, а поезд садился за стол пить чай. Встав из-за стола, дружка говорил родителям невесты: «Батюшка и матушка, умерьте свое детище родить, поить, кормить и сумейте нашему молодому князю на руки сдать».

Отец подходил к дочери, брал белый платочек и за руку передавал дочь жениху. На пол настилали войлок, на который вставали отец и мать, жених и невеста. Родители благословляли молодых хлебом-солью и иконами, жених и невеста кланялись в ноги. Девушки пели песни.

...
Что не верба к земле клонится,
Не кудрявая преклоняется,
Машенька с Ванюшкой благословляются
У родимого батюшки,
У родимой матушки...

Жених и невеста уезжали — невеста в своих санях, жених в своих.

Leon Shulman Gaspard Свадьба в Сибири 1914

13. Свадьба

Все участвовавшие на отпуске у невесты возвращались домой, а невеста, брат, сваха ехали к церкви. Сзади них ехала кошева с родственницами невесты. Другая кошева, перевязанная веревками, с нагруженным на нее приданным (ящики, подушки, постель, одеяла, шубы, обувь, одежда) отправлялась на квартиру к жениху.

Кошевная сваха и кошевник во дворе жениха не сходили с воза до тех пор, пока им не выносили водки и подарки. Тогда они слезали и разрешали жениховой родне искать узел, который они, естественно, найти не могли. Кошевнику выносили целую бутылку и просили найти узел. Тот быстро находил и кошеву разгружали. Кошевная сваха в это время готовила постель для молодых, которых ждали из церкви. Чтобы скоротать время, все пили чай.

Приехавших молодых встречали во дворе. Жених с невестой становились рядом, с ними рядом сваха жениха и невесты. Выходила мать невесты и осыпала новобрачных хмелем, а затем их благословляли иконой и хлебом-солью. Играла гармоника, гитара или скрипка с бубном. Всех угощали водкой и шли в комнату, где садились за стол.

После стола бояре шли на улицу гулять, а дружка со свахами укладывали молодых спать, запирали их на замок, а ключи отдавали дружке. Через некоторое время дружка входил в комнату, проверял, что все благополучно, выходил и разбивал посуду. Если было не все нормально, то посуды не били, находили разбитую, негодную к употреблению посуду и подавали отцу и матери невесты. Наступал черед свахам брать ключ и идти к молодым. Молодуха переодевалась, били посуду, танцевали.

К этому времени приезжали из своей деревни мать и отец жениха, они останавливались в отдельной квартире. Узнав об их приезде, брали платок, завязывали в него белье, прикалывали цветы, ехали к родителям жениха и звали их в дом невесты. Приехав, влетали в комнату родителей невесты и били посуду, которую привозили с собой. При битье посуды пели песни. Одной из них была «Посею лебеду на берегу»!

...
Душа милый, душа я,
Душа ягодка моя,
Все глядел бы на тебя!
Мои глазаньки глядят,
Говорить с тобой хотят.

14. Начательный стол

Стол этот готовили уже в деревне жениха, приглашали гостей, молодые ехали за родителями невесты и теми, кто приехал с ними. Их встречали с бутылками и рюмками, обвязанными разноцветными лентами. Сначала угощали отца и мать, потом остальных и приглашали в комнату. Родителей невесты сажали в передний угол, пировали долго, с утра и до вечера. На другой день был второй стол, тоже шумный и продолжительный.

15. Подарный стол

После шумного пира начинали дарить. Дарили отца, мать, родственников, а те отдаривались скотом или деньгами.

16. Гуляние стола

Когда дарение заканчивалось, ездили по улице, заезжали тысяцкому в гости, пели песни. У тысяцкого танцевали, ели, а потом разъезжались по домам. На утро — к жениху на похмельный стол звали в гости уже молодые.

17. Прощеный стол

Через три дня после этого родные молодухи прощались и ехали домой. После отъезда родных невесты провожают дружку до дома. Коней увешивали шалями, платками, сами рядились старухами, стариками, коновалами, цыганами. Ехали по деревне с песнями.

Get the Flash Player to see the wordTube Media Player.



Video clips of Michael IJsbrand Rogge

  • toi samyi Цитировать no_subscriber
    13 апреля 2011 в 22:27

    чудесная фотография

    интересно, сколько лет молодым?

Оставьте комментарий


 

 

4 + 8 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Владимирская площадь
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место