Новости сайта
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Евреи в Енисейской губернии

В Сибири евреи появились приблизительно в середине XVII века. По крайней мере, с этого времени в исторических документах можно найти о них упоминание. Ссылались евреи из числа военнопленных, каторжан, «в службу», «на пашню». В 1794 году была установлена «черта еврейской оседлости», при этом Сибирь в нее не входила.

Первые ограничения евреев в правах поселения относятся к царствованию Николая I, начало этому было положено в 1826 году. 1834 год явился первым в ограничении их гражданских прав.

Ссыльные евреи

В 1837 году были изданы «правила, заключающие в себе меры против переселения евреев в сибирские губернии и для уменьшения числа поселенных уже в Сибири евреев». В этих правилах предписывалось переселение евреев в Сибирь «решительно и навсегда прекратить». «Для уменьшения числа уже поселенных в Сибири евреев» пункт 8 правил предписывал детей мужеского пола евреев ссыльно-поселенцев, не достигших еще 18-летнего возраста, зачислять (и впредь рождающихся также) в военные кантонисты.

Пункт же 9-й предоставлял евреям, происходящим от ссыльных и уже приписавшихся к сословиям, право выбора записывать своих детей мужского пола в военные кантонисты или же отправлять их по достижении ими 16-летнего возраста в черту еврейской оседлости (в Якутской области и за Байкалом).

Только в начале царствования Александра II правовые условия жизни еврейского населения немного улучшились. Закон 1860 года, уравнявший в правах евреев ссыльно-поселенцев с лицами других национальностей, разрешал сыновей евреев, уволенных из кантонистов, оставлять при родителях.

В делах Минусинского словесного суда сохранился отрывок из переписки, предшествовавшей изданию этого закона.

Всемилостивейшим манифестом, состоявшимся 26 августа 1856 года повелено прекратить записку в военное ведомство солдатских детей, зачисленных уже в кантонисты исключить в свободные податные сословия.

Список с журнала совета главного управления Восточной Сибири от 18 января 1860 года.

В правилах от 25 декабря 1856 года в пункте 9 было записано, что лица еврейского закона не могут просить о возврате им сыновей кантонистов, если те приняли христианскую веру. Последние могли быть отданы только посторонним благотворителям христианского вероисповедания. Могли отдаваться родителям и их родственникам, если те просили об этом, кантонисты, «остающиеся в еврейском законе».

Но в 1885 году последовал указ правительственного сената, на основании которого кантонисты еврейского закона причислялись к свободным податным состоянием тех губерний, откуда родом их отцы, а не по месту настоящего их жительства.

В 1904 году 11 августа вышел Высочайший указ, в пункте 7 которого евреи, несшие беспорочную службу в действовавших на Дальнем Востоке войсках, располагали правом повсеместного в империи жительства наравне с отставными нижними чинами из евреев, поступивших на службу по рекрутскому уставу. Но, на Сибирь означенный указ не распространялся.

Очень непросто решался вопрос об образовании детей еврейской общины. Конечно, родителям хотелось воспитать  детей в своей вере и дать им хорошее образование. Сделать это было, практически, невозможно, так как во всех школах было обязательное религиозное воспитание, основанное на государственной религии. Поэтому 16 августа 1904 года при еврейской синагоге открылась специальная еврейская школа. Попечительный совет возглавлял А.И.Цукерман.  Учителем был г.Гигус, учительницей — Моносова (до 1913 года), которая окончила красноярскую женскую гимназию, Д.Гольденштейн (1904—1906 гг), А.Темкина (1906—1908 гг), Л.Батшева (1908—1911 гг), Берцон (1904—1907 гг). Обучались дети на русском языке, но на уроках религиозного воспитания преподавался еврейский закон.

Шло время, отношение к людям другой национальности и вероисповедания менялось очень медленно. Вот один из типичных примеров того времени. 18 февраля 1907 года Попечительный Совет Сиропитательного приюта Т.И.Щеголевой обратился в городское управление города Красноярска с прошением о принятии в приют Хаси Левенберг:

В Попечительный Совет Сиропитательного приюта поступило прошение фельдшерицы Рахили Левенберг о приеме в приют пансионеркой племянницы ее, Хаси Левенберг.

Так как при рассмотрении этого прошения между членами Попечительного Совета произошло разногласие в толковании устава, то и постановлено: согласно желанию членов И.И.Кузнецова и С.В.Телегина обратиться с просьбой разъяснить, можно ли принимать в приют детей неправославного вероисповедания, хотя это и не противоречит 1-му и 6-му параграфам устава, или нельзя, даже в том случае, если девочка окажется полной сиротой и совершенно бесприютной.

По большинству голосов Левенберг была принята в приют временно, впредь до разрешения этого вопроса Думой.

Городская управа тоже не видела в уставе приюта прямого запрещения приема детей неправославного вероисповедания. Но гласный Н.Ф.Селянин высказался за недопустимость принятия евреек в Сиропитательный приют, мотивируя это тем, что Т.И.Щеголева, учреждая приют, имела в виду круглых сирот русских, а не иноверцев и инородцев. Иначе, по его словам, вскоре в приюте «не будет места для русских девочек, а будут в нем еврейки и магометанки».

