Новости сайта
Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Енисей (Часть 3)

Часть 1
Часть 2
Пароход Дедушка около причала в Красноярске

В 1900 году в навигационное время по бассейну Енисея «рейсировало» 26 пароходов:
«Красноярец», Черепенникова;
«Св.Николай», Сибирякова;
«Дедушка» и «Россия», Гадалова;
«Москва», Иванова;
«Минусинск», торгово-промышленной компании;
«Барнаул», Франсуа Лаббона;
«Енисей», Енисейской Компании;
«Анна», Буданцева;
«Игнатий», Кытманова;
катер №1 Германова;
«Абаканец», Поретчина;
«Гремячий»; «Храбрый» инж-мех. Кнорре;
«Пионер»;
«Гленомор» и «Скотия», приобретенные Востротиным, Кытмановым, Баландиным от английской морской экспедиции Поппам.

Ходили еще 9 казенных пароходов, находящихся в распоряжении инженеров путей сообщения.

В 1902 году помимо пристани М.Д.Шарыпова, отданной ему в аренду на 10 лет за плату по 450 рублей в год, было отданно в аренду под пристани: Н.Н.Гадалову 34, 5 сажени за 517 рублей 50 копеек, А.П.Кузнецову 30 саженей за 480 рублей, Товариществу пароходства по Енисею 40 саженей за 600 рублей, Ф.Г.Черепанову 20 саженей за 300 рублей.

В 1903 году по условию городской управы Енисейская компания пароходства должна уплатить за аренду пристани также  600 рублей. Но обрубь пристани требовал капитального ремонта, который был сделан агентом К. Грудницким. Распорядитель компании А.И. Кытманов просил  городскую думу уменьшить на эту сумму аренду пристани. Но городская управа решила , что пристань не требовала неотложного ремонта и решила А.И. Кытманову отказать.

ПристаньВ 1904 году Н.Н. Гадалов обратился в городскую управу с просьбой предоставить арендуемый под пароходную пристань участок земли по берегу Енисея на пятилетний срок вместо практики отдачи на один год. 21 января дума постановила удовлетворить это ходатайство при условии, что все возведенные постройки по окончанию аренды перейдут в собственность города. Гадалов ответил, что постройки на пристанях сравнительно больших денег, а производимая за пристани ежегодная плата сама по себе весьма значительна, а с отчислением в пользу города построек увеличится еще больше, что будет ложиться тяжелым бременем на предприятие. Гадалов посчитал, что постановление думы слишком обременительно и попросил тогда отдать этот участок на срок вместо просимых пяти лет на 12 за плату по 15 рублей за погонную вдоль берега сажень и без права перехода построек в собственность города. В итоге управа решила заключить с пароходовладельцем контракт на общих основаниях и на один год.

Ледоход на реке Енисей. Фотография АксельродаВ 1906 году при вскрытии реки Енисей ледоходом, начавшемся 5 апреля, городу был причинен огромный ущерб. Были разрушены купальни, находившиеся  в протоке около Посадного острова на зимней стоянке. У принадлежащих городу двух пароходных пристаней, находившихся в то время в пользовании пароходства «Россия» и А.П. Кузнецова разрушило льдом и вынесло почти все строение обрубов, поддерживающих насыпь и расположенные на ней постройки. В особенности сильно пострадала пристань пароходства «Россия», на которой с разрушением обруба и выносом насыпи, местами от 1 до 2 аршин, остались на весу постройки верхнего пакгауза и помещения конторы. В помещении конторы во время ледохода вывалилась обращенная к стороне реки стена, крыша на здании осела. Пристань требовала полного ремонта, а в виду предстоящего весеннего подъема уровня воды в Енисее была угроза, что еще больше вымоет насыпь, ограждавшуюся обрубом, и находящиеся на пристани постройки неминуемо свалятся в реку. Постройки просто необходимо было разобрать для сохранения того, что осталось цело, сложить в безопасное место и устроить временное ограждение от размыва насыпи стоимостью в 400-500 рублей.

