Новости сайта
Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Енисей (Часть 4)

Часть 1
Часть 2
Часть 3

Жители города любили отдых на реке. Некоторые пароходовладельцы затевали на радость обывателям настоящие пиар-акции своих судов, устраивая гуляния по реке. Часто такие   мероприятия пароходовладельцы проводили совершенно безвозмездно.  Например, 2 августа 1909 года в пользу Владимирского детского приюта на пароходе «Св. Николай» было устроено гуляние, чистой прибыли от продажи билетов, чая и конфет, пива и кваса получилось 237 рублей 30 копеек. Устраивались гуляния и по праздникам городским и государственным.

Гуляние учеников начальных училищ 21 мая 1906 года

Несмотря на то, что горожане любили бывать на берегу Енисея, а летними вечерами жители города почти всегда в поисках прохлады, свежего воздуха и красивых видов тянулись на набережную, у этого места была и дурная слава. В 1909 году по газеты писали, что на набережной на углу Дубенского переулка функционировал кабачок, в котором торговля производилась всю ночь. В темные ночи пройти и проехать к пристани пароходства было рискованно. Из заведения и в заведение «ползли какие-то подозрительные тени, напитанные алкоголем, наводя страх своим пьяным видом и бесшабашностью» на обывателей.

К тому же на Береговой и Садовой улицах были расположены известные дома терпимости. Ряд этих заведений располагался близ торговых бань, пароходных пристаней и пристани городского плашкоута. Горожане, проходя мимо них, бывали свидетелями всевозможных безнравственных сцен. Только с января 1913 года городской думой было принято решение о закрытиии этих заведений.
Бульвар на набережной. 1904

Зимой на реке тоже бывало многолюдно. Например, на реке Енисее, близ старого собора учениками городского училища в январе 1910 года был устроен каток и катушка. Для учащихся других учебных заведений установлена плата за вход по 5 и 3 копейки с человека. За весь сезон взимали 50 копеек. По праздникам хозяева катка, ученики городского училища, освещали каток специально приготовленными разноцветными фонарями. Они покупали на общие деньги сало и лили свечи для фонарей. По очереди чистили каток от снега. Каток имел много платных посетителей и дела его шли довольно хорошо.

Взрослые тут же перехватили идею учеников. 2 февраля 1910 года в 2 часа дня при огромном стечении катающихся состоялось открытие господином Зыряновым катушки по Покровскому переулку на берегу Енисея, которая была украшена разноцветными фонарями и плошками. Плата за катание за целый день составляла 30 копеек, а чтобы скатиться один раз надо было заплатить 2 копейки. При катушке имелись несколько санок, дающихся на прокат с залогом.

В 1910 году на ремонт и устройство набержной от Покровского переулка на протяжении 100 саженей городской управой было выделено 4454 рубля 10 копеек. На укрепление берега Енисея между духовной семинарией и Садовым переулком — 1422 рубля 58 копеек. А в августе 1911 года члену Городской Управы Красноярска А.М. Ветрову пришла в голову мысль устроить вместо подпорной стены под набережной реки Енисея кладовые. Для ее осуществления он обратился к гласному Думы архитектору Чернышеву, который представил ему карандашный эскиз кладовых и смету на них. Этот эскиз был «обчерчен» городским техником Обносовым и по указаниям г.Чернышева увеличен для рабочих чертежей. 20 июня 1914 года кладовые и виадук на протяжении 30 пог. саж. были сданы в эксплуатацию.

В городской управе давно зрела идея об устройстве городского водопровода.  23 декабря 1911 года управа предложила арендатору Посадного острова Израилю Залмановичу Либману освободить часть Посадного острова в количестве  1 дес. 2036 кв.саж. для нужд городского водопровода для постройки водоприемной и электрической силовой станции. На это Либман подал возражение, в котором заявил, что это требование считает неправильным, противоречащим заключенному с ним договору, заключенному с ним 18 июля 1905 года. Протест Либмана отклонили, повторив требование очистить участок в недельный срок. И уже 14 сентября 1913 года была запущена первая линия водопровода.

Беседка на улице Береговой25 апреля 1912 года на заседании городской думы обсуждалась программа празднования 100-летнего юбилея  Отечественной войны 1812 года. Было предложено назвать набережный бульвар Енисея именем Императора Александра I — Александровским бульваром. Л.П. Терских предложил переименовать Воскресенскую улицу. Ф.А. Кондратьев   наименовать Гостинскую улицу Александровской. Ауэрбах — ту же улицу наименовать Кутузовской. Некоторые гласные предлагали наименовать городской сад Александровским.

А.П. Оносовский считал, что набережный бульвар в районе между Степановским и Покровским переулками был весьма приличным и достойным имени императора. Были предложены два варианта: городской сад и набережная Енисея. Было проведено голосование. За присвоение бульвару имени Императора Александра I было подано 18 голосов против 18-ти за присвоение того же имени городскому саду. Председатель заявил, что он присоединяет свой голос за набережную Енисея. В итоге при входах на бульвар были укреплены соответствующие доски с надписью.

Бульвар на набережной. 1908 г25-16 августа в Красноярске проводилось празднование. На набережной Енисея устраивалось гуляние с оркестром  военной музыки и фейерверком, который зажигался на берегу острова. Там же зажигались костры, смоляные бочки и т.п.

На Конном острове около второй протоки для проезжающих к перевозу существовал деревянный мост. К 1912 году он пришел в ветхое состояние, необходим был капитальный ремонт. Городская управа решила не производить ремонта, а заменить мост устройством дамбы. Приемка дамбы состоялась 16 января 1913 года. Дамба была сделана с деревянной трубой для стока воды. Сооружение дамбы обошлось городскому самоуправлению в 1547 рублей 73 копейки.

Наводнение 1916 г. Около кладовых. Из фондов ККМПри Советской власти набережная реки Енисея продолжала изменяться. В 1952 году завершилось строительство здания речного вокзала и берег реки сразу изменился. Здание вокзала стало заметным событием в архитектурной жизни Красноярска. Макет здания речного вокзала был отмечен серебряной медалью на международной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Три моста

М. Терешкова

  • Галина Эйснер Цитировать no_subscriber
    8 апреля 2013 в 17:17

    А Кноре-построивший жд мост?

  • Марина Цитировать no_subscriber
    8 апреля 2013 в 18:18

    Галя, я во второй части дала ссылку на статью про мост через Енисей, там про Кнорре написано.

  • Антон Цитировать no_subscriber
    30 сентября 2015 в 17:32

    Здравствуйте. Подскажите, кому принадлежало здание на фотографии «Беседка на ул. Береговой»? Есть какая-нибудь информации о нём?

Оставьте комментарий


 

 

1 + 8 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Дом просвещения
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место