Новости сайта
Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Памятники архитектуры
Если Вам попалась на сайте грамматическая ошибка, то выделите ее мышкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Балахтинское двухклассное училище

1 января 1846 года в селе Балахтинском Ачинского округа начало работать первое в волости мужское одноклассное церковно-приходское училище. Жители села принимали в его организации активное участие, за что «главный Управляющий Енисейской губернией» в послании от 25 апреля 1845 года посчитал должным изъявить Балахтинскому волостному обществу свою признательность за усердие в деле учреждения в селе приходского училища.

Балахтинская средняя школа №1Ко времени начала занятий был куплен (а по другой версии – подарен зажиточной балахтинкой) деревянный дом, обставлен нужной мебелью, завезены дрова, закуплены учебные принадлежности, нанята прислуга для уборки помещений и человек для приведения в порядок территории училища и подвоза дров. Вряд ли удастся установить, каким был этот первый дом, купленный крестьянским обществом под школу в 1845 году. В документах прослеживается мысль, что он был теплым, а, значит, не очень старым.

В реестре, составленном в волостном правлении, значатся 11 населенных пунктов, откуда были набраны ученики: деревня Журинская – 5 человек, Лопатинская – 3 человека, Парновая, Малотумнинская, Трясучая, Таловая, Марьясова – по одному человеку, из села Балахтинского – 6 человек. Некоторые фамилии первых учеников: Иван Потехин, Федор Зыков, Куприян Сургутский, Федор Елизарьев, Алексей Шахматов. Самым младшим учеником был шестилетний Федор – сын балахтинского крестьянина Григория Зыкова.

Первые ученики были разделены на три отделения, причем, без учета возраста: шестилетний и пятнадцатилетний находились в одном. Из 21 ученика первого набора основная часть была крестьянскими детьми, остальные — сыновья чиновников, дьякона и священника, волостного писаря и ямщика.

Балахтинский видВ течение первого учебного года изучали следующие предметы: Закон Божий, краткий Катехизис, Священное писание, письмо. Знания оценивались тремя оценками: «1», «2», «3», причем «1» — была самая высокая. Оценивались не только успехи по каждому предмету, но способности и прилежание, из чего выводился общий балл. Успеваемость была разная, кто-то «отличался в науках», кто-то учился «посредственно», кто-то – «недостаточно». Поведение тоже оценивалось: семь человек были «хорошего поведения», семеро «вели себя добропорядочно», шестеро – «посредственно». Детей «недоброжелательного поведения» не было, хотя в течение первого же учебного года (как отмечалось в отчете) мальчики разбили оконное стекло, но, видимо, не в результате злостной шалости.

Представитель Дирекции народных училищ, инспектируя в 1885г. учебные заведения Ачинского округа, с удовольствием отмечал, что «нравственность и поведение учащихся сельских приходов находится в весьма хорошем состоянии». Мерами воспитания служили замечания и выговоры со стороны учителей, оставление шалящего по окончании уроков, в крайнем случае – приглашение родителей. Физические наказания в училище не применялись. (ГАКК, ф.3, оп.1, д.1, л.12.)

Сразу же была определена система поощрений – книги и похвальные листы. В конце первого учебного года наград удостоились три мальчика. Дополнительным стимулом для хорошего учения являлось приглашение на выпускные акты кроме родителей, еще и именитых граждан села, которым рассылали пригласительные билеты.

Запрос от смотрителя Ачинских училищ по предложению Нигрицкому 1845 гЗаконоучителем в училище был 53-летний Илья Федорович Нигрицкий, окончивший курс Тобольской семинарии. Желая, чтобы именно Илья Федорович был учителем во вновь открывающейся школе, штатный смотритель Ачинских училищ 14 июня 1845 года поручил Балахтинскому волостному правлению «сделать предложение священнику Нигрицкому, не согласится ли он в предлагаемом к открытию в селе Балахтинском училище принять на себя исправление должности законоучителя».