С.В.Телегин предложил решить вопрос, определив процентное соотношение призреваемых иных вероисповеданий к православным. Д.Е.Лаппо и Н.А.Шепетковский обратили внимание гласных на то, что обязанность города призревать детей своих без различий веры и национальности. «Если Попечительный Совет пришел к убеждению о необходимости принять в приют девочку-еврейку, то он был прав. Такая девочка среди русских детей несомненно ассимилируется...»

22 августа Советом Министров были утверждены следующие правила приема евреев в средние учебные заведения:
1) Процентные нормы для приема евреев в содержащиеся на средства государственного казначейства правительственные учебные заведения всех ведомств определялись в размере 5% общего числа учащихся в столичных учебных заведениях, 10% в прочих местностях Империи, 15% в районах еврейской оседлости.
2) ...В те учебные заведения, в которые евреи раньше вовсе не принимались, оставались закрытыми для них и впредь.
4) Прием евреев в средние учебные заведения, не представшие учащимся в них никаких прав и не открывавшие доступа в высшие учебные заведения, допускался без всяких ограничений.
5) Без ограничений принимались евреи в средние художественные училища, в торговые, художественно-промышленные, технические и ремесленные училища ведомства министерства торговли и промышленности, в зубоврачебные школы, в низшие технические училища министерства народного просвещения.
6) Прием евреев в землемерные, сельско-хозяйственные, технические училища, фельдшерские школы производился с соблюдением ограничительных процентных норм.
7) Число евреев, допускавшихся к слушанию лекций в университетах для подготовки к званию провизора, ограничивалось нормами в 6% для московского университета, в 10% для прочих местностей Империи, в 20% для университетов в районе еврейской оседлости.

До этого времени к фельдшерским школам не применялось обычное для всех других учебных заведений правило — ограниченный процент приема лиц иудейского вероисповедания. Даже, наоборот, в положении о фельдшерских школах прямо указывалось, что к подобным школам правило об ограничении приема евреев и евреек не применялось.

Но вот теперь и на этот пробел обращено внимание правительства, и главное управление по делам местного хозяйства стало сразу озабочено проведением ограничительной меры и по отношению к фельдшерским школам.

И вот однажды в 1909 учебном году директор красноярской фельдшерской школы Общества врачей Енисейской губернии получил от енисейского губернатора нижеследующее предписание:

Главное управление по делам местного хозяйства отношением от 9 марта уведомило иркутского генерал-губернатора, что, впредь до пересмотра правил о приеме евреев в учебные заведения ведомства министерства внутренних дел, прием лиц иудейского вероисповедания в иркутскую и красноярскую фельдшерско-акушерские школы должен быть ограничен на первых порах 5% общего числа ежегодно принимаемых в школы, с тем, чтобы общее число лиц еврейской национальности в названных школах постепенно было доведено до 5% общего числа учащихся в них.

Об этом, вследствие распоряжения г. главного начальника края, уведомляю Ваше Высокоблагородие для точного исполнения.

Эта мера была вообще крайне нежелательна, а в частности “точное исполнение” могло привести к печальному результату закрытия школы за неимением достаточного числа слушательниц.

Контингент поступающих не евреек в школу был не велик, потому что этой части населения доступны средние и высшие учебные заведения столичных и университетских городов, куда молодежь упорно стремилась. Там выше и постановка учебного дела, богаче пособия, а главное, интереснее жизнь, что особенно сильно привлекает в юные годы ученья.

Для евреек учебные заведения университетских городов были недоступны. Процент могущих поступить в высшие учебные заведения очень незначителен, и остальным некуда устроиться. Хочешь, не хочешь, приходилось оставаться на месте и брать то, что здесь имеется — поступать на фельдшерские курсы.

Фельдшерская школа от этого очень выигрывала, так как большинство поступающих евреек было с дипломами окончивших гимназию и, следовательно, общий уровень по подготовке учениц повышался, а с другой стороны, школа давала полный контингент учащихся, и таким образом затраты на содержание школы были более производительны.

Применение приведенного выше предписания главного управления приводило к весьма значительному сокращению поступающих, примерно до 50%, и, кроме того, весьма значительно сокращалось число поступающих с гимназическим аттестатом. Соответственно падала производительность школы и резко повышался расход на каждую оканчивающую школу фельдшерицу.

Местная нужда в фельдшерицах была очень велика. Сельские места пустовали или замещались разными фельдшерами. Отовсюду из сел и деревень «несся стон о полном отсутствии медицинской помощи»... И вот вместо того, чтобы позаботиться об увеличении медицинского персонала, проводились меры, которые вели к его значительному сокращению.

Дальше — хуже. В августе 1909 года в газете «Красноярский вестник» было напечатано следующее объявление:

В акушерско-фельдшерскую школу ныне, вследствие ограничения министерством процентной нормы, приема лиц еврейского вероисповедания не будет.

