Новости сайта
Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Частушки в Енисейской губернии

Я помню во времена моей юности еще очень часто встречался этот вид народного творчества. На любой свадьбе, празднике можно было встретить гармониста, играющего веселые, озорные и неприхотливые мелодии под отбивающий асфальт стук каблуков. Пели  по очереди, даже не пели, а скорее выкрикивали. Нам, молодым, было смешно и почему то очень весело.

Частушки любили петь даже сто лет назад. Зачастую исполнители являлись и созидателями этих четверостиший, оканчивающихся в рифму слов. Иногда совершенно непонятных, иногда с блестящим юмором.
Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 1913-1914 гг

Частушки в этой статье были записаны Иваном Чеканинским в 1913 году в разных местах Енисейской губернии. Запись производилась как и со слов  отдельных лиц, например, в Ачинском уезде в селе Медведском и в селе Ильинском (Пеньки) Назаровской волости, так и со слов различных поющих компаний.

На вопрос: «Нет ли среди крестьян сочинителей частушек?» — ему отвечали отрицательно. А один лодочник на Ангаре даже удивился: «От безделья што-ли сочинять-то их? Кабы безделье было, сидел бы и сочинял, а то вишь, некогды. Так вот и поем, што поеца».

Почти с уверенностью можно предположить, что частушки, поющиеся в Енисейской губернии, в основном, не местного происхождения, а занесены из Европейской России. Это доказывали и рассказы местных старожилов, уверявших, что всего каких-нибудь 20-25 лет тому назад они не слышали подобных песен. А в 1913 году частушки пелись уже во всех деревнях, за исключением улусов минусинских инородцев, где поэзия носила совсем иной характер.

В самом названии частушек «саратовская» видно их происхождение. Лишь позже появилось название «качинская», но это название встречалось исключительно в Красноярске, да и то лишь на Каче. Получив свое начало в России, частушки были сначала в российском варианте, затем постепенно заменились местным, сибирским. Под влиянием нахлынувшей в Сибирь переселенческой волны варианты российских и сибирских частушек смешались. Река Волга заменилась Качей:

Ты, извозчик, подай клячу,
Увези меня на Качу.

Первоначальный же вариант был такой:

Ты, извозчик — возжи долги,
Довези меня до Волги.

Или переделка из Саратова:

Красноярска  город славный
На реке стоит большой,
В нем живет народ богатый,
Настоящий продубной.

Варианты многих частушек взяты просто из известных народных песен. Например, в Енисейске пелись частушки, взятые из  «приискательских» песен, записанных со слов приисковых рабочих «Северной тайги»:

Таратайка на смазе,
По оси она в грязе;
Мы по собственной охоте
Были в каторжной работе —
В северной тайге.

Частушки состояли из двустиший:

Что ты, милка, твоя воля —
Тебе радость, а мне горе.

г.Красноярск

Чаще всего из четверостиший:

Сорву ветку винограду,
Брошу милому в ограду.
Когда веточка завянет,
Тогда мил меня вспомянет.

с.Ильинское

Реже из шестистиший:

Девки в лодочках катались,
По залодочкам вода.
Белы платья замочили —
Перевозчикам беда.
Перевозчик молодой,
Сушит платьи над водой.

с.Ильинское

Совсем редко — из восьмистиший:

Рыбочка на вилочке,
Миленок на заимочке,
Миленок на заимочке,
Шьет милой ботиночки.
Ботинки на подклеечке,
Несет своей злодеечке.
Ботиночки шевровые
С шнурочками шелковыми.

г.Енисейск

Часто в этих народных произведениях не выдерживалась или совсем отсутствовала рифма:

Милая фартовая,
Юбочка бордовая.
Отчего бардовая —
Она в меня влюбленная.

д.Базаиха

Доктора у нас хороши —
Сразу правят на тот свет.

В Красноярском тучи ходят,
В Енисейском гром гремит.

г.Красноярск

Мелодия частушек была везде одинакова. На юге губернии проста и тягуча. На севере пелась в ускоренном темпе и была более мелодична. Тоже самое можно сказать и о припевах, повторяющихся два раза после пения каждого двустишия. Более приятный для слуха припев был на Ангаре и Чуне:

Ой, тай, тай, тай, та, та, та, та.
Та, та, та, та, та, та, та, та.

