Новости сайта
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Енисей (Часть 1)

Река Енисей одна из величайших рек Сибири, главная река Енисейской губернии, которая протекает во всю ее длину от границ Монголии до впадения в Енисейскую губу, обширный залив Северного Ледовитого океана. По Сойотски река называлась Улукем, что значит «большая вода», имеет быстрое течение, достаточно глубока, в русле ее расположены  большие и малые острова, разбивающие ее на множество проток. Общее направление течения Енисея с юго-востока на северо-запад. "В трех верстах от соединения своих вершин (левая — река Хакем, а правая — река Бикем), где находится главная торговая резиденция Минусинского купца Сафьянова, Улукем становится судоходным,  - писал в очерке «Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее» Н.В. Латкин, — по нему могут плавать барки и большие лодки.  В 42 верстах от устья реки Кемчика находится первый порог «Староверский», здесь река вошла уже в русские пределы и становится Енисеем, как его окрестили первые русские, вышедшие на его берега  в начале 17 века, переделав на свой лад тунгусское его название «Иоанеси», что опять-таки означает «большая вода».

Общий вид Реки Енисей

Дальше есть еще Большой порог, Березовский порог близ устья речки Березовки, Джайский порог против устья реки Джай, в 17 верстах  вниз от него находится порог Деревня, названный так из-за кубических надводных скал, торчащих посреди реки и похожих по форме своей на избы. В 12 верстах ниже Маинский порог, недалеко от которого была расположена первая русская деревня Означенное.

Замерзание и вскрытие реки во многом зависило от ширины места. Сто лет назад в среднем своем течении, в Красноярске, по многолетним наблюдениям, Енисей вскрывался между 11 и 27 апреля, замерзал же и покрывался льдом между 27 октября и 11 ноября. Во время сильных морозов лед покрывался слоем воды, выступающей из трещин на его поверхность, что у местных жителей называлось «черной водой», слой этой воды достигал иногда 1,5 аршин глубиной, образуемые «наледи» препятствовали сообщению по реке. Как при рекоставе, так и при ледоплаве на крутых мысах, поворотах, между островами образовывались заторы, плавающие льды, которые производили значительные разрушения берегов. Разливался Енисей два раза в год. Весенний разлив и чрезвычайный подъем воды достигал временами 5-6 сажень, создавал сильные и опустошительные наводнения, как, например, в 1888 году.

Губернский и окружной город Красноярск был построен на полуострове, омываемом с одной стороны рекой Енисеем, с другой рекой Качей, которая у нижнего конца города впадает в Енисей. Этот полуостров представляет из себя равнину, ограниченную с юга горою Черной Сопкой и составляет левый берег реки Енисея и правый берег реки Качи. Равнина возвышена над руслами этих рек, имеет до шести верст в длину и от 0,5 до 3,5 верст в ширину. Верста равнялась пятистам саженям или 1500 аршинам и соответствовала 1 066,8 м. Река Енисей имеет здесь очень быстрое течение и против города разделяется островами на две протоки. Главная, шириной около версты, протекает под самым городом.

Красноярск 1828 г. Из архива ККМ

В первой половине 19 века  на берегу реки располагались:
1) набережная и находящиеся около нее питейные дома;
2) соленой магазин и при нем караульный дом с молочной лавочкой;
3) кузницы;
4)  караульная артиллерийская;
5) арсенал. Дальше  располагался каменный пороховой подвал (погреб).

В конце  XIX века город занимал площадь в 1716 десятин, в нем было 6 продольных, 24 поперечных улиц и переулков и 3 площади. Улицы и площади не были мощены и в темные ночи главные из них освещались фонарями. На возвышенном берегу Енисея был расположен городской сад. К пристани его также сплавлялось немало плотов с лесом и с арбузами из Минусинского края. Главной проблемой городского берега было отсутствие четкой береговой линии. Река была одним из самых красивых мест в городе, но наблюдать великолепные пейзажи было совершенно невозможно. Очень тяжело было удобно расположиться или хотя бы прогуляться по городскому берегу. В 1871 году купец А.П. Кузнецов  обустроил для гуляний вдоль берега горожан набережную от переулка Дубенского до Покровского.

