Новости сайта
Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Цирк в Красноярске

Одни из самых первых упоминаний о цирковых гастролях в Красноярске относятся к концу XIX века, когда со строительством Сибирской железной дороги в Красноярск начали приезжать иностранные цирковые труппы. Они давали свои представления в балаганах — временных помещениях, которые строились чаще всего из досок, дыры в которых зашивались разломанными ящиками от чая. Крыша такого балагана делалась из полотна, внутри ставилась сцена, освещавшаяся лампами-молниями, которые и освещали и обогревали помещение.

Цирк Струкова в Красноярске

В зрительном зале устанавливались простые, грубо сколоченные скамейки. Высота скамеек по мере удаления от сцены увеличивалась, наподобие современного амфитеатра. Перед входом в балаган строился помост-раус.

Красноярская публика любила смотреть заезжие цирковые труппы и зверинцы. В 1886 году в Красноярске был устроен летний цирк Добржанского. В 1897 году было построено здание для цирка на Новобазарной площади против дома Переплетчикова (42 аршина в диаметре, 22 аршина в высоту), обшитое внутри кошмами, в котором были поставлены печи. В 1892 и в 1897 годах в Красноярске гастролировал цирк Панкратова. В начале декабря 1900 года в Красноярск приезжал известнейший в мире дрессировщик и клоун Дуров. В 1907 году — цирк В.К.Никифорова, в 1909 году цирк под управлением Э.А.Стрепетова. В 1915 году самый первоклассный цирк Франца Яковлевича Шако.

Кроме представления зрителей в цирке привлекали и так называемые «подарки». В 1909 году Стрепетов развернул на улицах города широкую рекламную кампанию. На улицах пестрели «саженные широковещательные цирковые афиши», обещавшие раздачу бесплатных подарков и в качестве главного приза — осла или 150 рублей деньгами. Публика толпами валила на последние представления. В кассы стояла длинная очередь желающих получить заветные контрамарки.

«Митька, — обращается какая-то чуйка к мальчугану, стоящему в очереди около кассы, — смотри брать бери контрамарки левой рукой, а правой ни-ни и не думай, спрячь ее в карман и баста. Примета добрая. Я вчера собачью морду выиграл, гривен восемь стоит, если не больше!»

«Красноярский вестник», 30 июля 1909г.

Представление смотрелось вяло, все давно приелось и надоело, зрители с нетерпением ожидали только раздачи подарков. Вот и розыгрыш, с арены возглашали номера, лица у зрителей серьезны и сосредоточены. По окончании довольны лишь немногие выигравшие.

«Первый и последний раз я в эфтом проклятущем цирке, обращается к мужу сгорбленная сморщенная баба, — говорила, не надо ходить — нет, говорит, пойдем — выиграем. Выиграл рупь шесть гривен из кармана...Чево завтра жрать то будешь...у у — аспид проклятущий!!», -заканчивает она и скрывается в темноте июльской ночи.

На другой день появились новые саженные афиши, обещавшие еще большее количество подарков...И с самого утра слышно было, как в кассе позвякивали деньги и шуршали кредитки. Всякому хотелось выиграть 200 рублей. За билет отдавались иногда последние копейки...

После того, как цирк Эразма Андреевича Стрепетова закончил сезон представлений, здание шапито приобрел красноярский мещанин Ефим Петрович Жуков, желая сдать его в аренду цирку на следующий год. 16 сентября 1909 года в Городской Думе было заслушано ходатайство следующего содержания:

Имею честь покорнейше просить Городскую Управу арендование земли под приобретенным мною зданием цирка на Театральной площади у антрепренера Эразма Андреевича Стрепетова на следующий год оставить за мною на таких же условиях, какие были заключены со Стрепетовым.
Если пожелает Городское Управление здание цирка приобрести в свою пользу, то я согласен таковое уступить за приобретенную мною цену — одну тысячу четыреста рублей.

Актеры цирка на гастролях в Красноярске

На баллотировку вставанием были поставлены два вопроса:
1. Закрыть цирк теперь же, то есть отказать в продолжении аренды еще на один год;
2. Оставить цирк на Театральной площади до 1-го сентября 1910 года, то есть продолжить срок на один год с тем, чтобы в цирке не допускалось премий, лотерей и аллегри.