В д. Пойме на реке Оне:

Ты чернява, ты чернява
Чернобровая моя.

В Енисейске припевали:

Хой-ляй, цип-ляй
Села да поехала.

В Красноярске:

Сербил, сербил, сербил, сербил
Сербил, дергал, драл.
Архип, Архип, толкай, толкай,
Давай опять толкай.

В праздники и в будни, в свободное от работ время подвыпившие парни собирались группами с гармонистом посередине. Шли по улицам, гармонист играл, а парни пели частушки, после каждой припевая и сопровождая припев диким гиканьем и свистом.

Гармонь всегда сопровождала пение частушек, поэтому существовало много вариантов, посвященных именно ей. Она сравнивалась даже с хлебом, называлась «гармошкой-матушкой», «тальяночкой».

Ты гармошка-матушка,
Лучше хлеба батюшки.

Ни проехать, ни пройти —
Бугорочки-ямочки.
Не проходит милый мой
Мимо без тальяночки.

Шел я верхом, шел горой,
Нес тальянку под полой.
Спотыкнулся в ямочку,
Изломал тальяночку.

В городских частушках чаще всего встречалось отражение молодецкой удали. В Красноярске  молодежь сильно увлекалась так называемыми «войнишками». Участвующие в них разделялись на несколько враждующих между собой лагерей, чаще по месту жительства. Живущие за рекой Качей назывались «закачинцами», на Мало-Качинской улице — «малокачинцами», на Больше-Качинской улице — «большекачинцами». Эти три группы объединялись в общую группу «качинцев» или просто «качи».

Живущие в Кузнечных рядах (Ново-Кузнечная улица) назывались «кузнечниками», В Теребиловке — «теребилашниками». В Николаевке, где жил исключительно железнодорожный рабочий люд — «железнодорожниками» или «николаевцами».

Для «войнишки» выбиралось определенное место. Весной и летом у часовни на Афонтовой горе, осенью и зимой на реке Каче. Главную роль в выборе места играли не времена года, а полиция и казаки, которые гоняли игроков с Качи к часовне и наоборот.

За горой было открытое и свободное от жилищ место со множеством камней — «оружием» для воюющих сторон. Если бой был особенно ожесточенным, то «игра» переносилась на ближайшие улицы города. Любители сильных ощущений вооружались подзорными трубами, биноклями и восхищались непобедимостью той или другой стороны.

На самом деле, каждая из «войнишек» приносила много раненых, иногда и убитых. В 1912 году такая «игра» вспыхнула между «качинцами» и «николаевцами» — в результате было трое убитых и несколько человек раненых.

Каждая из армий «предводительствовалась» отчаянными парнями, из которых известностью пользовались: головорез Абашкин (впоследствии приговоренный военным судом к расстрелу за «деяния» во время военной службы), немой (зарезанный одним из своих товарищей) и Шохин (в период политических волнений был сыщиком, а затем сослан на каторжные работы).
Естественно, что такие люди не могли не оставить о себе память в частушках:

Как Абашкин на Большой —
Так ребята все домой,
А немой появится —
Ребятам не поглянется.
Если Шохин к нам придет —
У нас война на лад пойдет.

В других частушках восхвалялась удаль «качинцев», которых не смущали даже частые аресты:

Наши качински ребята
Одним словом молодцы:
Стекла бьют, ворота мажут
И кузнечным не уважут.

Сколь мы пили и гуляли —
Во вторую часть попали.
Во второй части привольно:
Хлеба сущнаго довольно.

«Качинцы» в своих частушках часто восхваляли своих качинских девиц и унижали девушек Кузнечной улицы:

Как на Каче грязь и тина —
Там девчонки, как картина.

Как на Каче грязь и кочки —
Там девчонки, как цветочки.

На кузнечной фонари —
там девчонки звонари.