Второй учитель, двадцатисемилетний Евдоким Львович Попов, окончил Иркутскую духовную семинарию. В Балахте ему была предоставлена казенная квартира и определено жалованье в 120 рублей в год. (ГАКК, ф.344, оп.1, д.107.)

На первоначальное обзаведение и расходы на первый учебный год Комитет штатных смотрителей Ачинского уезда порекомендовал волостному правлению выделить училищу 300 р. серебром. В эту сумму должны были уложиться все траты от покупки дома, мебели, топлива, учебных и письменных принадлежностей, свечей, до  разовых выплат за услуги по ремонту и приведению в порядок территории.

В последующие годы волостное правление раз в квартал, исключая летние месяцы, давало училищу 133 р. 33 коп. Основной статьей расхода было жалованье должностным лицам, причем, штатному смотрителю Ачинских училищ ежегодно отсылалось «пенсионного капитала 3 р. 40 коп.» Следующей статьей расхода было содержание училищного дома (отопление, освещение, чистота). Около 20 р. в год расходовалось на книги, 33 р. – на канцелярские принадлежности. Ученикам из бедных семей учебники выдавались бесплатно, имущим продавались, для этого был создан фонд учебной литературы.

Не все волостные правления уделяли столько заботы и внимания открытию и поддержанию школ для народа. Очень часто учебным помещением служила церковная сторожка или угол обыкновенной избы, нанятой на время, тут же находились ее владельцы, шла хозяйственная суета. По сравнению с подобными условиями устройство начального обучения детей в церковно-приходском училище села Балахтинского можно назвать образцовым для того времени: отдельный просторный дом, обставленный необходимой мебелью, решение хозяйственных вопросов (подвоз воды и топлива), нанятая для топки печей и поддержания чистоты обслуга, привлечение к преподаванию самых образованных представителей местной интеллигенции.

За более чем 50 лет, прошедших со времени его основания, к началу XX века подобные училища были только в двух (не считая с. Балахтинского) волостных центрах губернии: в Аскизском и Рыбинском.

Жолудев Д.Г. "Краткая история школ Красноярского края, Енисейск, 1961 г.

Кроме денег из волостного правления училище имело благотворительные поступления от зажиточных граждан: купцов, чиновников, крестьян, занимающихся каким-либо промыслом (ямщиной, прасолством, содержанием пасек и т.п.) Например, в 1856 г. благотворительных пожертвований было собрано 127 р. 77 коп. «По согласию господ благотворителей» собранная сумма была употреблена на закупку книг для училищной библиотеки и для вручения лучшим ученикам на торжественном акте, а также газету «Московские ведомости», годовая подписная цена которой равнялась 11 рублям.

Кроме того, каждое училище имело своего «почетного блюстителя», т.е. имущего гражданина села, который был членом училищного Совета и на которого возлагалась основная благотворительная ноша. Почетного блюстителя выбирали на волостном сходе, должность эта была хлопотная и неприбыльная. В архивных фондах попадаются документы, где выдвигаемые лица отказывались от нее, мотивируя разными причинами, в частности, торговыми делами, которые требовали частых разъездов и не позволяли быть в курсе училищных дел. Иногда  место почетного блюстителя оставалось вакантным.

Тем не менее, в разные десятилетия почетными блюстителями приходского училища были купец Юрасов Семен Николаевич (1880-е годы); выходец из крестьян Зыков Федор Иванович (1890-е годы), который по воспоминаниям его дальнего родственника, В.М. Зыкова, разбогател на торговле медом и содержании пасеки; Трошин Алексей Васильевич – представитель балахтинской купеческой семьи (1900-е годы), Мухин Всеволод Иванович, про которого сказано – «крестьянский начальник» (1910-е годы).