Затем фельдшерская школа стала постепенно переходить из частной в министерскую. С 1910 года в ней ввелся закон Божий, как обязательный предмет. Главным образом от этого страдали еврейки. До 1912 года девушек нерусской национальности в школу не принимали совсем, пытаясь урегулировать таким образом спущенную сверху процентную норму.

Не лучше шли дела и в других учебных заведениях, но в начале сентября 1910 года в городе прошел слух, что учебный отдел министерства торговли и промышленности сообщил директорам подведомственных учебных заведений, что они могли в исключительных случаях возбуждать ходатайства о приеме евреев, выдержавших конкурсные экзамены, сверх нормы, определенной для еврейских детей.

Евреев ограничивали не только в сфере обучения детей. Иногда постановления принимали совсем нелепый вид. В 1909 году особым распоряжением из Иркутска запретили евреям приезжать на лечебный местный курорт на озере Шира. Туда каждое лето съезжалось около 1 500 человек, в этом числе бывало не менее 40% евреев. Богатые евреи, конечно, стремились выехать на Кавказ и за границу. На озере Шира лечилась, в основном, беднота. В самый разгар сезона 1909 года на курорт явился минусинский исправник и, опираясь на какой-то циркуляр, объявил всем больным евреям, чтобы они в трехдневный срок оставили курорт. Пошли просьбы, телеграммы, ходатайства. В тот раз распоряжение исправника было отменено. А в 1910 году, чтобы уже не было никаких недоразумений, распорядились заранее...

Трудно понять значение такой жестокой меры к евреям, не имеющим возможности поехать куда-нибудь на другие более богатые курорты. На озеро Шира приезжали ведь исключительно лечиться, здесь не занимались ничем иным.

Хотя курорт Шира содержался на средства казны, но развивался, в основном, за счет сборов с приезжающих больных. 40% лечившихся евреев и давали значительный доход в кассу курорта.

К началу ХХ века  в Красноярске существовала Еврейская община. Синагога Еврейского общества располагалась на Песочной улице по левой стороне между Благовещенским и Дубенским переулком. Открыто также было Еврейское училище, в которое принимались все еврейские дети.  Для поддержания обучения необеспеченных учеников было создано в июне 1912 года Общество пособия бедным евреям.  Председателем общества был  избран И.А.Ицын. 4 ноября 1912 года при открытии общего собрания членов общества Ицын говорил о том, что по сравнению с другими национальностями Красноярска положение основной части евреев представлялось бы завидным, но нужда среди общины была немалая. Калеки, больные, старики, дети... Пожертвования давали в кассу общества состоятельные евреи. Например, П.Ш.Вишневецкая  2 ноября внесла сумму в размере  1000 рублей на устройство богадельни для престарелых и немощных евреев в Красноярске.

...Как бы далеко не забросила нас судьба...мы все же хоть и небольшая, но неотрывная ветвь того народа, который ... сотни лет устами многих тысяч лучших своих представителей не уставал учить милосердию и уже в старое, старое время, среди всеобщей жестокости и дикости суметь выработать высокую...идею «цар баале хаим» жалости ко всему  живущему...

Пройдет время, увеличатся средства, изменятся внешние условия нашего существования, придут другие люди с иными задачами и приемами деятельности...

И я вижу впереди и образцовые больницы и летние колонии для детей; и общественные лавки, и общественные мастерские, и общественные попытки  попытки привить нашей массе новые полезные для нее и для края промыслы.

...И вот в будущем мне рисуются наши библиотеки, спектакли, концерты, чтения с высокими задачами ознакомления нас самих и широкой публики с нашим прошлым, с нашими общечеловеческими и национальными задачами, рисуется духовный подъем, который сблизит нашу крохотную ветвь с большим, могучим, вечным, целым...

Из речи Ицына . 8 ноября 1912 г.

В ноябре 1912 года на общем собрании членов еврейского общества председателем был выбран г.Фракфурт, а кандидатом к нему г.Либман. Интересно, что кандидатуры должны были в обязательном порядке утверждаться губернатором.

Еврейская община занималась кроме всего и развитием творческих способностей детей и взрослых. При ней существовал культурно-просветительный отдел, который устраивал вечера, лекции, спектакли в городском театре. Например, 9 февраля 1913 года в клубе В.П. общества состоялся спектакль по пьесе из еврейской жизни и концертное отделение, чистый сбор с которых поступил в пользу общества пособия бедным евреям города Красноярска. 5 июня 1919 года в городском театре был представлен большой спектакль, жизненная драма в 4 действия «Герцеле Меюхес» на еврейском языке с пением и танцами с участием артистов Нерина и Левакова и местных любительских сил. Весь сбор от спектакля пошел в пользу беднейших учащихся Еврейского училища.

Свободная Сибирь 1 июня 1919

После установления Советской власти евреев больше не ограничивали так явно в гражданских правах. Советским правительством  тщательно сохранялась видимость равноправия. В 1926 году в Красноярском округе проживало 3 040 евреев.

М.Терешкова.

Похожие статьи

  • Нет похожих записей

Оставьте комментарий


 

 

8 + 10 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Дом Крутовских
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место