На пристани А.П. Кузнецова, которая была расположена среди других пристаней,  находились более ценные постройки, ее было предложено укрепить в первую очередь. Необходимая сумма затрат составляла бы до 300 рублей.

Красноярск. Около пристани после ледоходаРазрушило так же укрепление камнем берега, сделанное до этого лет 7 назад городским управлением около городских купален на Старо-Кузнечном взвозе и ниже пароходной пристани «Россия».  Около Шипилинского взвоза тоже были большие разрушения.

Берега были загромождены льдами так, что потребовалась усиленная расчистка четырех взвозов: Жандармского, Сазановского, Старо-Кузнечного и Шипилинского. Из городского бюджета на эти работы было выделено  до 200 рублей, кроме этого из городских и паровых колодцев жителям города стал производиться отпуск «даровой воды».

Ко всему прочему в 1906 году  летом состоялась довольно длительная забастовка пароходных служащих и рабочих, которая остановила больше чем на неделю движение грузов и пассажиров по единственному во время лета водному пути. А так как с 1906 года все пароходные предприятия по Енисею объединились в одну кампанию, то требования забастовщиков адресовались как бы к одному лицу, отсюда и длительность забастовки и причиняемый ею большой вред населению и пароходной кампании.

Ледоход на Енисее около Красноярска1904В 1907 году ледоход опять нанес большие повреждения пристаням. На пристани Сибирякова половина обруба была совершенно разрушена и требовала капитального ремонта. Красноярская пароходная компания пожелала взять  в аренду на навигацию 1908 года эту пристань. По условию договора Сибирякова с красноярской думой постройки по окончании аренды составляли его собственность. Красноярская пароходная компания, считая их собственностью, обязалась ремонтировать и содержать их за свой счет. Что касается обруба, то ремонт, по мнению компании, должен был быть производим из городских средств, потому что земля, на которой находятся пристани, городская, отдается с торгов. Компания просила участок бывшей пристани Сибирякова в аренду на 5 лет, но с условием, что ремонт обруба должен быть сделан до начала прибытия воды.

Пристань Гадалова. 12 мая 1911гНо  управа обратила внимание на п.2 кондиций на отдачу в арендное содержание пароходных пристаней на реке Енисее говорил: «содержание и ремонт  пристаней как-то: обрубов и проч., соответственно требованиям условий пароходств, возлагается на обязанности арендатора». Конечно, аренда на один год была крайне неудобна, поэтому городская управа нашла справедливым и отвечающим интересам обеих сторон  отдавать с торгов в аренду пристани на 12 лет. По условиям договора все сооружения должны быть сделаны за счет арендаторов с указаниями местного инженера судоходства, причем, все береговые укрепления должны быть каменными. По окончании аренды все постройки и сооружения переходят в собственность города.

Кроме того, был поднят вопрос о занимаемом участке городского берега стоянкой казенных судов с тем, чтобы привлечь министерство путей сообщения к платежу за аренду. Местная казенная флотилия обслуживала только коммерческие цели и поэтому должна была платить обязательные для все пароходовладельцев установленные сборы за пользование городским берегом. Решено было предоставить казенной флотилии в аренду городскую пароходную пристань бывшую Ивановскую, на которой после ледохода 1907 года были выявлены значительные разрушения.

Был разработан проект каменных береговых укреплений с пояснительной запиской, составленный инженером Бенцелевичем стоимостью в 276 рублей каждой погонной сажени.

На торгах 20 марта пароходовладельцы отказались от принятия обязательства устройства на свои средства каменных береговых укреплений пароходных пристаней и взяли пристани с торгов только на одну навигацию в текущем 1908 году.   Городская управа согласилась с результатами проведенных торгов с  "возложением на обязанность арендаторов ремонта предшествующих береговых укреплений, бывших Шарыповской и Ивановской пристаней.

17 июня 1909 года на заседание  городской управы были приглашены пароходовладельцы: Н.Н. Гадалов, Ф.Г. Черепанов, доверенный компании Красноярского пароходства М.И. Дудинский и от казенного пароходства Великанов. Им был представлен проект береговых укреплений  Бенцелевича.

