Новости сайта
Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Казаки Енисейской губернии

КазакиПроисхождение казаков Енисейской губернии одинаково со всеми казаками Сибири. Можно сказать, что они являлись «первобытными Русскими жителями Енисейской губернии».

В книге «Енисейская губерния к трехсотлетнему юбилею Сибири» С.Чудновского писалось, что основной причиной возникновения «казацкого сословия» было недовольство выдающихся по силе, энергии и стойкости личностей окружающей их действительностью. Само слово «казак» по-татарски означало человека без прочной оседлости, рыщущего по белу свету.

Казаки, подобно похитителям сабинок, похищали красавиц тубинских, качинских, киргизских и других. Так например, Галкин завладел женой Кетского князя Тесенека, удалая дружина воеводы Андрея Дубенского захватила в плен дочерей и жен бурятских.

Казаки при всех этих партизанских действиях во время завоевания Сибири поддерживали в своих рядах строгий порядок и подчиненность. Они имели свои знамена. Принадлежащие дружине красноярской имели на желтом поле красный крест без всякой надписи. Дружина Енисейская имела знамя в пять аршин в длину и в ширину, прикреплено было к толстому разрисованному древку. Середина знамени была из белого штофа, кайма из красного, наугольники из голубого.

Степанов писал, что когда «Киргизцы» с правой стороны Енисея были выгнаны русскими, а татары, жившие на левом берегу были укрощены, то по черте, составлявшей тогда границу Монгольскую с отступлением в пределы русские на 100 и более верст, устроены были укрепления, охраняемые казацкими коммандами. «В это время десять казаков с товарищами просили Тобольское Воеводство позволить им заселить места по берегам Абакана и Таштыпа, близ пограничных караулов с тем, чтобы содержать их всегда в исправности, как им. так и потомкам их». Это предложение понравилось т было утверждено в 1768 году. Таким образом, основались сначала два казацких поселения под именем караулов или постов: "Таштып, не доходя пять верст до прежнего караула, и Арбаш на реке Абакане, при самом укреплении. Тогда же были выстроены форпосты: Саянский, Кебежский и Шадашский.

Енисейские казаки разделялись на служащих и станичных. Из первых образовался пятисотенный полк под начальством атамана, сотников и хорунжих. А последние жили в селениях у подножия Саянских гор.

Очень интересна одежда Енисейского казачьего полка. Раньше она состояла из синего казакина с зеленым воротником и обшлагами и шароваров. В 1830 году принята была новая форма. Урядник и рядовой казак носили шаровары темно-серого сукна, широкие со сборками спереди и сзади без прошива канта. Куртка была из темно-синего сукна с красным суконным воротником, на эполетах буква «Е». Костюм дополнялся коленкоровым кушаком синего цвета, гарусным шнуром с кистью темного цвета от одного плеча на другое так, чтобы кисть была через плечо. На голове кивер из черной мерлушки с верхом

Казак с часами.

Из архива Н.Г.Лопатиной

из темно-синего сукна «без этишкетов со стоячим вверху кордончиком, наверху коего помпон; оба гарусные». В дополнение были предусмотрены перевязь и сумка из черной нелакированной кожи, сабля и портупея из черной кожи, а к полусапожкам — железные шпоры. Костюм урядника отличался только белым серебряным позументом на рукавах и воротнике. А вместо одного шнура из темного и оранжевого гаруса и две кисти.

Офицеры носили такие же куртки и шаровары, эполеты у них были серебряные чешуйчатые, подбитые красным сукном. Серебряный кушак из шелковой материи, черная кожаная перевязь с двумя серебряными цепочками и шпильками. На сумке был серебряный орел. Кивер такой же, как и у урядника, но кордончик и помпон были плетенными из серебра.

Официальных бумаг об утверждении такой новой формы не было. Просто в 1830 году присутствовали на смотре в С. -Петербурге: казацкий офицер Сипкин, урядник Козьмин и казак Тетерин. При этом шеф казачьих полков Великий Князь Александр Николаевич одобрил такое обмундирование вместе с прочими.

Енисейский казачий полк. Новобазарная площадьУ станичных казаков вместо куртки полагался казакин (сюртук) синего цвета с красным воротником, а остальное — по описанной форме. Офицерского обмундирование у станичников не было за неимением собственно офицеров. Управлялись они выборными головами, которых утверждал губернатор.

Много казаков жили по разным деревням. Они одевались по своему обыкновению и бедности — зимой в овчинный тулуп, а летом в крестьянскую однорядку и  шапку. А во время назначения на службу казаки прикрепляли к тулупу или однорядке сабли, чтобы отличать себя от деревенских мужиков.

Казаки в папахах с шашками

Из архива Н.Г.Лопатиной

С давних пор казаки были в подчинении у чиновников «Земской и  Градской полиций», атаманов их били палками, за малейшее нарушение отрывали от семьи и ссылали в Туруханский край. Затем ситуация немного изменилась. В XIX веке было произведено «новообразование», казаки стали «отправлять постоянные должности»: на этапах, при полициях, при магазинах.

