Новости сайта
Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Казаки Енисейской губернии

КазакиПроисхождение казаков Енисейской губернии одинаково со всеми казаками Сибири. Можно сказать, что они являлись «первобытными Русскими жителями Енисейской губернии».

В книге «Енисейская губерния к трехсотлетнему юбилею Сибири» С.Чудновского писалось, что основной причиной возникновения «казацкого сословия» было недовольство выдающихся по силе, энергии и стойкости личностей окружающей их действительностью. Само слово «казак» по-татарски означало человека без прочной оседлости, рыщущего по белу свету.

Казаки, подобно похитителям сабинок, похищали красавиц тубинских, качинских, киргизских и других. Так например, Галкин завладел женой Кетского князя Тесенека, удалая дружина воеводы Андрея Дубенского захватила в плен дочерей и жен бурятских.

Казаки при всех этих партизанских действиях во время завоевания Сибири поддерживали в своих рядах строгий порядок и подчиненность. Они имели свои знамена. Принадлежащие дружине красноярской имели на желтом поле красный крест без всякой надписи. Дружина Енисейская имела знамя в пять аршин в длину и в ширину, прикреплено было к толстому разрисованному древку. Середина знамени была из белого штофа, кайма из красного, наугольники из голубого.

Степанов писал, что когда «Киргизцы» с правой стороны Енисея были выгнаны русскими, а татары, жившие на левом берегу были укрощены, то по черте, составлявшей тогда границу Монгольскую с отступлением в пределы русские на 100 и более верст, устроены были укрепления, охраняемые казацкими коммандами. «В это время десять казаков с товарищами просили Тобольское Воеводство позволить им заселить места по берегам Абакана и Таштыпа, близ пограничных караулов с тем, чтобы содержать их всегда в исправности, как им. так и потомкам их». Это предложение понравилось т было утверждено в 1768 году. Таким образом, основались сначала два казацких поселения под именем караулов или постов: "Таштып, не доходя пять верст до прежнего караула, и Арбаш на реке Абакане, при самом укреплении. Тогда же были выстроены форпосты: Саянский, Кебежский и Шадашский.

Енисейские казаки разделялись на служащих и станичных. Из первых образовался пятисотенный полк под начальством атамана, сотников и хорунжих. А последние жили в селениях у подножия Саянских гор.

Очень интересна одежда Енисейского казачьего полка. Раньше она состояла из синего казакина с зеленым воротником и обшлагами и шароваров. В 1830 году принята была новая форма. Урядник и рядовой казак носили шаровары темно-серого сукна, широкие со сборками спереди и сзади без прошива канта. Куртка была из темно-синего сукна с красным суконным воротником, на эполетах буква «Е». Костюм дополнялся коленкоровым кушаком синего цвета, гарусным шнуром с кистью темного цвета от одного плеча на другое так, чтобы кисть была через плечо. На голове кивер из черной мерлушки с верхом

Казак с часами.

Из архива Н.Г.Лопатиной

из темно-синего сукна «без этишкетов со стоячим вверху кордончиком, наверху коего помпон; оба гарусные». В дополнение были предусмотрены перевязь и сумка из черной нелакированной кожи, сабля и портупея из черной кожи, а к полусапожкам — железные шпоры. Костюм урядника отличался только белым серебряным позументом на рукавах и воротнике. А вместо одного шнура из темного и оранжевого гаруса и две кисти.

Офицеры носили такие же куртки и шаровары, эполеты у них были серебряные чешуйчатые, подбитые красным сукном. Серебряный кушак из шелковой материи, черная кожаная перевязь с двумя серебряными цепочками и шпильками. На сумке был серебряный орел. Кивер такой же, как и у урядника, но кордончик и помпон были плетенными из серебра.

Официальных бумаг об утверждении такой новой формы не было. Просто в 1830 году присутствовали на смотре в С. -Петербурге: казацкий офицер Сипкин, урядник Козьмин и казак Тетерин. При этом шеф казачьих полков Великий Князь Александр Николаевич одобрил такое обмундирование вместе с прочими.

Енисейский казачий полк. Новобазарная площадьУ станичных казаков вместо куртки полагался казакин (сюртук) синего цвета с красным воротником, а остальное — по описанной форме. Офицерского обмундирование у станичников не было за неимением собственно офицеров. Управлялись они выборными головами, которых утверждал губернатор.

Много казаков жили по разным деревням. Они одевались по своему обыкновению и бедности — зимой в овчинный тулуп, а летом в крестьянскую однорядку и  шапку. А во время назначения на службу казаки прикрепляли к тулупу или однорядке сабли, чтобы отличать себя от деревенских мужиков.

Казаки в папахах с шашками

Из архива Н.Г.Лопатиной

С давних пор казаки были в подчинении у чиновников «Земской и  Градской полиций», атаманов их били палками, за малейшее нарушение отрывали от семьи и ссылали в Туруханский край. Затем ситуация немного изменилась. В XIX веке было произведено «новообразование», казаки стали «отправлять постоянные должности»: на этапах, при полициях, при магазинах.