Длина берега, занятого в 1909 году пароходными пристанями составляла 187 сажень, стоимость каменных укреплений получалась всего 51 612 рублей. Но все присутствовавшие на заседании пароходовладельцы принять устройство укреплений на свои средства даже при условии бесплатной аренды в течение 12 лет категорически отказались, посчитав, что устройство и содержание пароходных пристаней относится к обязанностям города.  Городу же этот проект был тоже не выгоден. Затрачивая 51 612 рублей, город будет получать поступления с аренды только 3 288 р. Расчитывать, что арендная плата после строительства каменных укреплений увеличится, тоже не было оснований. Число пароходовладельцев в Красноярске уже к тому времени определилось и устоялось. Во избежании конкуренции они заключали между собой компании и товарищества, новых крупных пароходовладельцев не предвиделось. Торги последних лет показывали, что конкуренции при сдаче в аренду пристаней не существовало. Да и не было, как обычно, у города таких свободных средств.

Н.Н. Гадалов от имени всех пароходовладельцев заявил, что они могут принять на себя ремонт одной городской пристани под №2, городскую же пристань  под №6 город должен был ремонтировать на свои средства. В виду того, что ремонт пристаней поглощает иногда значительную часть арендной платы, получаемую городом за береговую полосу земли, городская управа нашла, что более выгодным будет совершенно убрать городские пристани. Во избежании опасности размыва берега управа предложила укрепить его бутовым камнем. Осенью 1909 года решено было убрать береговые укрепления и постройки на пристани №6 и произвести укрепление берега бутовым камнем от 6-й пристани до взвоза.

На 1908 и на таких же условиях на 1909 год арендовались пристани:
№1 — Н.Н. Гадаловым за 555 рублей;
№2 — бывшая пристань А.П. Кузнецова арендовалась Казенным пароходством за 453 рубля и за пользование строениями на ней — 240 рублей, всего — 693 рубля;
№4 — бывшая пристань А.М. Сибирякова, арендовалась Красноярской компанией пароходства за 662 рубля 25 копеек.
Итого за три пристани длиной 111,35 саж. по береговой линии — 1 670 руб. 25 коп. и за пользование строениями на них — 240 руб, всего 1 910 руб 25 коп в год.

Зимовка судов 1904Еще в 1908 году поднимался вопрос об устройстве затона-гавани. Инспектор судоходства при управлении Томского округа путей сообщения обратился к городскому голове с просьбой о выборе места близ Красноярска для устройства затона.  Было предложение о выборе места у деревни Перевозной (Перевозинской) и у городского берега. В министерстве первый вариант был уже утвержден. На устройство министерством было отпущено 24 000 рублей, а всего ассигновано 150 000 рублей. Но удобнее было бы иметь зимнюю стоянку около города. Разница в строительстве составила бы приблизительно 100 000 рублей, которую предлагали оставить в бюджете города. Но на городском берегу свободной земли не было совершенно. На Посадском острове тоже вся земля была роздана в аренду до 24 апреля 1927 года. И все же,  поразмыслив, управа пришла к выводу, что устроив затон около деревни Перевозной, там же будут построены и  мастерские, товарная пристань, подъездной путь, а город лишится огромных выгод.
Пароходные пристани общества Пароходства по Енисею

23 октября 1908 года компания пароходовладельцев  обратилась в управу с ходатайством о разрешении устроить с левой стороны Посадного острова  дамбу из 11 барок. нагруженных камнем и скрепленных сваями  для ограждения судов от весеннего ледохода. Инспектор судоходства Великанов не разрешил такое устройство дамбы. Барки были настолько некрепкими, что просто разваливались от наполняющих их камней. Была большая вероятность, что весеннего ледохода они не выдержат, развалятся, а груды камней загромоздят протоку и часть фарватера Енисея. Великанов мог допустить устройство на протяжении 40 сажень от берега и вглубь протоки каменной, огороженной сваями дамбы. Пароходная компания заявила, что постоянная дамба требует больших затрат, которые она на себя принять не может. Решено было строить дамбу на городские средства. Управа просила министерство путей сообщения предоставить землечерпательную машину для углубления природного затона, где бы могли останавливаться на зимнюю стоянку паровые суда частного пароходства.