По первому вопросу (за закрытие цирка теперь же) встало 9 человек, а по второму — 10.В результате ходатайство Жукова о продлении срока аренды участка земли под цирком на один год было удовлетворено с условием, чтобы представления в цирке устраивались без лотерей и призов.

Постоянного здания для цирка в Красноярске не было. А все временные балаганы  сооружались наспех, не обращая внимания на противопожарную безопасность. В феврале 1910 года на Театральной площади  сгорело обширное здание деревянного цирка. Хотя цирк горел зимой, когда на крышах было много снега и погода была холодная, пожар угрожал ближайшим зданиям и местности, расположенной к востоку от него. От жары нагревались стены ближайших зданий,

сила огня была настолько велика, что поднимала столбы пламени, видные за десятки верст от города (по словам очевидцев из деревень), поднимала и разбрасывала угли и головешки, разносимые ветром по дворам соседних кварталов; от углей и головешек загорались дрова и щепы во дворах — Минеева и др. И даже во дворе переплетчика Хессина.

Будь пожар цирка в летнее время, да еще при сильном ветре, мог получиться ужасный результат. Этот печальный опыт возведения подобных строений указывает, что на будущее время таких костров строить  в центре города нельзя.

Из отчета Противопожарной Комиссии, 1910г.

Город, который пережил столько опустошительных пожаров, решил принять ответные меры. Городская Управа  передала вопрос об устройстве цирков Противопожарной Комиссии, которая 20 апреля 1911 года признала допустимым устройство только каменных цирков и временных деревянных балаганов для зрелищ не более 30 кв. саж. Не допускалась установка балаганов в районах строительных кварталов.

Однако в городе развлечений для горожан было недостаточно, поэтому приезжие цирки продолжали пользоваться большим спросом, а зрительные залы были всегда полны народа.  Самим же владельцам цирков установка балаганов на окраине города в трудно доступных местах была невыгодна.

Актеры цирка на гастролях в КрасноярскеВ феврале 1911 года в Городскую Думу поступило прошение г.Мительмана, в котором он просил разрешить возвести деревянное здание цирка на городской земле, на одной из площадей — Плац-Парадной или Театральной. Мительман уверял что здание будет построено  с соблюдением всех противопожарных правил. В обсуждении прошения в Думе главным вопросом была пожарная безопасность здания. Сначала Мительману предложили построить здание с железной крышей, но потом решили, что и это даст малую гарантию безопасности, поскольку существовали конюшни, где складывалось сено и другие горючие материалы. И прошение было отклонено.

В апреле 1912 года Константин Георгиевич Москвич, доверенный содержателя  цирка Ф.Я.Изако, обратился в Городскую Управу с прошением:

Доверитель мой подал заявление, в котором просил Красноярскую Городскую Управу сдать ему участок земли под временную постройку летнего цирка на Театральной площади, т.е. на том же месте, где прежде стоял цирк Стрепетова, и заявление  было внесено в Думу. Дума решила сдать участок земли не просимый, а на берегу реки Енисея, рядом с лесными складами против Гимназического переулка. Доверитель мой командировал меня сюда осмотреть  означенное место и, если оно пригодно, принять таковое и приступить к постройке; но, осмотрев это место, нашел таковое весьма неподходящим...

Москвич приводил две причины:
1. Место находилось в стороне от города в совершенно глухом районе.
2. Вблизи находились такие дома, из-за которых большинство (особенно семейные) не будут желать ходить в вечернее время в цирк.

Доверенный просил сдать место под временную постройку летнего цирка на Театральной площади или на Ново-Базарной (между домом Н.И.Кузнецова и оптовым складом пивоваренного завода «Пивовар») на срок от 2-х до 3-х месяцев за плату вперед.