Временные: командировки в отдаленные пикеты, конвой караванов. По очередям — в ночные разъезды, в караулы, ординарцы.

Две сотни Енисейского казачьего полка, организованного в 1822 году, к 1833 году были расположены в губернском городе Красноярске, прочие в Туруханске, Енисейске и Минусинске.

В Минусинском округе в первой половине XIX века были две казачьи станицы, заключавшие в себе до 600 душ. Первая — Саянская состояла из трех форпостов: Саянского, Кебежского и Шедатского. Вторая Абаканская, состоявшая из двух форпостов: Таштышского и Арбатского. Управляли станицами головы, выбираемые на три года. Занимались казаки в своих станицах хлебопашеством и скотоводством, жили опрятно, зажиточно, спокойно. Главная их служба заключалась в необходимости объезжать пограничные знаки, составляющие пограничную черту между российскими владениями и монгольскими.

Таких знаков было три. Первый был в верху по течению Енисея, от Саянска в десяти днях ходьбы, назывался Бом-Кемчуг.

Второй знак назывался Хаин-Табан и находился на горе Гурбан в десяти днях ходьбы от форпоста Табежского.

Третий знак был на высотах обнаженной горы Сабин-Дабага. Против русских знаков в виде деревянного креста находились китайские знаки из камней и виде маленьких продолговатых пирамид.

Всякий раз, когда станичный голова возвращался с обхода, он доносил начальству, что «на границе все тихо, Китайские подданные состоят в миролюбивом отношении к России». При встрече начальника монгольского караула со станичным головой подтверждалась дарами взаимная дружба. Первый дарил пару баранов, а последний — фунт рублевого табаку.

Красноярская казачья конная сотня

В XIX веке казацкие селения или форпосты, расположенные у подножья Саянских гор, простирались от границы Иркутской губернии до Томской. С восточной стороны  первым был форпост Шадатский, за ним — Тебежский, Саянский, Арбатский или Абаканский и Тащибский. Эти поселения не имели уже никаких укреплений, но можно было увидеть развалины старинных деревянных форпостов. Они были построены в виде четырёхугольника, обнесенного рвом и забором с башнями по углам и с высокой казармой с одного бока.  В последствии возле них были выстроены деревни с чистыми и аккуратными домами.

По документам, находящимся в Саянске, видно, что каждый форпост состоял под начальством своего управителя, которые подчинялись красноярским воеводам.  В этих форпостах оружие не использовалось за ненадобностью. Но к ним присылались постоянные повеления:

Командир Красноярской казачьей сотни В.И.Яненко

иметь всетвердую и крепкую осторожность, и, буде где, паче чаяния, и от чего Боже сохрани! будет приход неприятельских людей, или воровское их неприятельское собрание в каких-либо местах внутрь или близ Российских жилищ и ясачных волостей и об их шалостях уведано будет, то за таким злохитрым, ветренным, легкомысленным, необдуманным неприятелем, не упуская нимало времени, чинить всекрепкия  вооруженною рукою поиски и воинские отпоры.

Фишер в заключении Сибирской истории говорил, что Греция, Рим, старый и новый Свет могут хвастать своими героями, но отважились бы они на то, что сделали сибирские герои? В столь малом количестве завладеть землями таких сильных народов. И добавил: «Ежели бы однакож казаки знали, что другие будут пользоваться плодами их побед, то, вероятно, с такою ревностию не трудились».

Енисейский губернатор А. П. Степанов установил правила комплектования казачьих сотен:

1-я сотня – Красноярской, Дрокинской станицами, Тингинским и Есауловским участками;
2-я сотня – Мининской, Бугачевской станицами и Тинским участком;
3-я сотня – Торгашинская, Базайская станицы и строящимся Иннокентьевским участком;
4-я сотня – Белоярская, Преображенская, Камчатская, Соляноозерская, Енисейская и Туруханская станицы;
5-я сотня – Таштыпская, Саянская станицы, Арбатский форпост;
6-я сотня – Каратузская, Суэтукская станицы, Бузуновский и Алтайский форпосты.

На правом берегу Енисея при впадении реки Базаиха располагалась в живописной долине бывшая казачья станица Базаиха. Наискосок от города, в шести верстах, на правом берегу Енисея на склоне горы стояла еще одна казачья станица — Торгашино.

Степанов в книге «Енисейская губерния» писал, что кроме станиц и мест, назначенных для постоянного пребывания каждой сотни, только некоторые казаки имели дома в селениях близ места службы. Жили в них старики и малые дети.  Правительство для удобства предлагало казакам порожние места в городах, но они не желали оставлять места своего прежнего жительства.

Все дома казаков были чрезвычайно опрятны. Старики, обстриженные кругом, с выбритой или подстриженной бородой, всегда были в чистом белье, похожи на отставных холопов из многочисленной дворни старинных бояр.

