Новости сайта
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Енисейское и Красноярское уездные училища

Первый опыт организации в крае общественных училищ, в которых могли получить образование дети всех горожан, относился к концу XVIIIв., когда были образованы малые народные училища в Красноярске (1790г.) и Енисейске (1790г.). До этого в первой половине XVIIIв. действовали школы при Туруханском и Енисейском мужских монастырях, а в 1751г. в Туруханске открылась «славяно-латинская» школа, устроенная для миссионерских целей.

В Красноярске с 1759г. также существовала «латинская» школа для детей духовенства, позже переведенная в Енисейск. По уставу 1804г. в Сибири стали открываться уездные училища. К 1834г. во всей Енисейской губернии было три уездных училища: в Красноярске, Енисейске и Ачинске. Число училищ осталось неизменным и через тридцать лет в 1862г. их по-прежнему насчитывалось три.

Енисейское уездное училище было создано в 1821г. на собранные горожанами пожертвования на основе малого народного училища, открытого в 1790г. согласно Екатерининскому уставу 1786г. об образовании главных и малых народных училищ. В 1804г. училище помещалось в деревянном «общественном» доме, не имея другого недвижимого имущества. В отчете директора Томской дирекции училищ, в ведомство которой входило тогда Енисейское малое народное училище, говорилось, что «дом училищный, в коем два покоя и один подклет... весьма обветшалый после случившегося в 1801г. на 6-е число июля пожара» и что до сих пор «не приведен почин коего ко окончанию».

Одновременно с Енисейским возникло и Красноярское малое народное училище, в конце XVIIIв. считавшееся самым крупным в Сибири: в нем обучался 91 ученик, в том числе и девочки. Однако через несколько лет училище пришлось закрыть из-за возникших материальных трудностей. Лишь в 1819г. в Красноярске снова образовано училище на этот раз уездное. Если в конце XVIIIв. Красноярское малое народное училище располагалось в трапезной Воскресенского собора, то для открытого в городе в 1819г. уездного училища городское общество выделило специальное помещение деревянный дом «с флигелем, сараем и баней». Видимо, строение это было не в слишком хорошем состоянии, поскольку директор Томской дирекции училищ Я.Т.Мензиховский потребовал его «поправить», а также заготовить образа, императорский портрет, столы и другие необходимые училищу вещи.

В донесении Красноярской городской думы Томскому гражданскому губернатору от 19 августа 1818г. сообщалось, что местное городское общество постановило ежегодно вносить на нужды училища по 200 руб.

Пожертвования как всего городского общества, так и отдельных лиц в пользу училищ не прекращались на протяжении первых лет существования. Например, 10 января 1809г. в Енисейском малом народном училище было собрано 175,5 руб. «на учебные книги и на пособие для бедных и неимущих детей». В декабре 1818г. в то же учебное заведение поступило 43,74 руб. «благотворительной суммы для пользы бедных учеников».

Однако в целом годовой доход обоих учебных заведений формировался главным образом за счет казенных средств. Благотворительные пожертвования занимали в нем около 6-7%.

Так, в 1824г. доход Енисейского уездного училища складывался из четырех основных составляющих: оставшихся денег с 1823г. (1157,47 руб.), суммы, присланной из казначейства (1600 руб.), из Енисейской городской думы (210 руб.), денег, вырученных за продажу книг, принадлежавших училищу (129,75 руб.).

Годовой доход Красноярского уездного училища в 1824г. складывался главным образом из оставшейся с 1823г. суммы (2173,95 руб.), денег казначейства (1600 руб.), средств, вырученных от продажи книг (127,6 руб.), присланных из Красноярской думы (200 руб.) и частных пожертвований (155 руб.)

Наличие в бюджете обоих училищ столь значительных сумм, оставшихся с 1823г., видимо, можно объяснить переходом их в эти годы из ведомства Томской губернии в новообразованную Енисейскую.

Как видим, правительство не только издавало указы о развитии образования в Сибири и частично этот процесс финансировало, но и старалось использовать местную инициативу и местные деньги. Надо сказать, что, согласно закону, городские общества обязаны были предоставлять помещения для училищ, а также выделять им некоторые материальные средства, так что ежегодные взносы Красноярской и Енисейской городских дум на нужды образования были вызваны отнюдь не активной позицией горожан, но непосредственно распоряжениями свыше. Недаром сибирские чиновники более позднего периода отмечали, что «училища открывались по приказу, а не вследствие желания жителей, которые прозябали в невежестве и не обнаруживали стремления к просвещению». Интересно, когда училища были сформированы, то они использовались как структуры для сбора средств в рамках различных общегосударственных акций. В частности, 18 декабря 1821г. по распоряжению директора Томской дирекции училищ И.Г.Новотроицкого родителями учащихся Красноярского уездного училища было собрано 125 руб. в пользу «несчастных изгнанников Греции».