С изменением государственной политики в области народного образования, с приданием училищу более высокого статуса, с увеличением числа учеников и преподавателей изменялось финансирование, к началу XX века оно шло не только из средств волостного правления, но из государственного казначейства и земских сборов.

Если в первые годы своего существования училище было исключительно мужским, то к 1860-м годам оно стало смешанным, правда, девочек поначалу было очень мало, в 1865 г., например, всего две.

В 1870-х годах в нем, за неимением квалифицированных педагогов, вели уроки волостной фельдшер В.В. Пузырев и канцелярский служитель Н.В. Корсак.

Во второй половине XIX века Балахтинская приходская школа уже представляла в губернскую Дирекцию народных училищ ходатайства о наградах учителям, имевшим профессиональное образование, немалый стаж и результаты работы. В 1883 году за выслугу лет к производству в следующий гражданский чин коллежского регистратора был представлен Антон Семенович Чубучин, преподававший в Балахтинском училище и из него ушедший в отставку. ( ГАКК, ф.3, оп.1, д.6.)

На начальном этапе существования сельской школы большой проблемой был отсев учащихся. «Так как цель – обучить детей грамоте – бывает отчасти достигнута, то безысходная бедность и нужда родителей и крайняя потребность в рабочей силе невольно побуждают их брать детей своих из училища», — это строки из Отчета инспектора за 1886 год. ( ГАКК, ф.3, оп.1, д.1, л.9-12.) Из 27 учеников этого года еще до окончания курса выбыло 20 детей, т.е. трехлетний срок обучения оканчивали единицы из набранных десятков.

Выпускники же училища по прошествии лет становились инициаторами создания народных школ в своих селах и учителями грамоты в них, как это произошло в случае с уроженцем села Курбатово Павлом Григорьевичем Розановым.

Накануне преобразования училища в двухклассное в 1892 г. школьники уже учились в новом, построенном на общественные средства, доме. История нового школьного дома связана с именем Г.В.Юдина. Участок земли, на котором шло строительство, принадлежал ему и был пожертвован приходскому училищу вместе с садом, хозпостройками и заборами.

С реорганизацией в 1896 году в двухклассную и увеличением дома на один этаж у школы появилось больше возможностей заниматься не только обучением, но и развитием способностей и интересов детей. Начинает формироваться школьный музей, первоначально имеющий более природоведческую, чем историко-краеведческую направленность. Собираются коллекции насекомых, минералов, растений, мхов, останки древних животных, которые находят после схождения весенних вод. В музей принимались личные собрания, так ученик Мутовин подарил коллекцию из 22 яиц имеющихся видов местных птиц. Была большая коллекция хлебных злаков, собранная группой учащихся, – все это зафиксировано в описи музейных экспонатов. В историческом разделе хранились «коллекции предметов железного века и деревянных сельскохозяйственных орудий».

Кроме того, судя по наименованиям экспонатов, был раздел музея, отражающий учебные достижения детей, своего рода – выставочный зал: диаграммы, рисунки, картины из соломки, прутиков, модели геометрических фигур, даже «модель небоскреба» и «модель большого дома в Балахте». Все это не дошло до нашего времени. (АГРА, ф.18, оп.1, д.152, л.57-80.)

В 1897г. к трем годам обучения в первом классе прибавилось еще 2 года. К прежним предметам: Закону Божию, русскому языку, чистописанию, арифметике и черчению, которые продолжали преподаваться на более высоком уровне, добавлялись история, география, естествознание. Из необязательных предметов, куда входили переплетное, столярное, кузнечное, слесарное и сапожное ремесла, а также садоводство, огородничество, пчеловодство, рукоделие и гимнастика, только в переплетное дело набиралась группа желающих, все остальные предметы оставались незадействованными из-за отсутствия преподавателей, мастерских и условий.