Казаки занимались всеми отраслями позволенной торговли, весьма редко попадались на каких-либо преступлениях, хотя во время службы часто подвергались суду и наказанию.
Казаки Сибирские были ни что иное, как вещь, которая по образу употребления своего получает свое достоинство. Преданные от души начальству, угнетенные рабством у чиновников, они готовы были исполнять все, не размышляя о будущем.

Но с новым учреждением, когда они узнали, что исполнение незаконных поведений остается на их ответственности, когда рабство их уничтожилось — с ними осталась только законная преданность властям и безотчетливая готовность на службу царскую.

А.Степанов «Енисейская губерния»

Казаки Красноярской казачьей сотни. В центре В.И.ЯненкоМолодые казаки по описанию Степанова были красивы, ловки, проворны, понятливы и смешливы. Даже общая в Сибири страсть — пьянство обошла их стороной. Может быть постоянные занятия и служба отвлекали их от этого порока. Некоторые путешественники, правда, жаловались на их грубость, но это потому, что они воспринимали казаков, как слуг, а казаки считали себя провожатыми.

По внешности сибирские казаки давно уже не донские. В казачках нельзя уже отыскать чернобровых быстроглазых обитательниц Дона, все они похожи во всем на веселых крестьянок, но были более нравственны, более  находились под надзоромсвоих родителей.

В последствии к казакам стали приписывать часть ссыльных поселенцев. Часть из близлежащих к Красноярску деревень была приписана к казакам — таковы дд. Минина, Дрокина, Бугачева, Солонцы, Торгашино, Базаиха, Ладейка и заимки: Долгова, Кузнецова и Чанчикова. Е.А.Красноженова в своих «Воспоминаниях о быте и обычаях жителей г.Красноярска в 50-70 годах XIX века» писала, что когда казаков вообще расформировали, то часть из них остались в деревнях крестьянами, а постоянно жившие в городе и переехавшие туда из деревень, приписались к мещанам; таковы: Любенецкие, Белорусановы, Ларионовы (по Гост. ул.), Плотниковы, Мельниковы, Суриковы и др. Оставались еще казаки «старого полка» — Суриковы, Путимцевы, Калашниковы, Ваньковы и т. д. Еще были казаки, из вновь перечисленных, присланные на исправление.

Менялись обычаи и нравы, но казаки всегда чувствовали себя отдельной частью населения, жившие «своей обособленной жизнью от других общественных групп (чиновников, купцов...)». Были у них и свои традиции и праздники. Например, в Торгашино казаки устраивали праздник взятия Снежного городка, на который стекалась огромная толпа народа.

М.Терешкова.
Фотографии из фондов Н.Г.Лопатиной и ККМ.

  • Николай Цитировать no_subscriber
    6 декабря 2012 в 21:19

    «Две сотни Енисейского казачьего полка, организованного в 1822 году, были расположены в губернском городе Красноярске» — по одной в Красноярск, Енисейск, Туруханск, Канск, Минусинск.

    «Станичные казаки разделялись на две станицы» — нет станиц были по всей губернии.

    «Енисейский губернатор А. П. Степанов установил правила комплектования казачьих сотен:» — это комплектация по реформе 1851 года. Степанов тут не при чём.

    «Были у них и свои традиции и праздники.» — спорно, поскольку пока подтверждений нет.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    7 декабря 2012 в 9:08

    К началу XIX века было именно так, как я написала. То есть, Туруханск, Енисейск и Минусинск, две сотни в Красноярске. Канск был позже, в 1833 году Пестов про него не пишет. Про станицы тоже. Саянская и Абаканская были в то время в Минусинском округе.

    Степанов был военным человеком и занимался казачеством тоже. Он предложил свою новую комплектацию. И положением от 04.01. 1851 года определено переформировать Енисейский 5 сотенный городовой казачий полк в Енисейский конный казачий полк 6 сотенного состава со штабом в Красноярске. Вместе с Иркутским полком они составляли бригаду, штаб бригады был в Иркутске. Хотя в 1831 году Степанов оставил должность губернатора

  • Николай Цитировать no_subscriber
    10 декабря 2012 в 20:04

    К началу XIX века не было полка, были казачьи команды. Полк появился по реформе Сперанского в 1822 году.

    А Положение от 1822 года, пишет.

    Степанов не мог предложить такой комплектации, эти станицы таковыми стали, только по реформе от 1851 года. Крестьян зачислили в казаки, проект этот разрабатывался Муравьёвым-Амурским. за 20 лет до того Степанов и знать не мог, что крестьяне этих деревень вдруг станут казаками.

  • Владимир Цитировать no_subscriber
    15 апреля 2013 в 9:43

    На первом фото нижние чины в белых папахах к Енисейским казакам не имеют отношения . Это армейская кавалерия .

    Казакам полагаются шашки казачьи , а здесь у одного сабля кавалерийская.

    Видны шпоры у сидящего справа . Полагались армейским кавалеристам . У казаков же только офицерам .

    Ну и цвет папах должен быть черным у Енисейских городовых казаков .

Оставьте комментарий


 

 

1 + 3 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Пушкинский городской театр
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место