С.Б.Качальский. Уральские частушки

В деревнях молодежь тоже собиралась по праздникам и воскресеньям петь частушки. Каждый парень старался «выказать» себя перед девушками, немного «поломаться». Это выражалось обычно в манере поведения и в развалистой (как будто пьяной)  походке. Девушки пели частушки, сидя на скамьях или бревнах у ворот. А то и просто ходили по деревне, держа друг друга за талию, также кокетничая и «ломаясь» перед парнями.

Между старожилами-сибиряками и переселенцами часто возникали конфликты из-за земель или лесов. Сибиряков называли «чалдонами», а переселенцев  «лапотонами». Вот  так перепевались девушки-переселенки  и старожилы:

Не ходила, не пойду
В лес я за грибами,
напугал меня чалдон
Синими штанами.

Переселенка

Как в Чертете окна биты,
Лапотоны вшивы-бриты.

Старожилки

Интересна и любовная лирика в частушках:

Милый мой, а я твоя,
Окинь полой, озябла я,
окинь правою полой —
Куда пойдешь и я с тобой.

У моего милого
Под ярмошку волоса,
Запоет он песню важну —
Все покроет голоса.

Сшила блузку в крыльцах узку,
С якорями на плечах,
Я люблю сваво милого,
Что веселый на речах.
д. Бугачева

Я за милку грудью встану —
Всех порежу, в тюрьму сяду
д. Базаиха

Что за реченька — голуби купаются,
Что за девочка — все в нее влюбляются.
Голубей я подстрелю, чтобы не купалися,
А милашку утоплю, чтобы не влюблялися.
д. Базаиха

Ты красива, некрасива,
Ты ожалила меня.
Тебе, милка, не спасибо —
Ты спокинула меня.
д.Бугачева

В частушках можно проследить всю жизнь народа того времени. В них присутствовала  неразделенная любовь, насильственная женитьба, отношения между невесткой и родителями мужа.

Моя мамонька ретива,
В саду яблок сорвала.
Красоту мою сгубила,
Рано замуж отдала.
с.Кежемское

Ваня, Ваня, Ваничка,
Я тебе не парочка.
Ты — седая борода,
Я девчонка молода.

Свекр ругает, Свекровь гонит,
Я разуюсь — не догонят.

Мамонька не родная —
Похлебочка холодная.
Если б мать родна была,
Щей горячих налила.

Страдали  в частушках не только девушки. Парни тоже пели о своей несчастной любви. Вот варианты таких песен:

Мою милую венчали —
Я на паперти стоял,
Обвенчали и умчали —
Я головкой покачал.
с.Кежемское

В России в этнографической литературе частушкам была уделена самая малая доля. К этому виду народной песни, к сожалению,  относились скептически и свысока.

По материалам очерка И.Чеканинского «О частушках в Енисейской губернии». 1913 г.

Похожие статьи

  • Нет похожих записей
  • Людмила Цитировать no_subscriber
    6 ноября 2011 в 17:19

    А вот тоже отражает жизнь — уже из современности:

    Самогонщика поймали,

    был в милиции скандал.

    Как судить его не знали

    он из бражки сахар гнал.

    Говорят картошку съели

    колорадские жуки,

    проживём и без картошки

    лишь бы были мужики.

    Дорогие демократы

    я вношу поправку,

    вы едите сервелат,

    а мы зелёну травку.

  • НИНА Цитировать no_subscriber
    8 ноября 2011 в 13:23

    Из последних ,что я слышала, частушек меня поразила одна. Её мне не спела , а пересказала, как стихотворение, моя коллега родом из Даурского района, который сейчас на дне Красноярского водохранилища.

    Запрягай-ка, тятька, лошадь,

    рыжую, лохматую.

    а я сяду и поеду в

    Балахту проклятую!

    Жители Даурского района так переживали потерю своей малой родины, что это выливалось в ненависть к соседнему району, который частично лишь терял свои земли.А как тяжело и страшно это было, мы увидели в воскресенье в фильме"Молога".А ведь Даурский район уходил под воду в 1960-е годы, это было более человечное время, чем 1930-е.

Оставьте комментарий


 

 

1 + 8 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Здание минусинского музея
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место