Внутри классов училища имелось деление на группы, вот, например, как это выглядело в 1903году:
Группы учащихся в 1903 году

К началу XX века училище посещало более 60-и школьников, причем, не только жителей Балахты. В 1904г., например, в 1 классе учились 39 балахтинцев и 12 детей из других сел и деревень волости, во 2-м классе соотношение было 9 и 7. Были даже случаи отказа в приеме из-за переполненности и тесноты помещений. Население понимало необходимость учебы, тем более, что перед глазами были такие яркие примеры судеб выходцев из балахтинских крестьян, научившихся грамоте, как Кулаев и Цыбульский. Иван Васильевич Кулаев, сын крестьянина из села Тюльково, стал крупнейшим сибирским предпринимателем. Захарий Михайлович Цыбульский, сын балахтинского волостного писаря, — городским головой, а потом и Почетным гражданином города Томска.

Сохранился несколько злой, но, видимо, написанный довольно справедливо словесный портрет заведующего училищем на переломе двух веков – Василия Васильевича Прилуцкого. Авторы его – выпускники Балахтинской тогда уже семилетки, которым в 1923г. было поручено написать историю школы по требованию Ачинского УОНО. Ребята нашли в ВИКе доступные им архивные документы 1849—1859 годов, опросили старожилов. Описание учителя Прилуцкого и методов его преподавания получилось особенно ярким, потому что его бывшие ученики, в ту пору люди 30-40-летнего возраста, хорошо все помнили, но рассказывали о нем не без яда и преувеличения.

Из всех бывших учителей наиболее выдающимся и оставившим по себе память является В.В.Прилуцкий. Он был человеком прямым и честным, ото всей души желал, чтобы его ученики много знали и хорошо учились.

Шалунов и небрежно относящихся к занятиям терпеть не мог и строго с ними обращался. Ученики боялись его, как огня, и замирали, когда он проходил по классу. Взгляды учеников опускались от его взгляда. Особенно он загонял занятиями старших. Дальше по теме не шли до тех пор, пока все ученики не выучивали заданного основательно и сознательно. По русскому языку количество работ было неисчислимо. Сочинения переписывались раз по 12 и более. Он не удовлетворялся ими, пока не находил их сносными. Этим к концу года он достигал того, что диктанты писались без ошибок, а сочинения – гладконаучно и обстоятельно. Сделанную ошибку он заставлял переписывать по 100-200-500-1000 раз.

По арифметике задачник Малинина-Буренина прорешивали от корки до корки, еще много задач брали из Верещагина. Карты знали как таблицу умножения, историю и хронологию тоже. Геометрия считалась легким предметом, по ней могли отвечать когда и что угодно, потому что все было заучено наизусть. В школу приходили еще затемно, после уроков оставались заниматься по тем предметам, которые слабо знали, уходили домой в сумерках, и это ежедневно. Занимались и в воскресные дни до обедни, а иногда возвращались в школу и после обедни.

Так как учитель был один на всю школу, то случалось, что ученик, который занимался лучше других, помогал ему. Дисциплина была строгая, за все провинности ставил на ноги, на колени, выгонял из класса в коридор, оставлял без обеда и считал эти средства самыми лучшими для исправления учеников.

Многие устрашались такой премудростью и адской работой и бросали учиться. Зато оставшиеся знали материал твердо и в городские учебные заведения поступали по экзамену без подготовки. Но все эти знания стоили ученикам и учителю громадного напряжения. Он был через меру требователен, а поэтому еще в молодых летах изнервничался с учениками, сильно подорвал свое здоровье и умер 37-и лет.

Семейная жизнь В.В.Прилуцкого была поистине трагической, у них с супругой умерло пятеро детей. Возможно, его чрезмерная строгость, работа с утра допоздна, занятия в воскресные дни – все это диктовалось тем, что в школе, будучи загружен урочными и хозяйственными делами, он старался забыться от горя. Умер В.В.Прилуцкий в ноябре 1904 года и похоронен на балахтинском кладбище.