Управа, придерживаясь указаний Думы, пыталась противодействовать устройству любых цирков не только в районах строительных кварталов, но и на городских площадях. Однако в начале 1910-х годов губернской администрацией было дано разрешение (на основании 163 ст.Уст. Строит.) на устройство деревянного цирка некоему Корякину на «пустопорожней усадьбе Лукина», расположенной в строительном квартале, в районе Плац-Парадной площади и железнодорожной станции Красноярск. Получилось, что Городская Управа считала существование цирка в городе нежелательным, но он был разрешен на частно-владельческой усадьбе в юго-западной части города, создав б?льшую пожарную опасность для города, чем на открытой площади вдали от строений.
Разрушение кафедрального собора. Справа конусообразная крыша цирка

И в  виду допущенного губернской администрацией разрешения Городская Управа «разрешила содержателю цирка Изако сооружение временного здания на Ново-Базарной  площади по линии Садового переулка, против усадьбы И.П.Навалихина, отступив от линии Воскресенской улицы не менее 20 саж. и не менее 30 саж. от строений существующих кварталов», хотя в дальнейшем  существование цирка против собора вызвало некоторые нарекания за относительную близость цирка к храму.

Были поставлены условия, чтобы здание при тесовых стенах имело брезентовую крышу и освещалось электричеством, а во время представлений за счет цирка должен был присутствовать наряд от пожарных дружин.

Плату определили не менее 300 руб. за месяц вперед. По окончании представлений (не позже 1-го сентября) Изако должен был в течение 7 дней убрать здание цирка и всякий мусор, иначе здание должно было поступить в пользу города. В обязательство входило и одно представление в пользу какого-нибудь учреждения по указанию Городского Управления.

Шотландский цирк в Красноярске в 1916 году

Цирк Изако работал в Красноярске в летние периоды до 1917 года. 6 сентября 1917 года в Красноярскую Городскую Управу обратилось Правление Пожарного Общества:

Правление Красноярского Вольно-Пожарного Общества честь имеет просить Городскую Управу сообщить по распоряжению кого цирк кроется тесом взамен бывшего покрытия его брезентом.

Несомненно, это указывает на то, что цирк предполагает здесь построиться на зиму, и к покрытию тесом присоединится и установка печей, то есть, предполагается затеплить его.
Но так как Городская Управа без компетентного мнения пожарных организаций не могла этого допустить, то это делается, по-видимому, самолично и ни в коей мере не может быть допустимо, как представляющее огромную опасность в пожарном отношении.

Настоящим Правление Пожарного Общества, ставя Городскую Управу в известность, просит не отказать ответить.

Из городской Управы 9 сентября 1917 года В Правление Пожарного Общества пришел ответ, что цирк с деревянной крышей разрешен к постройке Губернским Строительным Начальством и утвержден Губернским Комиссаром.

К этому времени два отделения цирков Изако в составе 50-ти человек образовали «Кооперативное предприятие на демократических началах» — Первый Цирк Кооператива Тружеников арены, который  подал прошение в Городское Народное Собрание:

...Начав свое существование без всяких средств, мы едва добрались до Красноярска, где начали давать представления в арендуемом нами балагане Петраса. Но ввиду его абсолютной непригодности к продолжению нашей работы, мы принуждены были балаган Петраса приобрести в собственность для переустройства и приспосабления пригодности производить в нем нашу работу и согласно нашим силам давать полные цирковые представления.

Со дня покупки до настоящего времени мы балаган переустроили в цирк и на это переустройство затратили весь свой заработок. Теперь, закончив переустройство здания, нам все же не представляется возможности работать в нем по той причине, что настали холода и здание не отапливается по той причине, что нет в нем печей.

Переехать же нам  в другой город нет возможности, потому что, во-первых, у нас на переезд нет средств, во-вторых, встречаются весьма большие затруднения в передвижении по железной дороге.

Мы, труженики арены, не стремимся к наживе, наша цель — это освободиться от ига директоров-эксплуататоров. И, создав кооперативное предприятие для улучшения своего существования, мы так же старались иметь возможность идти навстречу нуждам настоящего времени, в чем все Граждане Демократических Организаций города Красноярска убедились в выполнении наших обещаний.

И действительно, за такое короткое время существования нашего Кооператива мы пожертвовали  своим трудом и дали полные сборы в представлении следующим организациям:
1) в пользу увечных и раненых воинов;
2) в пользу вдов и сирот, потерявших своих кормильцев;
3) в пользу союза ротных фельдшеров Красноярского гарнизона;
4) на усиление фонда газеты «Интернационалист»;
5) в пользу фонда дружин Красноярского Вольно-Пожарного Общества.