Набережная Енисея в КрасноярскеОднако, рассмотрев проект Великанова со всех сторон, комиссия о пользах и нуждах города нашла, что  предлагается устроить затон, гавань, то есть товарную пристань, сооружение которой потребует значительной полосы береговой земли от Сазановского взвоза до продовольственного железнодорожного пункта, около 800 сажень и вглубь придется отдать много городской ценной земли. Город будет лишен возможности эксплуатировать берег от Сазановского взвоза до Покровского переулка. По плану Великанова этот берег всегда должен быть свободен и не загромождаться плотами с лесом и дровами, чтобы не загораживать прохода судов в гавань и затон. То есть, город совсем бы не имел пристанища для плотов с лесом, дровами и другими товарами.

И самое главное, что устройство затона-гавани выше города было совершенно недопустимо в санитарном отношении при отсутствии водопровода. Вода в закрытом затоне непременно будет загрязнена и и загажена. Попадая в фарватер, она будет и дальше загрязнять реку, а как раз здесь и находились городские водоемы. Если и получилось бы найти для них другое место, то центральная часть города была бы удалена от воды Енисея на несколько верст. Кроме того, значительная часть земли между Жандармским взвозом и продовольственным пунктом, где предлагалось устройство мастерских, находилось в аренде: у Лукина за лесопильным заводом, у Толмачева для устройства паровой мельницы и у Корнакова под хлебными амбарами. Срок аренды, например, у Лукина заканчивался 1-го мая 1925 года, городу пришлось бы заниматься выкупом  строений на этих участках стоимостью не менее 30-40 тысяч. Был предложен еще один вариант  - устройство затона на Татышевом острове. Но и этот вариант при более внимательном рассмотрении городу не подошел. К острову невозможно было подвести железнодорожные ветки.
Карта окрестностей Красноярска
И для Перевозинского варианта землечерпалка, единственная на Енисее, могла  выполнить работу в одну навигацию, а для городского варианта едва могла закончить все в шесть навигаций. Перевозинский затон мог быть построен в год, а у острова Татышев только через шесть лет. И в результате дума постановила отказаться  от затона-гавани на городском берегу. Уже в 1909 году 26 судов зимовали в новом Перевозинском затоне.
Зимовка судов в затоне
В 1910 году акватория затона была расширена и углублена. Для ремонта судов были построены мастерские, склады, литейный цех, кузница. В Советский период здесь был организован Судоремонтный завод.

Набережная на р. Енисей в районе Шипилинского взвозаВ августе 1909 года вода в Енисее «была чрезвычайно мала», уровень воды около Красноярска по сравнению с 1908 годом понизился на 0,6 сажени. Явления было небывалое для того времени. Большие пароходы, шедшие в Минусинск, доходили только до пристани Сорокиной. Даже бойкий пароход «Красноярец» Черепанова останавливался в деревне Быстрой.  Обнажились камни, которые всегда в это время были скрыты водой.
Плашкоут из-за мелководья не мог подойти близко к острову и подтягивался к берегу «бичевой». Пришлось удлинить на пристани плашкоута мостки на 60 сажень. А один раз плашкоут не смог быстро отчалить от городского берега и сел на мель. Паромщики отталкивались от берега баграми. Плывший от Посадного острова плот наскочил на канат плашкоута и от плота оторвало с десяток бревен. С плота стали просить подмогу, но на их просьбу не отреагировали. Наконец, один из крестьян с оставшихся на берегу «илимок» подал лодку, потому что плотовщики обещали заплатить.

Берег ЕнисеяС 1910 года были приняты новые кондиции на отдачу в арендное содержание участков на берегу Енисея для пароходных пристаней сроком на 12 лет с 1 января 1910 по 1 января 1922 года. В них оговаривалось, что арендатор  обязан был ремонтировать за свой счет береговое укрепление пристани, то есть,  деревянный обруб (ряж) с перилами. Городские пакгаузы и конторки принять по описи за особую плату, ремонтировать их или отказаться от них и снести. Проезд по берегу на протяжении пристани, спуски по лестницам с бульвара к пристаням должны были оставаться в общем пользовании и не загромождаться мусором и складом груза. нельзя было торговать на пристанях без оплаты и разрешения городской управы. Выгрузка рогатого скота, лошадей, овец и свиней разрешалась только в особых местах. На пристанях можно было выгружать животных с разрешения ветеринарного надзора, в количестве, не превышающем трех голов для домашних надобностей.