В 1907 г. Ачинский уездный исправник донес по инстанции о «противоправительственных настроениях, которые распространились среди населения». Расследование установило, что в селе «образовался кружок молодежи с политическими целями». Его работу инициировала наезжавшая из Красноярска учительница А.Ф.Зыкова, имевшая какие-то отношения с преподавателем Балахтинского училища Петром Павловичем Шишановым. Во время обыска на его квартире была обнаружена нелегальная литература. ( ГАКК, ф.30, оп.1, д.139, л.1-2.)

Снизойдя к молодости учителя, дело, видимо, оставили без последствий, п.ч. П.П.Шишанов преподавал в обеих балахтинских школах вплоть до 1937 года.

В 1908г. от Дирекции народных училищ Енисейской губернии был представлен к награде серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте заведующий Балахтинским двухклассным училищем Венедикт Федорович Тихомиров. В 1912 г. такой же награды был удостоен другой заведующий училищем – Валентин Александрович Семидалов. Вручение подобных медалей в наградных листах сопровождалось словами: «За долголетнее состояние на службе, добрые нравственные качества, любовь и усердие к учебному делу». В.Ф.Тихомиров являлся к тому же потомственным Почетным гражданином села. ( ГАКК, ф.3, оп.1, д.18, л.6; д.200, л.2.) Более десяти лет проработал в Балахтинском училище Старцев Иван Андреевич.

В 1911г. в связи с увеличением числа учащихся деревянное здание было перепланировано и увеличено. Вокруг школы поддерживали доставшийся от Юдина зеленый уголок, который впоследствии превратился в общественный сад. Квартиры заведующего и сторожа находились при школе, поэтому во дворе сложили баню, хозпостройки стали кладовыми, добавили навесы, отхожие места, содержать их и территорию в санитарном порядке являлось обязанностью сторожа.

С ростом числа учеников увеличивался и учительский коллектив. Недостаток в образованных преподавателях училище испытывало всегда. Большинство работавших педагогов имели образование в виде учительской семинарии. К концу XIX века, когда училище сделало уже немало выпусков, его воспитанники доучивались в гимназиях, оканчивали в Красноярске педагогические курсы, получали Свидетельства на право заниматься педагогической деятельностью. В Балахтинском училище преподавали получившие образование дочери почтовых чиновников (Екатерина Поликарповна Каргаполова), священников (Мария Николаевна Уварова, Конкордия Алексеевна Смирнова).

О Конкордии Смирновой хочется рассказать подробнее. Дочь протоиерея Балахтинской Введенской церкви, она выделялась среди коллег очень хорошим образованием, полученным в 1912—1916 г.г. на Высших женских курсах в С-Петербурге.

Семья Смирновых. Впереди сидит Конкордия Алексеевна

Ее учителями были видные ученые той поры: Палиевский, Гревс, Протасов, Вульфиус. В балахтинской семилетней школе она начала работать преподавателем гуманитарных дисциплин и географии с 1919 года. К сожалению, в 1925 г. К.А.Смирнова вместе со своим отцом и всей семьей вынуждена была оставить Балахту, т.к. принадлежавший им дом был конфискован. Школа же в ее лице потеряла одного из первых учителей с прекрасным образованием.

Накануне придания школе нового статуса Ачинский уездный отдел народного образования запросил реестр имущества. По описи, присланной Балахтинской школой, мы можем судить, какой багаж она накопила за годы существования. Технические средства обучения, конечно, были приобретением уже XX века и отвечали требованиям современности, имелись граммофон и два «волшебных фонаря» (прообраз светопроектора) с 14-ю коробками картин на стекле к ним. Насчитывалось более 20-и видов физических приборов, среди них модели парового котла, электромагнитного двигателя, аппарата Морзе, прибор электрической иллюминации, электрический звонок с кнопкой, телефон. Хотя до распространения в Балахте и районе массовой телефонной связи и появления электричества было очень далеко, приборы и модели давали школьникам представление о новейших технических достижениях.