Деревня Базаиха

На правом берегу Енисея при впадении реки Базаиха, была расположена в живописной долине деревня, бывшая казачья станица Базаиха. Сюда горожане Красноярска ездили на дачу, а то и просто погулять по живописным окрестностям деревни, в которой насчитывалось в 1889 году 150 домов и до 550 деревенских жителей обоего пола.

Наискосок от города, в 6 верстах от него на правом берегу Енисея на склоне горы располагалось еще одно село, бывшая казачья станица Торгашино. В 16 верстах от города на правом берегу реки при устье речки Березовки на высоком береговом мысу было расположено село Березовское, где был устроен перевоз через Енисей на Большом Сибирском Тракте.

В 1863 году енисейскими купцами и торговцами  было открыто пароходство по Енисею вниз от Енисейска до устья реки.  В 1878 году известный сибирский деятель М.К. Сидоров выстроил в Енисейске парусное судно «Утренняя звезда», которое, несмотря на плохую свою конструкцию и вооружение, вышло из Енисейска в Европу и в то же лето прибыло в Петербург под командой шкипера  Сваненберга.

Команда парохода Москва. Впервые пароход прошел Казачинский порог. В центре капитан Криницкий И.И

Срочное Енисейское пароходство возникло совершенно случайно.  В 1882 году известный красноярский капиталист Гадалов дешево приобрел пришедшие из Бремена морем через устье Енисея в город Енисейск два железных парохода «Москву» и «Дальман» (затем «граф Игнатьев») и несколько железных барж, принадлежавших ранее прекратившей свои дела в низовьях Енисея фирме Кноп. В газета «Енисейские губернские ведомости»  22 мая 1882 года писали:

Наконец в пятницу 14 мая в 9 часов вечера осуществились ожидания красноярцев: к нам прибыл пароход «Москва», купленный, как уже известно, одним здешним купцом, именно Н.Г. Гадаловым в Енисейске. Пароход этот пришел в Енисейск через Ледовитый океан, а строился он за границей...

Пароход «Москва» килевой, с виду весьма красивое судно, окрашенное белою краскою, будучи в 60 сил, длиною около 22-х сажень, он сидит весьма не глубоко в воде и на ходу скорый, — на нем две трубы: на палубе довольно просторная рубка с окнами со всех сторон, с боку тут же капитанская каюта и на верху крытый трап...

Пароход- граф Игнатьев-, вытолкнутый весенним ледоходом на берег в Коркинском затоне

В июне 1882 года Гадаловы предоставили ходатайство в городскую управу о выделении места на берегу реки Енисея для устройства пристани. Александр Николаевич Гадалов объяснял, что им необходимо удобное по глубине место.  Осмотрев берег, они выбрали часть берега между «переулками Дубенским и Галкинским». Гадаловы просили отвести им в арендное содержание на один год названный участок берега и разрешение устройства съезда и всех необходимых сооружений.  11 июля пришел ответ на имя потомственного почетного гражданина Александра Николаевича Гадалова:

Вследствие ходатайства Вашего городская управа для пристани парохода «Москва» в настоящем лете отвела местность на берегу реки Енисея на Воротниковском взвозе против города Красноярска, и границы местности указаны поставленными столбами.

А еще пространство уступленной Вам местности для пристани парохода заставлено вольными плотами, препятствующими к устройству пристани, то для немедленной очистки уступленной Вам местности вместе с сим управою сообщено в Красноярское полицейское управление, о чем городская управа имеет честь уведомить Вас, милостивый государь, на предмет устройства пристани и других необходимых сооружений.