Ниже пароходных пристаней, совсем недалеко от них,  были расположены городские водоемы для получения жителями питьевой воды. В целях устранения их загрязнения воды  во время навигации при остановке пароходов и барж у городского берега владельцы должны были закрывать судовые клозеты. Пользоваться разрешалось только таковыми на берегу пристани. Очистка судоходных средств должна была производиться только с 10 часов вечера до 5 часов утра или суда должны были отходить на противоположный берег Енисея. Во время темных ночей арендаторы обязаны были освещать фонарями пристани и подъезды к ним.

В 1911 году  Казенному срочному пароходству была сдана в аренду и разрушенная бывшая Шарыповская пристань. 16 февраля в красноярскую управу поступило отношение управляющего срочным пароходством по Енисею следующего содержания:

Для надобностей казенного срочного пароходства желательно иметь в распоряжении на 1911 год так называемую Шарыповскую пристань. Принимая во внимание, что пристань эта пришла в полную негодность, что вся стенка пристани разрушена, многие балки выпали, амбары протекают, считаясь с полной возможностью полного ее разрушения от ледохода, дальнейшее пользование этой пристанью возможно лишь после капитального ее ремонта, который обойдется, как минимум,  в 900 рублей.

Принимая настоящее во внимание, считаясь с тем обстоятельством, что срочное казенное пароходство нуждается, главным образом, в данной пристани всего лишь два раза в продолжение навигации (в мае — когда два парохода отправятся в Туруханский край, и в сентябре — когда пароходы придут с рыбными грузами), я прошу красноярскую городскую управу уступить настоящую пристань на 1911 год казенному срочному пароходству бесплатно, но с тем, чтобы пароходство капитально отремонтировало стенку пристани.

Принимая во внимание, что эта пристань нуждалась в ремонте не только для целей судоходства, но и для существования проезда по берегу между горой и пристанью, городская управа вынуждена была согласиться. Членом управы Ветровым и городским архитектором была осмотрена Шарыповская пристань. Было решено, чтобы она была укреплена по типу Гадаловской, то есть, чтобы был сделан сруб с якорями, засыпан землей и обшит половинником.

М.Терешкова

  • Евгений Цитировать no_subscriber
    15 февраля 2013 в 14:50

    Марина, как всегда очень интересно. Вы знаете, где находилась пристань Гадалова и где зимовали суда, это в том районе где сейчас Капитанский клуб (фото 1904 г.)?

  • Марина Цитировать no_subscriber
    19 февраля 2013 в 10:06

    Пристани начинались чуть ниже Дубенского переулка (ул. Парижской комммуны). А немного ниже слияния рек Качи и Енисея был устроен затон для зимней стоянки пароходов. На противоположном берегу Енисея был устроен затон для казенных судов.

  • Анатолий Цитировать no_subscriber
    7 мая 2013 в 20:38

    Марина,спасибо!Я жил в Енисейске один учебный год и холодный могучий Енисей хорошо вспоминаю.Я с дядей ездил на лошадке по воду.

  • Марина Цитировать no_subscriber
    8 мая 2013 в 16:53

    Замечательные детские воспоминания!

  • Андрей Грудницкий Цитировать no_subscriber
    31 июля 2013 в 11:13

    С удовольствием прочитал статью, очень понравилось!

    В тесте упоминается мой далекий родственник по отцовской линии К. Грудницкий.

    Могли бы помочь с поиском подробностей о нем?

  • Марина Цитировать no_subscriber
    31 июля 2013 в 13:09

    Спасибо, Андрей! У меня только эта информация про Вашего родственника, к сожалению.

Оставьте комментарий


 

 

6 + 7 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Дом Беловой в Минусинске
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место