Вид Балахты первой четверти 20 в.Большим количеством чучел птиц и животных, заспиртованных препаратов, коллекций видов семян, пород деревьев, насекомых во всех стадиях их превращения была представлена биология. Причем все это, хрупкое, миниатюрное, сыпучее было оформлено в деревянных застекленных ящиках, разделенных на ячейки. В этом же разделе находились гипсовые фигуры: статуэтки человеческих рас, разборные модели частей человеческого тела, например, глаза, носа, уха.

Коллекция минералов насчитывала более шестидесяти экземпляров. И физика, и биология, и география располагали множеством картин, таблиц, и карт от изображения полушарий и частей света до общей карты Енисейской губернии и отдельных ее уездов. Глобусы были представлены тремя разновидностями: обычным, с компасом и с делением на день и ночь.

Даже из такого короткого и неполного обзора реестра видно, что школа была достаточно хорошо для такого глубинного места, как Балахта, оборудована наглядными пособиями. (АГРА, ф.18, оп.1, д.152, л.57-80.)

Библиотека Балахтинского двухклассного училища также была по-своему замечательна. К 1918 г. в ней накопилось более 700 наименований книг, это не так уж и много за 72 года. Беллетристика составляла лишь малую часть его. К этому времени в селе уже несколько лет существовала бесплатная народная общедоступная библиотека, укомплектованная классической художественной литературой, и школьники имели возможность ею пользоваться. Большую часть училищной библиотеки составляли методические и дидактические издания и разнообразные учебники. Выписывались журналы как для педагогов – «Народное образование», так и для детей – «Юный читатель», «Всходы». Было довольно много практических руководств – по рисованию, черчению, лепке, картонажному делу, организации училищного хора, устройству школьных сада и огорода. По переплетному ремеслу, которое преподавалось не один год и всегда набирало группу желающих освоить его, учили, вероятно, реставрируя старые книги и переплетая периодику, т.е. на основе библиотеки. Есть данные о существовании этого библиотечного кружка вплоть до 1923 г.

Но главной особенностью училищной библиотеки являлось обилие в ней литературы о ведении крестьянского хозяйства и устройстве быта. Скорее всего, это были не толстые издания, а брошюры с краткими наставлениями о том, как
• уберечься от пожара;
• правильно ухаживать за лошадью-работницей;
• бороться с саранчой, пруссаками, домовыми мухами, молью, паразитами животных и человека, вредителями сада и огорода;
• верно улучшать землю удобрениями;
• разводить гусей и уток;
• разумно содержать пасеку;
• каким зерном сеять, чтобы хлеб лучше родился;
• как вести полевое хозяйство.

В 1920 году – сельское народное училище было преобразовано в советскую единую трудовую школу I и II ступеней, и началась его новая история. В 1924  году деревянное здание училища сгорело. До 1953 года школа неоднократно переезжала из дома в дом. Пристанищем ей служили бывшие купеческие дома.
Здание, в котором школа располагалась в 1953-1975 ггВ 1953 г. специально для школы было построено новое белое двухэтажное здание. Сейчас в нем располагается ПУ-80.
Балахтинская средняя школа №1Новое типовое здание Балахтинской средней школы №1, в которую через многоступенчатые реорганизации было преобразовано сельское двухклассное училище, было введено в строй в 1975 году.

Лопатина Нина Георгиевна, учитель Балахтинской средней школы №1. Фото из архива автора.

Дополнительные фотографии

4 фотографий


  • Юлия Цитировать no_subscriber
    24 марта 2011 в 21:06

    Нина Георгиевна должна была участвовать в Шестых Юдинских чтениях. Но приехать не смогла, к сожалению. Очень хотела с ней познакомиться

  • Сергей Цитировать my_subscriber
    28 февраля 2012 в 13:27

    «В 1953 г. специально для школы было построено новое белое двухэтажное здание. Сейчас в нем располагается ПУ-80.»