Временные: командировки в отдаленные пикеты, конвой караванов. По очередям — в ночные разъезды, в караулы, ординарцы.

Две сотни Енисейского казачьего полка, организованного в 1822 году, к 1833 году были расположены в губернском городе Красноярске, прочие в Туруханске, Енисейске и Минусинске.

В Минусинском округе в первой половине XIX века были две казачьи станицы, заключавшие в себе до 600 душ. Первая — Саянская состояла из трех форпостов: Саянского, Кебежского и Шедатского. Вторая Абаканская, состоявшая из двух форпостов: Таштышского и Арбатского. Управляли станицами головы, выбираемые на три года. Занимались казаки в своих станицах хлебопашеством и скотоводством, жили опрятно, зажиточно, спокойно. Главная их служба заключалась в необходимости объезжать пограничные знаки, составляющие пограничную черту между российскими владениями и монгольскими.

Таких знаков было три. Первый был в верху по течению Енисея, от Саянска в десяти днях ходьбы, назывался Бом-Кемчуг.

Второй знак назывался Хаин-Табан и находился на горе Гурбан в десяти днях ходьбы от форпоста Табежского.

Третий знак был на высотах обнаженной горы Сабин-Дабага. Против русских знаков в виде деревянного креста находились китайские знаки из камней и виде маленьких продолговатых пирамид.

Всякий раз, когда станичный голова возвращался с обхода, он доносил начальству, что «на границе все тихо, Китайские подданные состоят в миролюбивом отношении к России». При встрече начальника монгольского караула со станичным головой подтверждалась дарами взаимная дружба. Первый дарил пару баранов, а последний — фунт рублевого табаку.

Красноярская казачья конная сотня

В XIX веке казацкие селения или форпосты, расположенные у подножья Саянских гор, простирались от границы Иркутской губернии до Томской. С восточной стороны  первым был форпост Шадатский, за ним — Тебежский, Саянский, Арбатский или Абаканский и Тащибский. Эти поселения не имели уже никаких укреплений, но можно было увидеть развалины старинных деревянных форпостов. Они были построены в виде четырёхугольника, обнесенного рвом и забором с башнями по углам и с высокой казармой с одного бока.  В последствии возле них были выстроены деревни с чистыми и аккуратными домами.

По документам, находящимся в Саянске, видно, что каждый форпост состоял под начальством своего управителя, которые подчинялись красноярским воеводам.  В этих форпостах оружие не использовалось за ненадобностью. Но к ним присылались постоянные повеления:

Командир Красноярской казачьей сотни В.И.Яненко

иметь всетвердую и крепкую осторожность, и, буде где, паче чаяния, и от чего Боже сохрани! будет приход неприятельских людей, или воровское их неприятельское собрание в каких-либо местах внутрь или близ Российских жилищ и ясачных волостей и об их шалостях уведано будет, то за таким злохитрым, ветренным, легкомысленным, необдуманным неприятелем, не упуская нимало времени, чинить всекрепкия  вооруженною рукою поиски и воинские отпоры.

Фишер в заключении Сибирской истории говорил, что Греция, Рим, старый и новый Свет могут хвастать своими героями, но отважились бы они на то, что сделали сибирские герои? В столь малом количестве завладеть землями таких сильных народов. И добавил: «Ежели бы однакож казаки знали, что другие будут пользоваться плодами их побед, то, вероятно, с такою ревностию не трудились».

Енисейский губернатор А. П. Степанов установил правила комплектования казачьих сотен:

1-я сотня – Красноярской, Дрокинской станицами, Тингинским и Есауловским участками;
2-я сотня – Мининской, Бугачевской станицами и Тинским участком;
3-я сотня – Торгашинская, Базайская станицы и строящимся Иннокентьевским участком;
4-я сотня – Белоярская, Преображенская, Камчатская, Соляноозерская, Енисейская и Туруханская станицы;
5-я сотня – Таштыпская, Саянская станицы, Арбатский форпост;
6-я сотня – Каратузская, Суэтукская станицы, Бузуновский и Алтайский форпосты.

На правом берегу Енисея при впадении реки Базаиха располагалась в живописной долине бывшая казачья станица Базаиха. Наискосок от города, в шести верстах, на правом берегу Енисея на склоне горы стояла еще одна казачья станица — Торгашино.

Степанов в книге «Енисейская губерния» писал, что кроме станиц и мест, назначенных для постоянного пребывания каждой сотни, только некоторые казаки имели дома в селениях близ места службы. Жили в них старики и малые дети.  Правительство для удобства предлагало казакам порожние места в городах, но они не желали оставлять места своего прежнего жительства.

Все дома казаков были чрезвычайно опрятны. Старики, обстриженные кругом, с выбритой или подстриженной бородой, всегда были в чистом белье, похожи на отставных холопов из многочисленной дворни старинных бояр.