И еще намечено ряд таких благотворительных представлений:
1) в пользу фонда Исполнительного Комитета города Красноярска;
2) в пользу недостаточных учениц Фельдшерских курсов;
3) в пользу недостаточных учениц женской гимназии. И других организаций.

Из всего вышеизложенного  Народное Городское Демократическое Собрание может видеть и убедиться, что мы не стремимся к наживе, а исключительно ведем борьбу за существование и стремимся помочь всем нуждам настоящего времени. Мы, труженики арены, обремененные семейным положением, работаем так же и для семьи, где наши жены и дети выступают вместе с нами на арене цирка.

С наступлением зимы нам не представляется возможным работать в холодном цирке, и поэтому обращаемся к Демократическому Избранию народных представителей города Красноярска с просьбой не отказать нам разрешить поставить в цирке необходимое количество печей, которые будут устроены при строгом соблюдении тех условий в пожарном отношении, кроме того обязуемся топку печей прекращать за 2 часа до начала представления.

Председатель Первого Циркового Кооператива Тружеников арены Константин Георгиевич Москвич.

Была собрана комиссия для осмотра цирка на Ново-Базарной площади, в которую вошли: И.Гомолко, брандмейстер Н.Попов, К.Кошков, Иофель, А.Титов, помощник начальника дружины М.Чуркин, Начальник Красноярской Городской Народной Милиции Ошаров.

11 сентября 1917 года комиссия осмотрела здание в пожарном отношении и нашла, что:
1) цирк вообще в пожарном отношении опасности не представляет;
2) печей и свалки соломы не имеется;
3) выходов с галереи с обоих сторон по два, что вполне достаточно, с партера тоже — два выхода (было предложено устроить еще один выход);
4) проходы между местами вполне достаточны.

Было предложено:
1) вывесить  плакаты с обращением к публике «Не курить!», «Запасной выход на случай пожара»;
2) иметь несколько бочек с водой, швабрами и ведрами;
3) сено для корма лошадей (не больше одного воза) изолировать от посторонних лиц;
4) Очистить помещение цирка от щеп и стружек.

Строительное Отделение в лице губернского Инженера Соколовского рекомендовало Председателю кооперативного сообщества Москвичу исправить замечания в недельный срок.

Чтобы утеплить цирк решили обмазать щели и стены опилками, смешанными с глиной, а также укрепить обвязки и стропила железными скобами.
Эскиз печей для цирка Кооператива Тружеников арены
Противопожарная Комиссия разрешила установить печи в цирке на следующих условиях:
— чтобы сами печи были углублены в землю заподлицо;
— в помещении расположение печей должно было быть таким, чтобы возле каждой печи было свободное пространство;
— продукты горения должны убираться наружу при помощи кирпичной трубы с искрогасителем;
— топка печей должна быть прекращена за один час до начала представления;
— место для устройства печей должно быть отведено технадзором.

В 1918 году цирк открылся официально. Кооператив проработал в теплом здании почти три года, в 1921 году он распался.
Здание цирка. 1930-е годы
Здание  перешло в ведение горсовета и сдавалось в аренду различным труппам до 1930 года, а затем было разобрано. Для Сибгостеатра было  построено новое здание для цирка, но в 1940 году и оно было снесено. Опять, как и в старые времена, цирковые представления давались в шапито.

Красноярский цирк

18 декабря 1971 года открыл свои двери новый стационарный цирк на 2000 мест.

По материалам ГАКК, Обзорам хозяйства города Красноярска. Фотографии из фондов ККМ

У Красноярского цирка есть свой сайт. Еще цирковые фотографии на рубеже XIX-XX веков можно посмотреть здесь.

М.Терешкова.

Дополнительные фотографии

8 фотографий
collection du Musée des Civilisations de l'Europe et de la Méditerranée MuCEM
collection du Musée des Civilisations de l'Europe et de la Méditerranée MuCEM
kinopoisk.ru
kinopoisk.ru
collection du Musée des Civilisations de l'Europe et de la Méditerranée MuCEM
collection du Musée des Civilisations de l'Europe et de la Méditerranée MuCEM


Похожие статьи

  • Нет похожих записей

Оставьте комментарий


 

 

1 + 10 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Здание мужской гимназии
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место