    — не совсем точно. Это было отдано перестроенное здание Балахтинской Введенской церкви. На здании сохранились следы церкви, с правой стороны здания находились могилы — протоиреи всегда хоронились возле церкви.

    Наши предки были свещеннослужащими при этой церкви.

    в 2005-6 годах мы посещали это училище, есть фотографии.

  • Борис Цитировать my_subscriber
    1 мая 2012 в 3:14

    Сергей! Не знаете ли Вы что-либо о Суслове Иване, бывшем в 1823 году псаломщиком в этой церкви, а его сын Михаил учился в духовном училище в Красноярске?

  • Борис Цитировать my_subscriber
    1 мая 2012 в 3:17

    Иван Суслов служил в 1823 году псаломщиком в этой церкви, а сын его учился в Красноярском духовном училище

  • Иван Цитировать no_subscriber
    11 мая 2012 в 17:19

    Здравствуйте.

    спасибо за интересную статью, меня заинтересовывала фамилия Сургутский Куприян первого набора гимназии, есть ли возможность узнать из какой деревни он был родом, ищу предков по бабушке может это первая ниточка.

    С уважением.

  • Ольга Цитировать no_subscriber
    2 сентября 2012 в 21:03

    Добрый день.У меня хранится Евангелие моей бабушки с дарственной надписью «Моте Зыковой за усердие в церковнослужении». И подпись-штампик Протоиерей Алексей Павлович Смирнов 14 апреля 1917 года.А на общей фотографии второй справа в третьем ряду мой дядя-Никитин Николай Александрович.Мои корни в Балахте,но я там ни разу не была.Спасибо Вам за эту статью.

  • НИНА Цитировать no_subscriber
    14 декабря 2013 в 19:32

    Прошу простить меня, что я долго не заходила в обсуждения этого материала. Хочу ответить Сергею и Ольге.Сначала Серею.Вы пишете , что данные не совсем точны.Якобы школе было отдано перестроенное здание Балахтинской Введенской церкви, и на здании сохранились, якобы, следы церкви. Нет, Сергей, новое здание было построено на фундаменте церкви, а сама церковь в 30-х годах была разрушена и долго лежала в руинах, пока на этом месте не решили построить школу. Прицерковное кладбище, действительно, было.Его судьба печальна. Теперь Ольге.Спасибо за Ваш комментарий, особенно ценно, что Вы опознали одного из учеников. И Сергея, и Ольгу хочу пригласить в группы «Пишем историю Балахтинского района» и «Истории школ Балахтинского района». Обе группы в «Одноклассниках». Если вы как-то связаны с Балахтинским районом, то найдете там много интересных для себя материалов и фото .С уважением, Нина Георгиевна Лопатина

Оставьте комментарий


 

 

5 + 9 ?
 



Хотите подписаться, не комментируя - введите свой Email  

Если вы решили прокомментировать статью, для начала ознакомьтесь с правилами.

Правила кoммeнтиpoвaния на сайте Красное место

  1. Прежде чем оставлять отзыв, подумайте, будет ли он полезен другим читателям?
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы (в том числе блоги/сплоги, созданные не для людей) будут удалены.
  3. Короткие комментарии вроде "Спасибо!" или "Интересная статья!", могут быть удалены, если я не знаю автора, поскольку они очень похожи на спам.
  4. Не используйте в качестве имени комментатора названия сайтов, рекламные фразы и т.п. слова, - такие комментарии я тоже удалю. Прошу указывать нормальное имя или ник.
  5. Пожалуйста, не засоряйте ветку высказываниями не по теме статьи или вставкой только смайликов, если есть вопрос - поищите сначала соответствующую статью, если это все равно не помогло, лучше свяжитесь со мной лично.
Поиск по сайту

Случайная статья
Дом просвещения
Новые комментарии
Мобильная версия
Мобильная версия сайта Красное место