Казаки занимались всеми отраслями позволенной торговли, весьма редко попадались на каких-либо преступлениях, хотя во время службы часто подвергались суду и наказанию.
Казаки Сибирские были ни что иное, как вещь, которая по образу употребления своего получает свое достоинство. Преданные от души начальству, угнетенные рабством у чиновников, они готовы были исполнять все, не размышляя о будущем.

Но с новым учреждением, когда они узнали, что исполнение незаконных поведений остается на их ответственности, когда рабство их уничтожилось — с ними осталась только законная преданность властям и безотчетливая готовность на службу царскую.

А.Степанов «Енисейская губерния»

Казаки Красноярской казачьей сотни. В центре В.И.ЯненкоМолодые казаки по описанию Степанова были красивы, ловки, проворны, понятливы и смешливы. Даже общая в Сибири страсть — пьянство обошла их стороной. Может быть постоянные занятия и служба отвлекали их от этого порока. Некоторые путешественники, правда, жаловались на их грубость, но это потому, что они воспринимали казаков, как слуг, а казаки считали себя провожатыми.

По внешности сибирские казаки давно уже не донские. В казачках нельзя уже отыскать чернобровых быстроглазых обитательниц Дона, все они похожи во всем на веселых крестьянок, но были более нравственны, более  находились под надзоромсвоих родителей.

В последствии к казакам стали приписывать часть ссыльных поселенцев. Часть из близлежащих к Красноярску деревень была приписана к казакам — таковы дд. Минина, Дрокина, Бугачева, Солонцы, Торгашино, Базаиха, Ладейка и заимки: Долгова, Кузнецова и Чанчикова. Е.А.Красноженова в своих «Воспоминаниях о быте и обычаях жителей г.Красноярска в 50-70 годах XIX века» писала, что когда казаков вообще расформировали, то часть из них остались в деревнях крестьянами, а постоянно жившие в городе и переехавшие туда из деревень, приписались к мещанам; таковы: Любенецкие, Белорусановы, Ларионовы (по Гост. ул.), Плотниковы, Мельниковы, Суриковы и др. Оставались еще казаки «старого полка» — Суриковы, Путимцевы, Калашниковы, Ваньковы и т. д. Еще были казаки, из вновь перечисленных, присланные на исправление.

Менялись обычаи и нравы, но казаки всегда чувствовали себя отдельной частью населения, жившие «своей обособленной жизнью от других общественных групп (чиновников, купцов...)». Были у них и свои традиции и праздники. Например, в Торгашино казаки устраивали праздник взятия Снежного городка, на который стекалась огромная толпа народа.

М.Терешкова.
Фотографии из фондов Н.Г.Лопатиной и ККМ.

  • Николай Цитировать no_subscriber
    6 декабря 2012 в 21:19

    «Две сотни Енисейского казачьего полка, организованного в 1822 году, были расположены в губернском городе Красноярске» — по одной в Красноярск, Енисейск, Туруханск, Канск, Минусинск.

    «Станичные казаки разделялись на две станицы» — нет станиц были по всей губернии.

    «Енисейский губернатор А. П. Степанов установил правила комплектования казачьих сотен:» — это комплектация по реформе 1851 года. Степанов тут не при чём.

    «Были у них и свои традиции и праздники.» — спорно, поскольку пока подтверждений нет.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    7 декабря 2012 в 9:08

    К началу XIX века было именно так, как я написала. То есть, Туруханск, Енисейск и Минусинск, две сотни в Красноярске. Канск был позже, в 1833 году Пестов про него не пишет. Про станицы тоже. Саянская и Абаканская были в то время в Минусинском округе.

    Степанов был военным человеком и занимался казачеством тоже. Он предложил свою новую комплектацию. И положением от 04.01. 1851 года определено переформировать Енисейский 5 сотенный городовой казачий полк в Енисейский конный казачий полк 6 сотенного состава со штабом в Красноярске. Вместе с Иркутским полком они составляли бригаду, штаб бригады был в Иркутске. Хотя в 1831 году Степанов оставил должность губернатора

  • Николай Цитировать no_subscriber
    10 декабря 2012 в 20:04

    К началу XIX века не было полка, были казачьи команды. Полк появился по реформе Сперанского в 1822 году.

    А Положение от 1822 года, пишет.

    Степанов не мог предложить такой комплектации, эти станицы таковыми стали, только по реформе от 1851 года. Крестьян зачислили в казаки, проект этот разрабатывался Муравьёвым-Амурским. за 20 лет до того Степанов и знать не мог, что крестьяне этих деревень вдруг станут казаками.

  • Владимир Цитировать no_subscriber
    15 апреля 2013 в 9:43

    На первом фото нижние чины в белых папахах к Енисейским казакам не имеют отношения . Это армейская кавалерия .

    Казакам полагаются шашки казачьи , а здесь у одного сабля кавалерийская.

    Видны шпоры у сидящего справа . Полагались армейским кавалеристам . У казаков же только офицерам .

    Ну и цвет папах должен быть черным у Енисейских городовых казаков .

Оставьте комментарий


 

 

6 + 10 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Дом с типографией Кохановских
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место