Заступающий должность Городского головы Ив. Ларионов и секретарь Г. Ларионов

Выписка из архива города Красноярска

Потом на этом месте располагалась элеваторная и багажный склад речного вокзала.

Чтобы утилизировать эти суда, Гадалов решил открыть  пассажирское пароходство между Енисейском- Красноярском и между Красноярском и Минусинском, хотя Енисейский порог многим казался «непреоборимым». Но порог был пройден и между этими городами установилось «правильное пароходное сообщение».

В 1888 году на Енисее работало между Минусинском и Енисейском 4 пассажирских парохода, три Гадалова и один Сибирякова. Все они сделали в это лето до 51 рейса, перевезли 7 400 пассажиров и 129 000 пудов груза. От Енисейска до Бреховских островов при устье Енисея работало 6 пароходов, из них два Гадалова. Эти пароходы «правильных» рейсов не совершали, плавали по мере надобности и расчету своих хозяев. Немного ниже слияния рек Качи и Енисея был устроен затон для зимней стоянки пароходов, принадлежащих Н.Н. Гадалову.

С появлением пароходов на Енисее постепенно стало исчезать такое тяжелое и унизительное ремесло, как бурлачество. Многие помнят из школьной программы  картину «Бурлаки на Волге». Но эта профессия процветала и на Енисее.

Подъем илимки через большой порог с помощью людской силы

Они едят дурно испечённые сухари, вонючее, заветренное мясо, которым их потчует скупой хозяин. Сколько лихорадок, горячек, накожных болезней приносят с Енисея несчастные мужики вместе с заработанными рублями! Поэтому не следует жалеть бурлачество и горевать, что Сибиряков с Гадаловым своими пароходами уничтожают этот вид промысла.

Педеко. «Справочный листок Енисейской губернии», 29 апреля 1890 года.

В 1895 году городская управа сдавала уже три участка городского берега для устройства пароходных пристаней: Н.Н. Гадалову, И.М. Иванову и Серебрякову.

В 1888 году весною было сильное наводнение в ночь на 24 апреля, от которого пострадали Енисейск, Красноярск, Канск и другие области обширной Енисейской губернии. В Красноярске убытка было на 102 000 рублей. Подъем воды у города  в реке Енисее  и Каче начался при порывистом юго-западном ветре, доходившем до 16 метров в секунду. В продолжении всей ночи до 8 часов утра вода не переставала подниматься. В Енисее вода была выше обыкновенного уровня на 15 ф. Убыль началась только с первых чисел мая. Енисей, выступив из берегов, затопил все нижние части города и разрушил все строения у пароходных пристаней. Многих наводнение застало врасплох, во время сна или в церкви, имущество спасти было невозможно. Городского имущества погибло на 9 000 рублей. Остальная доля убытков пришлась на частных лиц. Из частных владельцев понесли убытки 36 человек. Из них наибольшая потеря была у купца Хилкова (11 400 р.) и у пароходовладельца Гадалова и Сибирякова (по 5 000 р.). У них разнесло дрова и сильно повредило пароходные пристани.
Частные владельцы, понесшие большие убытки от наводнения 1888 г.

Из городского имущества было уничтожено два моста на Каче (1500 р.), мосты на островах (5 000 р.), набережная от Шипилинского взвоза до дома Мухина (1500 р.) и постройки на скотобойне (200 р.).

Пароходство, открытое в 1883 году, решило построить на пустых местах необходимые для себя заводы. Первым из них на берегу Енисея был возведен механический чугунно-литейный. Вскоре его уничтожил пожар. На месте сгоревшего отстроился такой же новый и при нем столярно-токарная мастерская, лесопильный и чугунно-плавильный заводы. Но все они  в короткое время опять сгорели почти дотла.  Завод, отстроенный в третий раз, устоял и  перешел в дальнейшем в собственность железно-дорожного ведомства.

М.Терешкова

Часть 2

Оставьте комментарий


 

 

4 + 6 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Здание красноярского музея
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место