Помимо финансирования, другой проблемой, остро стоявшей для образовательной системы в Сибири на протяжении всего XIXв., был кадровый вопрос. Своих, «доморощенных» квалифицированных педагогических кадров не было, поэтому сибирское учительство поначалу формировалось почти исключительно за счет приезжих из великорусских губерний. Особенно это было характерно для начала XIXв. Это было возможным благодаря политике распределения выпускников средних и высших учебных заведений, проводившейся в то время в России.

Сходным образом обстояло дело и в рассматриваемых городах, где учительство состояло из одного-трех человек. Так, в 1804г. штат Енисейского малого народного училища состоял из одного учителя (Кулакова) и смотрителя-городничего. Через двадцать лет штат училища насчитывал двух учителей и одного смотрителя. В 1824г. в Красноярском уездном училище работали трое учителей и один штатный смотритель.

Все учителя были, что называется, широкого профиля, поскольку им приходилось преподавать самые разнообразные дисциплины: чтение, чистописание, грамматику, российскую и всеобщую историю, арифметике, геометрии, российскую и всеобщую географию, латинский язык, катехизис, Закон Божий и рисование.

Одной из проблем начального периода образования в Сибири была достаточно большая ротация кадрового состава учебных заведений. Молодые люди, прослужив положенное число лет, увольнялись со службы. Так, в конце 1810 гг. среди учителей Енисейского училища уже нет фамилий тех, кто работал там в 1800 гг.

Видимо, одной из причин этого могло быть неудовлетворительное материальное обеспечение учительства.
В начале XIXв. учителям малых народных училищ полагалось по 120-150 руб. жалованья в год. Позже жалованье уездных училищ стало зависеть от принадлежности училища к губернии. В губерниях первого разряда, в том числе и Томской, в ведомстве которой до конца 1822г. находились Красноярск и Енисейск, на каждое училище полагалось по штату по 1600 руб. в год: штатному смотрителю 400, каждому из двух учителей по 300, за наставление в Законе Божием 100, за преподавание рисования 100, на содержание дома и прислуги 400 руб. Если за год учитель получал 300 руб., то получается, что на каждый месяц приходилось по 25 руб. Возникает вопрос, что можно было купить на эти деньги?

Примерные цены в эти годы в Красноярске:
пуд свежей говядины 1,40-1,60 руб.,
пуд пшеничной муки 0,55-0,70 руб.,
пуд ржаной муки 0,30-0,40 руб.,
пуд коровьего масла 9,00-10,00 руб.,
пуд топленого коровьего сала 5,00-5,50 руб.,
пуд меда 13,50-14,0 руб.

Получается, что местный городской учитель вполне мог обеспечить себя и свою семью необходимыми для жизни продуктами питания. Однако кроме еды, естественно, нужны были еще одежда, жилье, книги.

Состояние как зданий училищ, так и предназначенных для расселения учителей помещений, которые не всегда могли вместить всех нуждающихся, безусловно, свидетельствует о недостаточном финансировании учебных заведений, бывшем, по всей видимости, одной из основных проблем начального периода развития образования в Сибири.
Тем не менее, несмотря на возникавшие трудности, образовательная система в Сибири работала и постепенно набирала силу, со временем охватывая все большее число детей. В 1804г. в двух классах Енисейского училища обучалось только 9 мальчиков, в 1809г. уже 44, в 1824г. 41. В Красноярском уездном училище в 1821г. занимались 47, в 1824г. -32 чел.

Состав учащихся был достаточно демократичен. Вопреки Уставу 1828 они были общесословными. Так, по донесению штатного смотрителя красноярского уездного училища В.Климовского от 28 сент. 1836 в число 42 учеников «разночинских» входил и дети чиновников, всего 21 чел., крестьян — 10, почтальонов — 2, цеховых — 4, дворовых — 3 и «пропитанных», т.е. детей ссыльных, не приписанных ни к какому сословию, — 2.

Таким образом, на примере Красноярского и Енисейского малых народных, а позже уездных училищ видно, что начальный период развития системы светского образования в Сибири был отмечен рядом трудностей. Но в целом, несмотря на существовавшие трудности и проблемы, система образования в Сибири продолжала развиваться, и к середине XIXв. явно наметились две тенденции: увеличение числа грамотных горожан и стремление определенной части сибиряков продолжить образование в столичных вузах. И если еще в 1820-х гг., как писал М. Раев, М. М. Сперанский «был потрясен низким уровнем культурного и духовного развития, которое он обнаружил даже среди городской верхушки», то со временем среди местных жителей стали появляться люди широко образованные, отлично разбирающиеся в самых разных вопросах искусства и науки.

Е.В. Комлева

Оставьте комментарий


 

 

3 + 9 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Здание минусинского музея
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место